ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ 1.
Переодизция истории государства и права зарубежныых стан от древнейших времен до наших дней. выделяют четыре основных периода:
1) историю государства и права Древнего мира;
2) историю государства и права Средних веков;
3) историю государства и права Нового времени;
4) историю государства и права Новейшего времени.
Датой окончания истории Древнего мира и началом периода Средних веков считается падение
Западной Римской империи. Переход к Новому времени отнесен к Английской буржуазной революции. Новейшее время начинается в начале XX в. и продолжается в наши дни.
В основе такой периодизации лежит формационный подход к истории государства и права.
Древний мир — это рабовладельческая формация, Средине века — феодальная формация, Новое время — капиталистическая формация. Новейшее время в советский период связывалось с появлением социализма как первой стадии коммунистической общественно-экономической формации. Сегодня, после разрушения СССР и переоценки некоторых идеологических положений,
Новейшее время не вполне укладывается в учение об общественно-экономических формациях. Тем не менее представляется возможным его традиционное выделение с перспективой научного обоснования.
Древний мир — это уникальный по длительности и интересный период, который делится на историю
Древнего Востока и историю Античности.
Под Древним Востоком понимается ряд стран Южной, Восточной Азии, Передней и Центральной
Азии, Северной и Северо-Восточной Африки в период возникновения и существования рабовладельческой формации, т.е. примерно с середины IV тысячелетия до н.э. до начала становления феодализма в первых веках нашей эры. Наиболее крупные и известные культуры
Древнего Востока сложились в долинах таких крупных рек, как Хуанхэ, Янцзы, Нил, Инд, Ганг.
Соответственно, первые государства Древнего мира возникли в Египте, Китае, Индии, Междуречье.
Особенностью Древнего Востока является наличие специфической формы сельской общины, при которой всей общине принадлежит собственность на землю и воду как основные средства производства. В разных государствах Древнего Востока она порождала сходные черты государственно-правового развития. Основанная на необходимости коллективного труда для развития хозяйства, восточная община способствовала консервации общественных отношений.
Отсутствие частной собственности на землю привело на Востоке к тому, что по форме государственного устройства древневосточные государства являлись монархиями или деспотиями.
Как правило, власть верховного правителя либо не была ничем ограничена, либо он делил ее с ближайшими сановниками.
Под Античностью понимается история двух древних государств Европы: Греции и Рима. Это период древней истории примерно с I тысячелетия до н.э. по V в. н.э., охватывающий историю грекоримского рабовладельческого общества.
Характерной формой государственного образования античного мира являлся полис — гражданская община. Составной частью полисного устройства являлось народное собрание. Для полиса была характерна рабовладельческая демократия, т.е. демократия свободного населения, которое составляло меньшинство и обладало всеми гражданскими правами.
Античная цивилизация и культура оказали огромное влияние на становление и развитие мировой культуры, прежде всего европейской. Громадное влияние на становление и развитие правовых систем современности оказало римское право, одно из величайших достижений человеческой цивилизации в государственно-правовой сфере.
Характерной чертой всех государств Древнего мира стало рабовладение. Его роль была неодинаковой на Востоке, где, несмотря на наличие рабов, основной продукт производили крестьяне- общинники, и на Западе, где домашнее рабство постепенно привело к превращению рабов в товар и производящую силу. Именно благодаря рабовладению стало возможным появление античной демократии.
Период Средних веков неразрывно связан с развитием феодализма.
Период Средних веков применительно к европейским странам может быть разделен на три основных подпериода:
1) раннее Средневековье;
2) развитой феодализм;
3) разложение феодализма.
Главная черта Средневековья — это особые формы поземельных отношений, связанные с наделением землей за службу. Еще одна особенность данного периода — особая роль церкви в развитии государства и права.
Начало периода Нового времени в отечественной литературе традиционно датируют Английской буржуазной революцией, которая открыла дорогу развитию капитализму. В то же время некоторые западные исследователи считают началом нового времени период великих географических открытий.
Переход к Новому времени от Средневековья и феодализма ознаменовался новым смыслом, которое получило право. Впервые появляются государственно-политические акты, имеющие всемирное значение: Декларация прав человека и гражданина во Франции, Декларация независимости США, а также первые конституции (США, Франция, Польша). Вместе с ними появляются идеи о том, что государственная власть должна служить народу, что все люди равны, что власть должна соблюдать права граждан. Возникает идея разделения властей.
Новое время — время большей мобильности, установления связей между странами и континентами, развития торговли и промышленности. В этот период появляются фабрики и заводы, растет численность рабочего класса, происходит накопление капитала и возникает буржуазия. В сфере государства и права возникают и реализуются на практике новые идеи. Это прежде всего идея свободы, а также идеи равенства, прав человека, общественного договора. Данные идеи порождают и новые формы государственного устройства, переход к которым происходит революционным путем, через жертвы и потрясения.
Что касается перехода от Нового времени к периоду Новейшего времени, то раньше в нашей стране он определялся 1917 г., Октябрьской революцией. Сейчас условное начало данного периода мы относим к началу XX в.
Новейшее время характеризуется принципиально новыми процессами в сфере государства и права, что обусловлено глобализацией, информатизацией, унификацией правового регулирования.
Человеческая деятельность вышла на качественно иной этап, мир все больше становится единым, внедряются общие стандарты в области прав человека, появляются не известные ранее отрасли права.
БИЛЕТ 2.
Сущность понятия «восточная диспотия».
Общественный и государственный строй Древнего Египта.
Восточная диспотия это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции
Соц.структура:
- светская знать. В конце сущ-я Древ.царства добивается почти полной независимости.В период
Среднего царства она сохраняет и упрочивает привелегии.Во время Нового ее положение меняется к худшему.Примирение с деспотическим господством фараона и его правительства - жречество.Оказывало огромное влияние на об-во, вмешивалось в суд.дела и управление.Жрецы- соб-ки огромных богатств.Зависимые и подневольные люди составляли основную массу населения.Рабы-военнопленные,доведенные до рабского состояния египтяне,слуги царя.Владели небольшим им-вом и получали скудное пропитание.
Гос.строй:
-
Особенность гос.строя Древнего царства заключается в централизации управления.Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона.
Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством.Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами. -Начало эпохи Среднего царства хар-ся почти неогранич.властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена
независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. -Основной чертой гос.строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и
Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.
БИЛЕТ 3.
Законы Хаммурапи.Преступление и наказание.Судопроизводство .
Хаммурапи - весьма удачливым дипломатом: большинство территориальных приобретений, сделанных в его правления, было достигнуто путем дипломатических усилий.
Законы (фактически – это судебник) были составлены в конце его правления и состояли из законов, выработанных его предшественниками, обычного права, его собственных указов и типичных решений судебных дел.
Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.
Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если...»).
Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц.
Уголовное право. Как и другие древние кодификации, ЗХ не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не сказано о государственных и религиозных преступлениях, кроме кражи храмового и дворцового имущества. Из содержания кодификации можно выделить только три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну. Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.
БИЛЕТ 3.
Законы Хаммурапи.Преступление и наказание.Судопроизводство .
Хаммурапи - весьма удачливым дипломатом: большинство территориальных приобретений, сделанных в его правления, было достигнуто путем дипломатических усилий.
Законы (фактически – это судебник) были составлены в конце его правления и состояли из законов, выработанных его предшественниками, обычного права, его собственных указов и типичных решений судебных дел.
Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.
Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если...»).
Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц.
Уголовное право. Как и другие древние кодификации, ЗХ не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не сказано о государственных и религиозных преступлениях, кроме кражи храмового и дворцового имущества. Из содержания кодификации можно выделить только три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство: например, смерть от развалившегося дома, от небрежной медицинской операции. Довольно подробно говорится о членовредительствах. Во всех случаях действует принцип талиона – виновного постигает участь потерпевшего. В случае побоев – штраф.
К имущественным преступлениям относятся кража скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма– тоже преступление. Грабеж и кражу различают. Все имущественные преступления караются очень жестоко - либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, напр.), огромный штраф (мог доходить до 30-кратной стоимости украденного), в случае неуплаты которого преступника казнили.
Преступления против семьи – прелюбодеяние, изнасилование, кровосмешение, похищение женщины, ребенка, бегство жены от мужа, а также действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший отца, лишается руки и т.д.).
Судебный процесс. Четкого различия между уголовным и гражданским судопроизводством в праве не проводилось, выделился ряд правонарушений, преследование за которые не прекращалось даже в случае примирения стороны и уплаты компенсации.
В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников был делом царских наместников. Доказательства предоставлялись суду истцом и ответчиком. Право знало понятие алиби Важным способом доказывания были свидетельские показания, а также ордалии. Большое значение имела клятва.
Окончанием процесса была выдача судьями решения, которое не обжаловалось. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.
БИЛЕТ 4
Общественный и государственный строй Древней Индии.
Общественный строй
Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").
Варны — это 4 сословия (страты, касты): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.
Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды.