ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний следующие виды преступлений:
1) против государства (мятеж, заговор);
2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу);
3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений);
4) воинские (неявки к установленному сроку на место сбора, не проявление мужества воином);
5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота).
Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью.
Суд в Китае не был отделен от администрации. Верховным судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения.
Процесс носил обвинительно-состязательный характер, но, начиная, с периода Цинь в судебном процессе усиливаются элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным.
БИЛЕТ 7
Развитие государственного строя в Древних Афинах. Характеристика полисной системы. Реформы
Солона и Клисфена.
Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать -
эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев
(геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли
метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.
Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;
Основными органами Афинского государства являлись:
1. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.
Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни
Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей.
2. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.
3. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.
Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.
4. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Реформы Солона:
1. сисахфия - долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения
собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в
рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое
рабство в Афинах впредь отменялось.
2. установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не
выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли. Разрешив в
интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных
владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
3. цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий
знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.
4. провозглашалась свобода завещаний.
5. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку:
класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности
сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (получающих 300
мер);зевгитов (200 мер); фетов.
6. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский
гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного
собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг
надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд
присяжных.
7. учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых
трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции
и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании
Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.
Реформы Клисфена
После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.
Реформы Клисфена:
1. распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
2. учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
3. разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное "смешение народа" и возникло выражение "не считаться филами" (т.е. племенным происхождением).
4. ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами - черепками для голосования) лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
БИЛЕТ 8
Особенности государственного строя Древней Спарты. Военная демократия.
Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате синойкизма т.е., слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое- ванием. Верхушка местных жителей нашла общий язык с родовой знатью завоевателей, вошла в общину победителей, ее члены получили название спартиаты.
Общественный строй Спарты.
Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы:
спартиаты;
гипомейоны;
периэки;
илоты.
Политическими правами пользовались только спартиаты. Все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных».Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства.
Граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.
Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении.
Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности.
Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Они были свободными, платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях, но не имели политических прав.
Полноправные спартанцы между собой считались равными. Дети в возрасте с 7 до 20 лет находились на государственном воспитании, мужчины в возрасте с 20 до 60 лет несли военную службу. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесситиями) и групповыми атлетическими упражнениями.
Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался
«опустившимся» (гипомейонов) и лишался политических прав.
В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в
Элладе.
Однако, при этом сохранялись архаичные обычаи далекой древности, что диктовалось положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, государственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в сочетании с примитивным образом жизни были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель- ствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев.
Государственный строй Спарты.
В государственном строе Спарты сочетались элементы военной демократии и родоплеменного строя.
Во главе государства стояли два царя (архагета), главы двух племен — дорийского и ахейского.
Архагеты обладали наследственной властью, входили в совет старейшин, выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебные полномочия по некоторым делам.
В Совет старейшин — герусию — входили 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60 лет. Геронты вели переговоры с другими государствами, рассматривали уголовные дела, дела о государственных преступлениях, вели судебные процессы против архагетов.
В народном собрании (апелла) участвовали все мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание созывалось раз в месяц, принимало законы, избирало должностных лиц, решало вопросы войны и мира и т.д. К IV в. до н.э. роль народного собрания становится пассивной.
Коллегия из пяти эфоров — представителей аристократии — избиралась на один год. Постепенно с
VI в. до н.э. ее роль возросла, эфоры поставили под свой контроль архагетов, осуществляли рассмотрение дел по имущественным спорам, получили право созывать герусию и народное собрание, стали руководить их деятельностью. Они стали фактическими руководителями государства.
Таким образом, по своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой:
Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), однако, фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания.
БИЛЕТ 9
Правовые системы Афинского полиса и Спарты.
В Спарте преобладало право обычаев.
Отсутствие права частной собственности на землю, серьезные притеснения в развитии договорных отношений, запрет гражданам Спарты заниматься торговлей, ремеслом, парная семья с многими специфическими чертами и элементами группового брака, криминальное право, нормы которого не устанавливали степени наказания, а лишь указывали на преступные действия и потому самые наказания избирали судьи, -- все это свидетельствовало о неразвитости права Старинной
Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.
Источники афинского права
Существовавшая в родоплеменной Организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных