Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Японское государство в период между двумя мировыми войнами Новая политическая структура.
После первой мировой войны Япония увеличила свои колониальные владения в Тихом океане. В стране усиливались позиции крупных финансово-промышленных концернов. В то же время сохраняются феодальные пережитки в сельском хозяйстве. В начале 30-х годов социально- экономические и политические противоречия достигли особой остроты, правящие круги усилили военно-полицейский режим и готовились к новой большой войне. В 1937— 1939 и 1940—1941 г.г. пост министра-президента занимал принц Коноэ, который являлся сторонником тоталитарного строя.
В его правительство входили представители армии и флота и представители концернов Мицубиси,
Мицуи, Сумитомо. Это правительство объявило о создании «новой политической структуры» —
Ассоциации помощи трону. Профсоюзы были распущены, взамен были созданы «общества служения отечеству», которые возглавили чиновники, назначаемые правительством. В деревне одному из односельчан поручался контроль за умонастроениями и выполнением налоговых обязательств остальных- Таким образом, в Японии устанавливается подавление инакомыслия, полицейской слежки и пропаганда шовинизма. Все взрослое население было включено в процесс подготовки к войне.
Японское государство после второй мировой войны Демократические преобразования. Во второй мировой войне Япония потерпела поражение. В 1945 г. в стране высадились американские войска и был установлен оккупационный режим. Под руководством американской военной администрации японская армия была полностью демобилизована, упразднены все другие органы военно- террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации,
Государственный аппарат управления подвергся «чистке», были уволены наиболее милитаристски настроенные чиновники. В 1946 г. по закону об аграрной реформе упразднялось крупное землевладение. Теперь максимальная площадь обрабатываемой земли не должна превышать 9 га.
Были предусмотрены меры по предотвращению спекуляции земли. В промышленности и банковском деле проведено некоторое разукрупнение монополий. Появилось множество средних предприятий.
В области трудового и социального законодательства произошли большие изменения: устанавливалось право на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров, право на проведение забастовок, 8-й часовой рабочий день.
Конституция 1947 г. Новая конституция закрепила либерально-демократические преобразования в области государственного строя. В Японии устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия. Император рассматривался как «символ государства и единства народа».
Его правомочия были значительно ограничены. В то же время император назначает премьер- министра, главного судью Верховного суда, созывает парламент и наделяется другими важными полномочиями. Императору отведена роль английского монарха, — «царствовать, но не управлять».
Парламент страны осуществляет законодательную власть. Он состоит из палаты представителей и палаты советников. Для членов парламента предусмотрена неприкосновенность.
Кабинет министров обладает исполнительной властью. Во главе судебной власти находится
Верховный суд. Он вправе решать любой вопрос о конституционности любого закона. Главного судью
Верховного суда назначает император. Других судей назначает кабинет по списку, предложенному
Верховным судом. В соответствии со ст. 9 конституции Япония отказалась от войны на «вечные времена» и «...от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».


БИЛЕТ 69
Основные тенденции развития права в Новейшее время.
Становление современного права — это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов.
Историко-культурные корни современного права складывались на почве рецепированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.
Главные направления развития. В XX в. сохраняется «множественность» правовых систем, среди которых особое место принадлежит континентальной ветви европейского права (континентальному праву), англосаксонской ветви права, а также мусульманскому праву. Появились и получили развитие новые, в основном локальные правовые системы.
Вместе с тем усиление интеграционных процессов в современном мире с присущей ему нарастающей взаимозависимостью в экономике стимулирует сближение различных правовых систем, включая тождественность их трансформации. Особенно интенсивно этот процесс проистекает в праве современных экономически развитых стран. Научно-техническая революция и во многом связанные с ней структурные изменения в производственных отношениях этих стран обусловили важные изменения в их праве, особенно в гражданском и торговом — отраслях права, в наибольшей степени связанных с экономикой. Эти взаимосвязанные процессы (преобразования в праве, в свою очередь, оказывают влияние на эволюцию социально-экономических отношений) продолжаются и поныне.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Здесь имеют место следующие основные тенденции, общие для всех экономически развитых стран.
Соответственно они рассматриваются нами обобщенно.
Стирается (постепенно) грань между публичным и частным правом. Это наблюдается прежде всего в континентальной ветви права. (В англосаксонской ветви права, как уже известно, четкого размежевания не было и в прошлом.) Такому явлению в немалой степени способствуют меры государственного регулирования производства, финансов и торговли, ставшие по существу важнейшим фактором поддержания относительной стабильности экономики.
Основные черты развития. Законодательство 60—70-х годов XX в. радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права.
Основные области правового регулирования. Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием работодателей связывать себя определенными нормами специального закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных
работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила работодателей пойти на серьезные уступки.
Основные изменения в уголовном праве. Уголовное право, в наибольшей степени восприимчивое к поворотам политического курса, характеризуется чередованием прогрессивной и реакционной тенденций в своем развитии. Проявляясь неоднозначно и подчас разновременно в национальных законодательствах, эти тенденции тем не менее имеют и некоторые общие черты.
БИЛЕТ 70
Особенности развития права в условиях глобализации.
При развитии право в условиях глобализации право выходит на надгосударственный уровень, в ходе необходимости регулирования отношения м/у транснациональной корпорацией, международными банками, межгосударственными и неправительственными организациями.Происходит замена внутренних стандартов права надгосударственными:- перенесение международных норм на региональный уровень -приведение в соответствие с междунар. стандартами. При глобализации идет изменение в системе источников права:- усиливаются международные договора и соглашения.- повышается роль суда.В России изменение права подчеркивается:- фактически признанием судебных прецедентов,- признание приоритета международных соглашений,- появление указов през-та.
Появляются новые субъекты правоотношений:- международные суды,- банки,- корпорации.В качестве особой тенденции выделяют признание принципов права (не только международных, а еще и обычных, которые сформировались без участия государства):- принцип партнерства,- принцип сотрудничества в глоб. Управлении,- принцип самостоятельности. Универсализация – новые правила.
Унификация – приведения со стандартами. Глобализация – это вытеснение мировым рынком политической деятельности, когда государства и их суверенитеты вплетаются в сеть транснациональных суверенитетов, и подчиняются их властным возможностям. Оказывая влияние на все области социальной жизни, глобализация диктует необходимость переосмысления роли права и государства в современном мире.
Право в условиях глобализации подвергается интенсивным изменениям, у него возникают новые направления развития. Проблема развития и действия права в изменившихся мировых процессах требует новых подходов и детального осмысления, ее актуальность представляется исключительной.
Следует учитывать, что глобализация в разных сферах мирового пространства протекает не спонтанно и стихийно, а как продуманная и согласованная глобалистами программа. Поэтому важны современные аналитические исследования как глобализма в целом, так и его воздействия на составные элементы правовой системы, правотворчества, правореализации, правосознания; выяснение перспектив развития права, изменение его сущности под воздействием глобализации и т. д.
[1]
В условиях глобализации правовые системы различных стран вольно или невольно должны двигаться
(а на самом деле направляются) в сторону унифицированной правовой массы, единой мировой правовой системы
[2]
. Они подталкиваются к копированию образцового для них эталона — административно-европейского права, якобы закрепившего наиболее полно права и свободы человека (в том числе закрепившего и такие права, о которых в приличном обществе не принято даже упоминать).


Навязывание и внедрение во внутринациональное право различных стран и континентов понятий
«права человека», «международные стандарты», «общечеловеческие ценности» и т. п. в конечном счете подрывают систему национального права, поскольку некоторые из указанных трафаретов не вписываются в исторический менталитет народов конкретных стран и не являются для них приемлемой ценностью.
Сегодня мы можем наблюдать, как происходит экспорт правового капитала, т. е. насильственное навязывание «общечеловеческих ценностей» и «международных стандартов» зависимым странам со слабыми правовыми системами.
Несмотря на объективность процесса глобализации в настоящее время и ряд ее положительных результатов в общемировом развитии, бесспорным и очевидным является общемировой глобализм, влияющий на политическое и правовое сознание граждан отдельных государств, на принятие ими законов, угодных и выгодных транснациональным корпорациям. В этих законах остается мало места национальному правосознанию, историческим правовым традициям и правовой культуре народа, поскольку устанавливаются новые стандарты, новые правила игры, диктуемые чужеродными силами, такими как Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и т. п.
В связи со сказанным нельзя не обратить внимание на то, что иногда в юридической литературе процессу глобализации придается исключительно позитивное значение, характеризующее его как новый специальный порядок, основанный на идеологии естественных неотчуждаемых прав человека.
«Глобализация и универсализация социального порядка в масштабах планеты, осуществляемая на таких основах, — считает Н. В. Варламова, — не повлечет за собой уничтожение культурно- цивилизационного разнообразия человечества и позволит всем народам, вовлеченным в интеграционные процессы, сохранить свою национальную, культурную, религиозную, языковую и т. д. идентичность»
[3]
Думается, что в данном случае правам и свободам человека придается завышенное значение, они лишь часть, безусловно очень важная, отдельный элемент в механизме формирования правопорядка.
Следует согласиться с Е. А. Лукашевой, которая считает, что «взаимодействие культур, обмен идеями, информацией — необходимое условие развития современного мира, но форсирование этих процессов развитыми странами, стремление “цивилизовать” отсталые народы не может дать никаких полезных результатов. Это, как правило, приводит к подрыву той системы ценностей, на которой держится общество...». Е. А. Лукашева поддерживает точку зрения специалиста Н. Н. Моисеева о том, что в глобализации «зреют цветы зла», ее опасность состоит в универсализации цивилизаций, в канонизации «этики протестантизма», мерой которой является личный успех, вошедший в сознание многих европейцев и «американцев»
[4]
Получить выгоды от правовой глобализации, правильно пишет В. Н. Синюков, можно лишь в одном случае — имея прочные собственные правовые ценности, иначе глобализация обернется не укреплением, взаимообогащением, а выхолащиванием и разрушением национальной правовой культуры. Глобализация, далее продолжает он, не только не отменяет национальные правовые феномены, но, наоборот, требует защиты, охраны, развития и укрепления правовой самобытности
[5]
Глобализация влияет на изменение сфер и направлений правового регулирования. В первую очередь это касается экономической сферы, где сталкиваются интересы глобалистов, государства и отечественных хозяйствующих субъектов. Роль национального государства и права в этих случаях чрезвычайно важна. Она зависит от того, как государство сумеет противостоять устремлениям транснациональных корпораций, какие примет правовые меры (законы) в защиту собственных

национальных интересов и прав отечественных производителей, как сумеет защитить собственную финансовую систему и т. д.
Мировой опыт показывает, что там, где были приняты эффективные правовые меры по защите национальной экономики, там были обеспечены и должная ее независимость от глобального проникновения чужого капитала, и сохраненный национальный суверенитет.
Для этого необходимо принять адекватные обстоятельствам законы в сфере налогов, бюджета, экспорта, импорта, цен, доходов, расходов, займов, кредитов и т. д., а не уступать глобалистам национальные правовые приоритеты.
Нельзя забывать, что глобализация влияет на сущность и изменение правовой системы государств, которые вынуждены под давлением транснациональных корпораций и других международных интересов соглашаться с тем, что нормы современных государств будут учитываться при решении вопросов внутри конкретного государства. Помимо всем известной ст. 15 гл. IV Конституции РФ о том, что нормы международных договоров имеют приоритет перед нормами права Российской
Федерации, отраслевое законодательство также включает нормы, согласно которым иностранное право может быть положено судом в основу решения того или иного дела внутри нашей страны. Так, ч. 5 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ гласит: «Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права». В данном случае налицо интернационализация внутригосударственного права. В юридической науке этот процесс получил наименование конвергенции, взаимного обогащения национального права. Это действительно так, если не забывать о необходимости сохранности суверенитета, национальной идентичности в противовес стремлению к глобальной однотипности существующих различных правовых систем. Особенно это важно помнить после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку согласно подписанным документам на территории России в отношении субъектов финансово-хозяйственной деятельности устанавливается юрисдикция суда ВТО и нормы обязательны к исполнению всеми, на кого они распространяются.
Поскольку глобализация предполагает размывание (а иногда и устранение, исчезновение) межгосударственных границ, это упрощает возможности влияния права одного государства на права другого. Поэтому важно видеть и знать варианты этого влияния: это может быть более или менее взаиморавное сближение правовых систем, может быть рецепция права, возможно, и грубое навязывание, насильственное внедрение элементов одной системы права в другую (даже инородную), как, например, навязывание западных стандартов мусульманскому миру и его правовой системе.
Иногда, особенно при анализе формирования правовых систем новых государств, принудительное внедрение инородного права (прежде всего права бывших колониальных держав) пытаются охарактеризовать как его рецепцию. Но насильственное внедрение правовых элементов одной страны в правовую систему другой представляет собой иное явление, отличное от рецепции права.
Во-первых, это не заимствование, составляющее суть рецепции, а навязывание чужого права, как правило, силовыми средствами. Во-вторых, внедрение (насильственный путь развития права) сопровождается отрицанием суверенитета государства и его национальной правовой системы, без санкционирования правовых норм, внедряемых в систему зависимого государства. В-третьих, силовое внедрение нарушает системность национального права, делает его деструктивным, рождает дуализм правовой системы. В-четвертых, внедрение элементов иностранного права совершается на принципиально иных основаниях и совершенно в других целях, чем рецепция. Оно не диктуется