Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества.
Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.
Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.
На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые " (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.
Основным источником рабства в Древней Индии были: a) обращение в рабов военнопленных; b) естественное воспроизводство; c) продажа свободных в рабство; d) долевое рабство; e) рабство вследствие совершения преступления.
Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.
Государственный строй
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства: a) финансовое ведомство; b) военное ведомство; c) ведомство публичных работ.
Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников.
Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.


Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне.
Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы.
Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста. Они выполняли обязанность: a) сохранение общественного порядка; b) борьба с преступлениями.
Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших: a) ремесленно-промышленным производством; b) торговлей иностранцев; c) учетом населения города; d) регулированием торговли и порядком на торговых местах; e) торговлей текстильными изделиями; f) сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
БИЛЕТ 5
Законы Ману
Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно- профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.


БИЛЕТ 6
Государство и право Древнего Китая
1. Периодизация истории государства и права Древнего Китая.
2. Государственный и общественный строй Древнего Китая.
3. Основные аспекты развития древнекитайского права.
История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)

Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э.; 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э.; 3)Цинь - 221 г. до н.э.
- 207 г. до н.э.; 4) Хань - 206 г. до н.э. - 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.
Образование древнекитайского государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население активизировало процесс складывания государства.
Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники.
Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе"колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины, а затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
В период царства Чжоу царь по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала сохранять свое значение община.
В период Чжоу китайское государство претерпело ряд существенных трансформаций и, в конечном счете, распалось на отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную борьбу.


В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь, которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Циньского государства. В целях централизации государства административное деление было построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. Прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.
Но и это государство оказалось недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации в 209г. до н.э. циньской монархии.
Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности.
Наибольшую известность получили реформы Ван Мана.
Реформы Ван Мана запретили куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и введены новые налоги.
Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.
Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов.Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом.Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.
Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.
Виды собственности в Древнем Китае характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как не землю, так и на рабов.
Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики.
Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей.