Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дискриминация женщин и молодежи. Во многих странах мира женщины упорной борьбой добились эмансипации, т. е. уравнения своих прав с мужчинами. Запрет дискриминации включен в конституции и законы ряда стран. В то жевремя в ряде ведущих государств такого запрета в полном объеме все еще нет. Дискриминации подвергается также молодежь. Повсеместно среди молодых людей высок процент безработных (в том числе лиц с дипломами), оплата их труда ниже обычной. Особенно, трудным является положение той молодежи которая испытывает двойную дискриминацию — не только по возрасту, но и по расовому признаку.
Дискриминация по религиозному признаку. Несмотря на международно-правовое признание свобода вероисповедания сталкивается с грубыми нарушениями в ряде стран. Дискриминация по религиозным мотивам характерна для государств, основанных на официальной религии (Израиль,
государства Арабского Востока).
Другие формы дискриминации. В некоторых многонациональных государствах распространена дискриминация национальных меньшинств.
Люстрация - узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали непосредственное участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме.
Люстрация, таким образом, выступает как форма личной политической ответственности за участие в правонарушающей деятельности государственной власти.
Позитивная дискриминация (affirmative action) — это меры по предоставлению преимущественных прав или привилегий для определённых групп населения, применяемые для создания статистического равенства в должностях, уровнях образования, дохода для представителей разных полов, рас, этносов, конфессий, сексуальных ориентаций и т. п. Позитивная дискриминация чаще всего применяется в тех случаях, когда статистическое равенство настолько необходимо, что ради него целесообразно поступиться принципом равенства всех людей, например, для поддержания разнообразия культур или для сохранения исчезающих культур, языков и т. п.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
устанавливает (статья
2.2), что в случае необходимости Государства-участники обязаны принимать меры позитивной дискриминации с целью устранения систематической дискриминации. Однако такие меры ни в коем случае не должны в результате привести к сохранению неравных или особых прав для различных расовых групп по достижении тех целей, ради которых они были введены.
По мнению Комитета ООН по правам человека, в соответствии с принципом равенства, государствам иногда приходится применять меры позитивной дискриминации с целью смягчить или устранить условия, которые становятся причиной или способствуют сохранению
дискриминации. Например, в государствах, в которых условия жизни отдельной части населения
не позволяют им в полной мере пользоваться своими правами, государство обязано предпринять
определённые действия, чтобы исправить эти условия. К таким мерам относится временное
предоставление более благоприятного режима в какой-либо сфере этой группе по сравнению с
остальной частью населения. Если эти меры по существу направлены на устранение дискриминации, они являются законной дифференциацией.
Виды
Обычно позитивная дискриминация направлена на меньшинства и инвалидов.
Субъектами позитивной дискриминации могут быть:

Расовые меньшинства

Этнические меньшинства

Сексуальные меньшинства

Непривилегированные касты (например, в Индии)

Женщины

Инвалиды

Бывшие военнослужащие
БИЛЕТ 38
Гражданская война в США 1861-1865 гг. и конституционное закрепление её результатов
Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий.
После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одно- временно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки
Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому ком- промиссу 1850 г., согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами.
Преобладание рабовладельцов в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от
Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.
Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении

общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.
В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру - сецессию, т.е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г.
Конфедеративных штатов Америки.
Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки.
Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза
, конфедераты начали 12 апреля 1861 г.
Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.
Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе
Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции — вопроса о рабстве.
Гражданская война привела к серьезным изменениям в правовой и политической системе США, которые были закреплены:
1.
1. Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. - отменяла рабство на территориях взбунтовавшихся штатов;
2. XIII поправка к Конституции - закрепляла отмену рабства в Конституции США;
3. XIV поправка к Конституции - снимала ограничения на льготы и привилегии для всех граждан США (независимо от расы);
4. XV поправка к Конституции - запрещала дискриминацию на выборах.
По окончании Гражданской войны (1865), была принята
XIII поправка к конституции
, которая предписала: "В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".
Важное значение имели положения XIV поправки
, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.
Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным
Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но равные возможности" для белых и черных.
Последняя "поправка Гражданской войны" XV
, принятая в 1870 г., запрещала дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться
Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.


Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при
А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением "имперской президентской власти".
Кровопролитная Гражданская война оставила Юг в состоянии экономического и политического хаоса.
Понадобилось 12 лет реконструкции (1865-1877), чтобы полностью интегрировать южные штаты в союз. Нормализация наступила лишь после вывода федеральных войск из штатов разгромленной конфедерации. С этого времени новая демократическая партия полностью захватывает влияние в этом регионе. Начинается бурное развитие капитализма на Юге, социально и экономически оба исторических региона США становятся все более одинаковыми, хотя многие различия сохраняются до сих пор.
БИЛЕТ 39
Образование двухпартийной системы в США в конце XIX - начале XX в. Антимонопольное законодательство
Американская конституция полностью игнорировала партии. В то время в общественном мнении существовала острая неприязнь к партиям, или, как их тогда называли, фракциям. Выборы первого президента и конгресса носили непартийный характер. Однако практика показала, что пришедший к власти буржуазно-плантаторский блок не может быть монолитным. Первая администрация Дж.
Вашингтона по видимости была монолитной, но уже тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамильтоном, возглавлявшим казначейство, и государственным секретарем Т.
Джефферсоном. Оба они убедили Дж. Вашингтона выдвинуть свою кандидатуру на второй срок.
Открытый раскол произошел летом 1793 г., когда Джефферсон заявил о своей отставке. Хотя она была удовлетворена только к концу того года, фактически партии уже стали реальностью поли- тической жизни. Федералисты, возглавляемые А. Гамильтоном, выражали интересы промышленного Севера, а демократические республиканцы Т. Джефферсона опирались, прежде всего, на рабовладельческие штаты Юга. Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе, затем созданные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с помощью которых выдвигались кандидаты. Уже к концу первого десятилетия существования республики партии практически монополизировали выборы. В 1796 г. выборы президента носили уже откровенно партийный характер. Первые два президента - Дж. Вашингтон и Д. Адамс - были федералистами. В 1800 г. в результате раскола голосов коллегии выборщиков палатой представителей был избран президентом республиканец Т. Джефферсон. К этой же партии принадлежали президенты Дж. Медисон (1809-1817), Дж. Монро и Дж. Адамс (1825-1829).
Сложившаяся в тот период двухпартийная система, не имевшая еще четкого организационного оформления, просуществовала до 1824 г. Состоявшиеся в этом году президентские выборы свидетельствовали о распаде партийной системы, состоявшей из джефферсоновских республикан- цев и федералистов. Формирование новых партий, заменивших старую двухпартийную систему, шло в сложных условиях, ибо в американском обществе еще не закончилась классовая дифференциация.
В 1828 году на смену джефферсоновским республиканцам приходит Демократическая партия, в создании которой решающую роль сыграл президент Э. Джексон (1829-1837). В 30-х гг. на развалинах партии федералистов возникает новая политическая организация буржуазии Севера – виги. В это же время на смену кокусам приходят национальные партийные конвенты, монополизировавшие процедуру выдвижения кандидатов в презеденты, возникает система ротации (?система добычи?), согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку.
Двухпартийная система "демократы-виги" отличалась некоторыми особенностями от своей предшественницы. Специфической чертой этой системы было то, что ни одна из главных партий не

обладала преобладающим влиянием в традиционных регионах своего первоначального возникно- вения. Отсутствие четкого идейного противостояния, свойственное первоначальным партиям, обусловило и пестроту их массовой базы.
Резкое обострение противоречий по вопросу о рабстве поставило в 50-е гг. XIX в. обе партии в крайне тяжелое положение. Попытки спасти систему "демократы-виги" закончились полным провалом. В результате серии расколов Демократическая партия превратилась в экстремистскую рабовладельческую фракцию. Сложная внутрипартийная борьба происходила и в лагере вигов. В конечном счете, они сошли с политической арены, и в 1854 г. была создана Республиканская партия, выступившая с критикой системы рабовладения.
Гражданская война 1861-1865 гг
Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий.
После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одно- временно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки
Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г., согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.
Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.
В конце 1860 - начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру - на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г.
Конфедеративных штатов Америки. Вскоре после официального вступления А. Линкольна на пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов
Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г.
Победа капиталистического Севера была исторически предрешена, но коренной перелом в ходе
Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для южан, наступил после решения принципиального вопроса буржуазно-демократической революции - вопроса о рабстве.
Первоначально рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией президента А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено".