Файл: 1 историю государства и права Древнего мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя
– канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он – единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.
Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе.
В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией – толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют «духу и букве» конституции.
В целом, ФРГ не знала ни глубокой конфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, ни острых конфликтов между исполнительной и законодательной властью, что позволяет сделать вывод об особой прочности западногерманской политической системы.
Германская Демократическая Республика.
В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли
Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии – СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946 г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.
Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.
В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.
В 1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой Конституции о создании Германской
Демократической Республики как самостоятельного государства.
Конституция ГДР 1949 г. определила высшим органом власти – Народную палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум, в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: она может

в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит последней.
К компетенции обеих палат относятся выборы президента. Он избирается на 4 года, представляет республику в международных отношениях, принимает дипломатических представителей, осуществляет право – помилование и т.п. Правительство формируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед палатой.
В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена
Палата земель и ландтаги. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органы исполнительной власти).
В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победу социалистических производственных отношений.
Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни, степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировал себя.
В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась «холодная война», противостояние капиталистической и социалистической систем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и
ГДР, и оно свершилось в 1989 г.
Таким образом, после Первой мировой войны Германия стала жертвой противостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однако на этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, как во времена Бисмарка, а посредством мирного соглашения.
Раскрывая развитие права Германии важно отметить Гражданский кодекс 1896 г. ставший первым в истории Германии единой для всей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Нормы кодекса содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекс содержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям, третья – вещному праву, четвертая – семейному и пятая
– наследственному.
Отличительными чертами Гражданского германского уложения являются: отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер.
В период империализма (первая половина XX в.) происходят сращивание верхушки монополистического капитала с государственным аппаратом. В связи с этим одной из черт гражданского права данного периода является вмешательство государства в сферу хозяйственной деятельности. В гражданское право проникают начала административного права; на место обычных для буржуазного гражданского права диспозитивных норм выступают нередко нормы императивные.
Нарушаются принципы свободы договора, святости договора, свободной конкуренции. Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон.
После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистского режима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако с 1933 г. был издан ряд законов, изменяющих

нормы ГГУ, направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистской евгеники. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономической позиции за монополиями.
После поражения фашизма во Второй мировой войне фашистское законодательство было отменено и на всей территории Германии восстановлено действие Гражданского германского уложения, которое сохранило свое действие только на территории ФРГ, в ГДР же был принят новый гражданский кодекс.
С созданием единой Германии в 1871 г. на всей ее территории было введено в действие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г. Оно состояло из трех частей. В первой содержались положения о разграничении преступных деяний на преступления, проступки и полицейские нарушения; об ответственности германских граждан в случае совершения правонарушений за границей и некоторые другие вступительные постановления. Во второй части излагались общие вопросы уголовного права: о стадиях преступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Третья часть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений, т.е. представляла собой особенную часть кодекса.
Среди преступлений на первом месте стояли государственные: оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, призывы к неподчинению государственным властям и т.п.
Германское уголовное уложение предусматривало довольно суровые наказания: смертную казнь, заключение в работном доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной целью наказания являлось устрашение, особенно, если речь шла о тяжких преступлениях. Наиболее сурово наказывались лица, совершившие государственные преступления, против религии, против собственности. Вместе с тем, в Уложении наблюдается стремление построить карательную систему с учетом личности преступника и тяжести совершенного им преступления.
Веймарская республика сохранила действие УК 1871г. Однако кодекс был заново отредактирован, из него удалили пережитки прусского феодализма, была сокращена область применения смертной козни.
После окончания Второй мировой войны на основе Потсдамских соглашений фашистское уголовное законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г.
С принятием Конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и уголовного права. Была отменена смертная казнь.
Таким образом, в основе развития германского права лежит континентальная система. Основным источником права в Германии является закон.
БИЛЕТ 63
Государство Болгарии в Новейшее время.
В 1908 г. произошло провозглашение независимости Болгарии, царем был провозглашен Фердинанд, который искал возможности создать коалицию против Османской империи. Перед Первой мировой войной Болгария предпринимала попытки вернуть назад утраченные территории, которые находились в составе Румынии, Греции и Сербии. Именно это стало ключевым фактором того, почему болгарское руководство пошло на союз со странами Четверного союза в годы Первой мировой

войны. Этим пользовались страны Антанты, которые пытались перетянуть Болгарию на свою сторону.
Болгария в Первой мировой войне После войны был подписан Нейинский мирный договор, по которому Болгария потеряла выход к Эгейскому морю. Страна находилась в упадке и переживала политический кризис. Периоды перемирия сменялись острым противостоянием за власть, многие болгары выезжали в другие страны. В течение 1920-х – 1930-х гг. ухудшились отношения с
Югославией, Грецией, Румынией, Сербией, Турцией. Но перед Второй мировой войной в стране произошла определенная стабилизации обстановки, благодаря тому, что правительство провело ряд экономических и социальных преобразований. Но авторитаризм, монархия и анахронизмы в политическом развитии мешали завершить реформы. Сложной внутренней обстановкой в Болгарии воспользовался Гитлер, предложив Борису Третьему экономическую и финансовую поддержу.
Подобное сближение вызывало тревогу у западных государств и ближайших соседей Болгарии, но они не вмешивались в сотрудничество Германии и Болгарии. Желание создать «Великую Болгарию» и вернуть потерянные территории заставляло болгарские политические силы выбирать Гитлера, а не
Запад. В годы войны формировался антинемецкий фронт в Болгарии, который поддерживали СССР,
Англия, Франция. Под влиянием Советского Союза возникло партизанское движение, которое способствовало поражению правительства Бориса Третьего во Второй мировой войны. В 1944 г. в
Болгарии позиции усилила Коммунистическая партия, лидерами которой были Димитров, Коларов,
Костов. Коммунисты пришли к власти и после окончания войны, заняв ключевые позиции в стране. С середины 1940-х гг. по 1980-е гг. в Болгарии существовал коммунистический режим. Управление страной осуществлял Г. Димитров, а потом Тодор Живков. Распад СССР и вона «бархатных революций» привела к краху авторитаризма и тоталитаризма в Болгарии. Болгария в конце 20 в. – начале 21 в. В 1990-е гг. в Болгарии были проведены демократические преобразования, которые позволили трансформировать общественную жизнь страны, экономическую, политическую и социальную системы. После целого комплекса реформ и специальных программ. Была принята новая конституция, проведены парламентские и президентские выборы. Периоды застоя в середине 1990- х гг. сменилось динамическим развитием всех сфер жизни. В 2004 г. Болгарию приняли в НАТО, а в
2007 г. – в Европейский Союз. Страна является важным игроком на Балканском полуострове, занимаясь укреплением региональных связей на Балканах, развивая двухсторонние отношения с соседними странами, сохраняя историческое наследие предыдущих веков.
БИЛЕТ 64
Государство Польши в Новейшее время.
Интеллигенция в каждой из частей бывшего королевства хваталась за любую возможность, чтобы начать масштабное национальное возрождение. Такая возможность представилась в 1914 г., когда разразилась Первая мировая война. «Польский вопрос» был одним из ключевых в политике Австро-
Венгрии, России и Германии. Монархии манипулировали стремлением поляков к возрождению собственного государства. Трагедией было то, что поляки воевали в разных армиях на фронтах
Первой мировой войны. Не было единства и между политическими партиями, между аристократией и интеллигенцией. Несмотря на разногласия и противоречия среди польских политических кругов и монархии, в 1918 г. по решению стран Антанты Польша была возрождена как самостоятельное государство. Страну признали США, Британия, Франция. Вся полнота власти отошла к регентскому совету, который возглавил Юзеф Пилсудский. В 1919 году он стал президентом страны, были проведены выборы в сейм. По решениям Версальской конференции были утверждены границы
Польши, хотя длительное время открытым оставался вопрос о «восточных крессах». Это земли, право владеть которыми оспаривалось украинскими и польскими властями. Только Рижский договор, подписанный в 1921 г., на время решил эту проблему. В течение 1920–1930-х гг. Пилсудский и его

правительство пытались привести страну в порядок. Но положение все равно оставалось нестабильным во всех сферах. Этим сам президент и его сторонники удачно воспользовались, осуществив в 1925 году военный переворот. В Польше установили санационный режим, который существовал до 1935 г., когда умер Пилсудский. Затем произошло возвращение к президентской форме правления, но внутреннее положение ухудшалось все время. Усилилась антисемитская политика, была ограничена деятельность политической партии и сейма. Правительство, понимая, что в Европе вызревает очаг новой войны, пыталось обезопасить границы. Политика неприсоединения предусматривала отказ входить в разные военно-политические блоки, от подписания договоров о ненападении с соседними государствами. Как показала история, Польшу это не спасло. 1 сентября
1939 года Германия оккупировала страну, западная Украина и Белоруссия отошли к Советскому
Союзу. Вторая мировая война была для Польши национальной трагедией. Поляков Третий рейх считал людьми третьего сорта, отправляя на тяжелые работы, уничтожая в концентрационных лагерях, убивая за шпионаж, террористические акты. Многие города, исторические центры Варшавы,
Кракова, Гданьска, Данцига, порты, инфраструктура были разрушены. Немцы, уходя из Польши, взрывали костелы, предприятия, грабили, вывозили вагонами предметы искусства, живописи, архитектуры. Страну от оккупации освободила Красная армия, что позволило Сталину включить
Польшу в зону влияния СССР. К власти пришли коммунисты, преследовавшие всех, кто был не готов или не согласен принимать новые реалии. Радикальные изменения начались в 1980-х гг., когда была создана партия «Солидарность» и холодная война стала видимостью, а не реальностью в странах соцлагеря. Этот период времени был для республики очень сложным. Кризисные явления охватили предприятия, шахты, финансовую и экономическую системы, органы власти. Постоянный рост цен, высокий уровень безработицы, забастовки, демонстрации, инфляция только усложняли ситуацию и делали любые реформы власти неэффективными. В 1989 г. на выборах в сейм победила
«Солидарность», которую возглавил Лех Валенса. В Польше начались радикальные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни. Во многом успех реформ определялся поддержкой католической церкви и устранением коммунистов от власти. Валенса был президентом до 1995 года, когда его в первом туре обошел по голосам Александр Квасьневский.
БИЛЕТ 65
Государство Чехии в Новейшее время.
После поражения германского блока в результате Первой мировой войны в Австро-Венгрии стремительно развиваются центробежные тенденции. Выступления народов за самоопределение поддерживаются державами Антанты. Общими усилиями дипломатов и националистических деятелей, например Масарика и Бенеша, в 1918 году создаётся независимая республика Чехословакия, в которую входят Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь. Выступления проживающих на этих территориях немцев подавляются. Первым президентом Чехословакии становится Томаш Масарик. В 1935 году президент Масарик уходит в отставку и его сменяет Эдвард
Бенеш, который был вторым президентом до прихода к власти коммунистов в 1948 году.
В Чехии с давних времён проживало достаточно большое этническое немецкое меньшинство, что стало поводом расформирования Чехословакии, когда Германия добилась аннексии территории этого меньшинства (Судетская область) в результате Мюнхенского соглашения 1938 года. Оставшееся
Чешское государство было оккупировано Германией в 1939 году (Протекторат Богемии и Моравии);