Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 290
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ
Пищевые запреты Ислама разработаны в Шариате очень подробно. Большинство этих запретов имеют аналоги в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал также в Древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана. Имеются также десятки хадисов, излагающих такие запреты. В одном из хадисов читаем: «Бог запретил употреблять в пишу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину», в других: «Любой напиток, который содержит хмельное, запрещен» и «вино — совокупность грехов, женщина, шайтанова петля и любовь к земному — основа всех грехов»
1
В Шариате пищевые запреты систематизированы, выделены конкретные и категоричные запреты, прямо названо то, что одобряется и не одобряется, что порицается. Так, употреблять мясо сокола или удода запрещено, а мясо журавля — нет.
Запрещено отрывать для пищи куски мяса от живых животных, например, курдюк от барана. Из мяса съедобных животных, согласно джа'фаритскому мазхабу, например, запрещены в пищу: кровь, экскременты, половые органы самки и самца, матка, гланды, щитовидные железы — душул, масса, напоминающая опухоль, шарикообразная масса внутри головного мозга животного, спинной мозг, жир с обеих сторон спинного мозга, желчный пузырь, селезенка, мочевой пузырь, зрачок глаза и ядовитые вещества — так называемые зат алъ-
ашадже.
Съедать и пить отталкивающие, вызывающие естественное чувство брезгливости вещества, вроде навоза, мочи, слюны и т. п., запрещено. Если в еду примешано небольшое (незаметное) количество указанных веществ, их можно употреблять в пишу.
Есть землю Шариат запрещает. Допускается съедать немного глины для лечения. Проглатывать слезы, мокроту не запрещено.
Шариат не запрещает проглатывать остаток пищи, застрявший между зубами. Есть конину или мясо мула порицается, но не запрещается — это в Шариате появилось под влиянием тюрк-
1
Мин ахадис ан-наби...
ских и монгольских племен: арабы и персы почти не едят конину, тогда как у древних турок и монголов конина широко употреблялась в пищу. В современных условиях казахи, узбеки, татары, монголы, уйгуры употребляют в пищу конину и кумыс
(лошадиное молоко), а арабы, персы, современные турки, азер- байджанцы и часть туркмен конину не едят.
Пить вино и другие алкогольные напитки Шариат строго запрещает и считает величайшим грехом. Если кто-либо из мусульман утверждает, что вино не запрещено Шариатом, он считается кяфиром. Одно из изречений Мухаммада (этот хадис передается через Джафара Садика) гласит: «Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает Бога, не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости Бога. Его будут проклинать Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет висеть изо рта, слюна стекать на его грудь. От жажды поднимется вопль из его груди»
1
Сидеть за столом (у скатерти), где пьют вино, и при этом есть что-либо мусульманам запрещено.
Запрет на алкогольные напитки в Исламе не является случайным. Алкоголизм у арабов был известен за много веков до возникновения Ислама. Арабы умели делать из фиников и других ягод настойку, крепость которой достигала 50 градусов, и не случайно, что термин «алкоголь» арабского происхождения
(алъ-Кухул— «яд; спирт»). Несмотря на запреты Мухаммада принятие алкогольных напитков было довольно широко распространено еще в начальный период Ислама, особенно среди арабской аристократии. Об этом упоминается в известной книге сирийского араба XII в. Усама ибн Мун-кыза «Книга назидания»
2
Склонность к употреблению алкогольных напитков была сильно распространена еще при грозном и строгом халифе
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2642.
2
Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958, 84-85.
(лошадиное молоко), а арабы, персы, современные турки, азер- байджанцы и часть туркмен конину не едят.
Пить вино и другие алкогольные напитки Шариат строго запрещает и считает величайшим грехом. Если кто-либо из мусульман утверждает, что вино не запрещено Шариатом, он считается кяфиром. Одно из изречений Мухаммада (этот хадис передается через Джафара Садика) гласит: «Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает Бога, не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости Бога. Его будут проклинать Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитва не будет принята. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык будет висеть изо рта, слюна стекать на его грудь. От жажды поднимется вопль из его груди»
1
Сидеть за столом (у скатерти), где пьют вино, и при этом есть что-либо мусульманам запрещено.
Запрет на алкогольные напитки в Исламе не является случайным. Алкоголизм у арабов был известен за много веков до возникновения Ислама. Арабы умели делать из фиников и других ягод настойку, крепость которой достигала 50 градусов, и не случайно, что термин «алкоголь» арабского происхождения
(алъ-Кухул— «яд; спирт»). Несмотря на запреты Мухаммада принятие алкогольных напитков было довольно широко распространено еще в начальный период Ислама, особенно среди арабской аристократии. Об этом упоминается в известной книге сирийского араба XII в. Усама ибн Мун-кыза «Книга назидания»
2
Склонность к употреблению алкогольных напитков была сильно распространена еще при грозном и строгом халифе
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2642.
2
Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958, 84-85.
Умаре ибн аль-Хаттабе (634-644), который сам занимался искоренением этого порока.
Нарушение запретов Ислама в отношении хмельных напитков строго каралось по законам Ислама. Специальные надзиратели — мухтасибы и их агенты следили, чтобы эти нарушения не допускались. Особенно строго наказывали тех, кто появлялся на улице в нетрезвом виде или пытался разговаривать с посторонними женщинами. Однако соблюдение запретов Ислама скорее было обязательным для рядовых масс, нежели для властей. Во дворцах халифов, эмиров и султанов принимали алкогольные напитки, и в то же время на улицах, в общественных местах появляться в нетрезвом виде было опасно даже для вельмож.
Визирь сельджукского правителя XI в. знаменитый законодатель Низам аль-Мульк приводит в своей книге «Сиасет- наме» забавную историю из времен правления Султана
Мухаммада Газневида: «Султан Махмуд всю ночь пил вино с приближенными и надимами, опохмелялся. Али Нуштегин и
Мухаммад Араби, которые были сипах-саларами Махмуда, присутствовали на этом собрании, пили вино всю ночь и бодрствовали. Когда день уже подошел ко времени завтрака,
Али Нуштегин захмелел, бодрствование и излишества в вине произвели свое действие. Он попросил разрешения у Махмуда отправиться к себе домой. Махмуд сказал: "Неудобно ехать тебе при ясном дне в таком виде. Отдохни здесь до дневного намаза, потом протрезвеешь и отправишься. А не то мухтасиб увидит тебя в таком состоянии и накажет, твое достоинство потерпит поношение, я буду печалиться, а сказать ничего не смогу".
Нуштегин гордо сказал: "А я все-таки поеду". Махмуд сказал:
"Тебе виднее, пустите, чтобы он ушел". Али Нуштегин сел верхом, отправился в свой дом в сопровождении великого поезда из конницы гулямов и слуг. Мухтасиб его увидел. Он был с сотней всадников и пехотинцев. Увидев Али Нуштегина таким пьяным, он приказал снять его с лошади, спешился сам и побил его собственной рукой без всякого снисхождения, так что тот землю кусал... На другой день Али Нуштегин, обнажив спину, показал ее Махмуду, — она была вся в ссадинах. Махмуд
засмеялся и сказал: "Дай зарок никогда не выходить из дома пьяным"
1
Запрещение Шариата употреблять хмельное исходило не только из нравственных побуждений, но прежде всего из опасения, что алкоголизм окажет отрицательное влияние на исполнение религиозных обрядов.
Поэтому
Коран предостерегает правоверных: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (4:46).
Закон Шариата, запрещающий алкогольные напитки, особо строго соблюдается в таких монархических государствах, как
Саудовская Аравия. За употребление или ввоз в страну спиртных напитков полагается смертная казнь. Запрет на ввоз в
Саудовскую Аравию спиртных напитков осуществляется в основном в Хиджазе, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, в торговом городе Джидда и в других местах. Немусульмане, проживающие в Саудовской
Аравии, принимают спиртные напитки в своих кругах, не показываясь в общественных местах. Жесткие законы в этом от- ношении действуют в Иране, Ливии и ряде других государств.
Пищевые запреты Ислама особо соблюдались суфиями — мусульманскими мистиками. Рассказывают, что когда суфию
Абу Йазиду Бастами (X в.) покупали пшеницу, он спросил: «У кого купили?» Ему ответили: «У неверного». Он сказал:
«Отдайте назад, ибо эта пшеница принадлежит тому, кто не знает Бога»
2
Что касается свинины, то Шариат не только запрещает употребление ее в пищу, но также куплю и продажу ее. Вот что говорится по этому поводу в
1
Сиасет-наме. Книга о правлении везира XI столетия Низам аль-Мулька. М.-Л., 1949, 47-48.
2
Климович Л. И. Ислам. М., 1962, 179.
1
Запрещение Шариата употреблять хмельное исходило не только из нравственных побуждений, но прежде всего из опасения, что алкоголизм окажет отрицательное влияние на исполнение религиозных обрядов.
Поэтому
Коран предостерегает правоверных: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны» (4:46).
Закон Шариата, запрещающий алкогольные напитки, особо строго соблюдается в таких монархических государствах, как
Саудовская Аравия. За употребление или ввоз в страну спиртных напитков полагается смертная казнь. Запрет на ввоз в
Саудовскую Аравию спиртных напитков осуществляется в основном в Хиджазе, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, в торговом городе Джидда и в других местах. Немусульмане, проживающие в Саудовской
Аравии, принимают спиртные напитки в своих кругах, не показываясь в общественных местах. Жесткие законы в этом от- ношении действуют в Иране, Ливии и ряде других государств.
Пищевые запреты Ислама особо соблюдались суфиями — мусульманскими мистиками. Рассказывают, что когда суфию
Абу Йазиду Бастами (X в.) покупали пшеницу, он спросил: «У кого купили?» Ему ответили: «У неверного». Он сказал:
«Отдайте назад, ибо эта пшеница принадлежит тому, кто не знает Бога»
2
Что касается свинины, то Шариат не только запрещает употребление ее в пищу, но также куплю и продажу ее. Вот что говорится по этому поводу в
1
Сиасет-наме. Книга о правлении везира XI столетия Низам аль-Мулька. М.-Л., 1949, 47-48.
2
Климович Л. И. Ислам. М., 1962, 179.
143 своде законов ханифитского толка ортодоксального Ислама:
«Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман»
1
. Свинья еще до Ислама у арабов и в Древнем
Египте считалась нечистым животным. Арабы в доисламскую эпоху, хотя и не ели свинину, однако подкармливали ею
(жареной) своих лошадей. От такого калорийного корма лошади становились буйными, выносливыми и быстроходными. С возникновением Ислама мусульманам было запрещено не только самим есть свинину, но и использовать ее в качестве корма для домашних животных, а также разводить, покупать и продавать свиней. Законы Ислама не допускают, чтобы что-либо запретное стало имуществом мусульманина. Некоторые мусульманские правители доходили до такой крайности, что препятствовали разведению свиней даже немусульманами, например, сирийский халиф Йазид II (720-724) дал распоряжение об уничтожении свиней на всей территории халифата.
Интересно отметить, что ранние христиане, находившиеся под значительным влиянием иудаизма, также считали свинью нечистым животным. Легенда о том, что якобы Иисус вселил бесов двух одержимых в стадо свиней, после чего все стадо бросилось В море, приводимая в Евангелии от Матфея, является подтверждением этого, хотя в Палестине, как и в Аравии, никогда не разводили свиней.
Мусульманские богословы доказывают, что запрещение
Шариата принимать в пишу свинину согласуется с наукой, поскольку свинина может быть поражена трихинозом; свиное мясо очень жирное, плохо ереваривается; в жарком климате оно очень плохо хранилось и быстро портилось.
В хадисах имеются любопытные высказывания относительно осла и петуха. В то время как от использования осла в качестве вьючного животного мусульмане не отказываются, голос осла, по Корану считается самым отвратительным. На Востоке осел с давних времен считается глупым и ленивым животным, а рев его — символом самого худшего голоса. В отличие от ослиного, крик петуха считается на Востоке приятным и благородным.
1
Хилая — Аль-Маргинани. Ташкент, 1893, т.2, 60.
144
Петух с древних времен заменяет здесь часы. В сельской местности он рано будит людей для работы в поле, для отгона скота на пастбище. Утренний крик петуха обычно совпадает со временем начала утренней молитвы или раздается перед ее началом. Хадис определяет, с точки зрения Ислама, что означают крик петуха и рев осла. Мухаммад говорит: «Если вы услышали рев осла, произносите "Аузу биллахи мин аш-шайтан"
(«Прибегаю к Господу от сатаны»), потому что он увидел шайтана, и если услышите пение петуха, просите Бога о Его благодеянии, потому что он увидел ангела»
1
. Итак, по воззрениям Ислама, как явствует из хадиса, пение петуха есть признак появления ангела, а рев осла — появления шайтана.
Пищевые запреты усиливают религиозность, а с другой стороны, — воздержание от принятия некоторых видов пищи и питья воспитывает чувство воздержания от земных благ в целом.
МУСУЛЬМАНСКИЙ ЭТИКЕТ
ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
Шариат во многом воспринял этические нормы арабов и других народов Ближнего и Среднего остока в области соблюдения правил и ритуалов во время принятия пищи. Эти обычаи получили новую религиозную окраску. Многие этические нормы Шариата, относящиеся к принятию пищи, являются общечеловеческими.
Этические нормы принятия пищи по Шариату включают в себя ряд запретов (харам), одобрений (мустахаб), порицаний
(макрух) и т. д. Назовем основные:
1.До и после еды полагается мыть руки и вытирать их полотенцем, причем, в отличие от Запада, на мусульманском
Востоке гости не удаляются в специальное место или помещение для мытья рук, но сидящим гостям подают воду в специальном изящном сосуде и еще тазик. Гости моют руки, не вставая с места. Этикет мытья рук предполагает следующий порядок: после того, как помыл руки первый из гостей, вторым моет руки сидящий от него с правой стороны, — и так до
1
Мин ахадис ан-наби..., 15.
145 последнего гостя. Воду подают и после еды. Тот, кто вымыл руки последним перед едой, после еды полощет руки первым.
Как правило, воду поливают на руки гостям прислуга или дочери и сыновья хозяина дома, не достигшие совершеннолетия.
Почетным гостям в знак особого уважения воду подносит сам хозяин. Если высокопоставленный вельможа окажется в гостях у человека ниже его по рангу, хозяин сам подносит ему воду для мытья рук. В наши дни этот обычай сохраняется в отдаленных провинциальных и сельских местностях мусульманского
Востока.
2.Хозяин дома должен раньше всех начать и позже всех закончить еду.
3. Перед началом еды произносят имя
Бога
(«Бисмиллах»). Если подают разные блюда, то при подаче каждого блюда произносится имя Бога.
4. Есть полагается правой рукой.
5. Брать пищу следует тремя (или больше) пальца- ми, но никак не двумя. (Как видим, канонический
Шариат предлагает принимать пишу руками, но поскольку он не запрещает, а вернее, ничего не говорит о том, можно ли пользоваться ложками и вилками, то сегодня принято принимать пишу с их помощью). Употребление столовых приборов вошло в обычай мусульман под европейским влиянием.
6. Если несколько человек едят пишу из одной та- релки, каждый должен брать кусок, лежащий перед ним.
7. Брать пишу следует небольшими кусками.
8. Сидеть за столом (у скатерти) нужно долго и растягивать еду.
9. Пищу полагается прожевывать хорошо.
10. После еды произносятся слова: «Ал-хамду лиллах»
(«Слава Аллаху»).
11. Пальцы облизываются.
12. Можно пользоваться зубочисткой
(мисвак,
сивак), но нельзя ковырять зубы палочкой из гра- натового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки.
13. Если пишу принимают дома, после еды жела- тельно собрать рассыпанные остатки пищи со ска- терти (каждый свои) и съесть. Если же принимают пищу в поле, остатки пищи оставляют птицам и жи- вотным.
14.Следует воздержаться от принятия пищи перед утром и вечером, в середине дня и середине ночи.
15.В начале и после еды следует принимать небольшое количество соли.
16.Прежде чем есть фрукты, их моют (в отличие от Запада, на Востоке фрукты и соки подают перед обедом).
Перечисленные этические нормы принятия пищи Шариат относит к числу одобряемых. Порицается во время еды следующее:
- есть, прогуливаясь;
- обжорство;
- смотреть в лицо человека, когда он принимает пишу;
- есть горячую пищу;
- дуть на еду во время еды и питья;
- ждать чего-либо после того, как подали хлеб. (В отличие от
Запада, на мусульманском Востоке как только подадут хлеб, его начинают медленно есть, не дожидаясь подачи обеда.
Хлеб на Востоке считается священным, и во время обеда его подают раньше всего);
- порицается резать хлеб ножом (на Востоке бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пишу. Кроме того, этот обычай связан с тем, что на Востоке не пекут толстый хлеб, но в основном — лепешки и лаваш, которые удобнее ломать руками);
- класть хлеб под тарелку. (Как уже говорилось, хлеб считается священным, на нем дают клятву. Если кусок хлеба упал на землю, топтать его запрещено. Необходимо поднять его и положить в такое место, где бы он стал пищей для птиц и животных);
- порицается тщательно очищать и облизывать кость;
- снимать кожуру с фруктов (это относится к ябло- кам, грушам, сливам, но не к таким фруктам, как гранат, апельсин, банан и др., кожуру которых не едят);
- пить много воды;
пить воду после жирной пищи; также порицается пить воду, держа сосуд левой рукой.
В отношении питья воды установлены особые правила.
Одобряется пить воду, аккуратно всасы-вая ее, а не шумными большими глотками. Днем желательно пить воду стоя, а ночью сидя. Пить воду желательно тремя глотками и с охотой. Перед началом питья следует сказать: «Бисмиллах» («Во имя Аллаха»), а по окончании — «Ал-хамду лиллах» («Слава Аллаху»).
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ И
ОПРЯТНОСТИ И МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТ
НЕЧИСТОТЫ
В изучении мусульманской религии чрезвычайно важным является изучение исламских понятий «чистого» и «нечистого» в природе и мире живых существ. С этими понятиями связан ряд исламских запретов, порицаний, неодобрений и т. д. Исламское понятие «чистого» и «нечистого» оказывает глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман.
Шариат считает кяфира нечистым наравне с собакой и свиньей. А в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники — нечистота» (9:28). В быту мусульмане часто отождествляют христиан и иудеев с многобожниками, называя их кяфирами. Как верно отметил французский востоковед А.
Массэ, под влиянием приведенной суры Корана мусульмане- шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами, доходя до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались
1
Запрет Ислама принимать в пишу свинину и отказ от алкогольных напитков — не просто следствие вкуса. Хотя ни
Коран, ни Шариат не дают какого-либо объяснения, откуда происходят эти запреты, поскольку с точки зрения религии то, что запрещено Богом, само собой очевидно, однако опыт и различные исследования показывают, что ни к чему плохому следование этим запретам не приводит. Напротив, то, что было запрещено 14
веков назад и что казалось при том уровне развития науки необъяснимым, сегодня кажется очень мудрым.
1
Массэ А. Указ. соч., 139
В отношении питья воды установлены особые правила.
Одобряется пить воду, аккуратно всасы-вая ее, а не шумными большими глотками. Днем желательно пить воду стоя, а ночью сидя. Пить воду желательно тремя глотками и с охотой. Перед началом питья следует сказать: «Бисмиллах» («Во имя Аллаха»), а по окончании — «Ал-хамду лиллах» («Слава Аллаху»).
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОТЫ И
ОПРЯТНОСТИ И МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ ОТ
НЕЧИСТОТЫ
В изучении мусульманской религии чрезвычайно важным является изучение исламских понятий «чистого» и «нечистого» в природе и мире живых существ. С этими понятиями связан ряд исламских запретов, порицаний, неодобрений и т. д. Исламское понятие «чистого» и «нечистого» оказывает глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман.
Шариат считает кяфира нечистым наравне с собакой и свиньей. А в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники — нечистота» (9:28). В быту мусульмане часто отождествляют христиан и иудеев с многобожниками, называя их кяфирами. Как верно отметил французский востоковед А.
Массэ, под влиянием приведенной суры Корана мусульмане- шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами, доходя до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались
1
Запрет Ислама принимать в пишу свинину и отказ от алкогольных напитков — не просто следствие вкуса. Хотя ни
Коран, ни Шариат не дают какого-либо объяснения, откуда происходят эти запреты, поскольку с точки зрения религии то, что запрещено Богом, само собой очевидно, однако опыт и различные исследования показывают, что ни к чему плохому следование этим запретам не приводит. Напротив, то, что было запрещено 14
веков назад и что казалось при том уровне развития науки необъяснимым, сегодня кажется очень мудрым.
1
Массэ А. Указ. соч., 139
Таким образом, Ислам свел в одно, соединил представление о чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого
(угодного и неугодного Аллаху). Приэтом к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек.
В сознании верующего мусульманина откладывается, что если свинина и алкогольные Напитки являются нечистыми, то и те, кто их употребляет в пишу тоже становятся нечистыми.
Естественно не зная мусульманского учения о чистом и нечистом, Трудно понять психологию верующего мусульманину
Ислам же не только выдвигает концепцию чистого и нечистого, но и разрабатывает способы очищения
Не все, конечно, что касается шариатских понятий чистого и нечистого, как и способов очищения заключает в религиозную оболочку то, что задолго до его появления считалось в народе чистым и нечистым. Шариат предвосхищает достижения и медицинских, и химических наук, поскольку практически все исследования показывают пользу пищевых и гигиенических предписаний Ислама с другой стороны, Ислам свел в одно, соединил представления о материальной чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого (угодного и неугодного Аллаху). Так, к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек по Шариату к нечистому (наджасатп) относятся-
- моча;
- кал;
- сперма;
- мертвечина, труп;
- кровь;
- собака;
- свинья;
- кяфир;
- вино;
- пиво и другие хмельные напитки;
- пот нечистых животных;
- пот животных, которые питаются нечистотами.