Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предубеждение Шариата против человеческих и животных отходов не ново, оно было свойственно людям задолго до возникновения Ислама. Правила гигиены в Шариате получают интерпретацию, связанную с их религиозным обоснованием.
Шариат особо предупреждает мусульман, чтобы они опасались крови как одной из главных нечистот. Кровь человека и животных считается нечистой. Ягнята и овцы, которых подкармливали молоком свиней, также считаются нечистыми.
Из запретов Шариата известно, что до возникновения Ислама в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока лошадей подкармливали жареной свининой, а ягнят — молоком свиней.
Этот обычай был запрещен Шариатом.
Если при убое животного кровь попала во внутренности, она остается нечистой, но мясо считается съедобным. Если кровь обнаружена в яйце, употреблять его в пищу запрещено (если кровь находится в желтке и тонкий слой скорлупы не поврежден, белок яйца считается чистым). Если во время дойки молока в нем окажется кровь, молоко считается нечистым, и чистым его не сделает даже кипячение. Шариат предостерегает даже против проглатывания слюны, если в нее попала кровь из десен. Если от удара произошло кровоизлияние под ногтями или под кожей, синяк этот не связывается с кровью, но если на коже образовался порез, то по возможности требуется очиститься от крови.
Если при приготовлении пищи в нее попадает кровь, то вся пища становится нечистой, и ни кипячение, ни огонь не могут сделать ее чистой.
Относя неверного — кяфира — к числу «нечистот», Шариат выдвигает концепцию о том, кого можно считать неверным.
Вопрос этот крайне важен, ибо в нашей литературе термин
«кяфир» трактуется часто неправильно. Если кратко, то по
Шариату кяфиром считается «тот, кто отрицает Бога или дает ему соучастника (ширк), не считает Мухаммада посланником и пророком или же отрицает обряды Ислама».
С точки зрения Корана и Шариата, христиан и иудеев нельзя считать «неверными». Когда в наших энциклопедических и толковых словарях утверждается, что кяфир — это «неверный», то это правильно. Но когда следует добавление, что кяфир — немусульманин, то это неправильно, поскольку христиане и
иудеи тоже немусульмане, но их нельзя считать «неверными» с точки зрения Шариата. В первоначальном Исламе, особенно в
Коране, отсутствует понятие абсолютного неверия, безбожия, атеизма в нашем понимании. Такое понимание появляется в
Исламе лишь после арабских завоеваний и ознакомления му- сульман с древнегреческой, индийской, персидской философией и общественной мыслью других народов. Язычество Коран не считает религией, отсюда и понимание язычников как неверных.
Авраам, Моисей и Иисус, по Корану, были ханифами, т. е. при- знающими единого Бога, поэтому христиан и иудеев нельзя считать кяфирами.
Вопрос, в каких случаях христиан и иудеев можно считать кяфирами, восходит к правовым нормам и проблемам войны и мира в Исламе. Почему же среди некоторых мусульман бытует представление, будто христиане и иудеи также являются кяфирами?
Здесь нужно отметить следующее. Если в мирное время, на основе Корана и канонического Ислама, христиане и евреи, проживающие в мусульманских странах, находятся под защитой закона и имеют право свободного отправления религиозных обрядов, именуясь последователями единого Бога и «людьми
Священного Писания», то в том случае, когда народы этих вероисповеданий ведут войну с мусульманами в целях искоренения Ислама и захвата мусульманской территории, мусульманское право приравнивает их к неверным — кяфирам и допускает их истребление.
По закону Шариата, нечистыми считаются все алкогольные и хмельные напитки, как и все жидкости, подверженные брожению. В современных условиях Шариат допускает использование жидкостей, содержащих хмельное, например, лаков, красок для изготовления мебели. Если виноград или виноградный сок находятся в состоянии брожения, они считаются нечистыми и их запрещено употреблять в пишу. Сок доведенных до кипения хурмы, фиников, кишмиша считается чистым и пригодным к употреблению в пишу, но по Шариату лучше остерегаться и его из опасения, что во время кипения хурма, кишмиш, финики могут прийти в состояние брожения.
Хмельной напиток, полученный из ячменя и называемый пивом, считается нечистым. Однако напиток, получаемый из ячменя
Коране, отсутствует понятие абсолютного неверия, безбожия, атеизма в нашем понимании. Такое понимание появляется в
Исламе лишь после арабских завоеваний и ознакомления му- сульман с древнегреческой, индийской, персидской философией и общественной мыслью других народов. Язычество Коран не считает религией, отсюда и понимание язычников как неверных.
Авраам, Моисей и Иисус, по Корану, были ханифами, т. е. при- знающими единого Бога, поэтому христиан и иудеев нельзя считать кяфирами.
Вопрос, в каких случаях христиан и иудеев можно считать кяфирами, восходит к правовым нормам и проблемам войны и мира в Исламе. Почему же среди некоторых мусульман бытует представление, будто христиане и иудеи также являются кяфирами?
Здесь нужно отметить следующее. Если в мирное время, на основе Корана и канонического Ислама, христиане и евреи, проживающие в мусульманских странах, находятся под защитой закона и имеют право свободного отправления религиозных обрядов, именуясь последователями единого Бога и «людьми
Священного Писания», то в том случае, когда народы этих вероисповеданий ведут войну с мусульманами в целях искоренения Ислама и захвата мусульманской территории, мусульманское право приравнивает их к неверным — кяфирам и допускает их истребление.
По закону Шариата, нечистыми считаются все алкогольные и хмельные напитки, как и все жидкости, подверженные брожению. В современных условиях Шариат допускает использование жидкостей, содержащих хмельное, например, лаков, красок для изготовления мебели. Если виноград или виноградный сок находятся в состоянии брожения, они считаются нечистыми и их запрещено употреблять в пишу. Сок доведенных до кипения хурмы, фиников, кишмиша считается чистым и пригодным к употреблению в пишу, но по Шариату лучше остерегаться и его из опасения, что во время кипения хурма, кишмиш, финики могут прийти в состояние брожения.
Хмельной напиток, полученный из ячменя и называемый пивом, считается нечистым. Однако напиток, получаемый из ячменя
врачом и называемый ячменной водой, по Шариату считается чистым.
За всю историю существования человеку не удалось добиться строгого соблюдения запретов на хмельное. Даже некоторые мусульмане, несмотря на запреты Шариата, употребляли и употребляют алкогольные напитки.
Шариатские методы очищения от нечистоты. Выше мы говорили, что, выдвинув концепцию чистоты и нечистоты, мусульманское учение предлагает формы и методы очищения.
Эта проблема является очень важной, поскольку Шариат соединяет известные человечеству правила гигиены и санитарии с методами очищения от религиозного осквернения. Например, согласно Шариату, одежда, упавшая в грязь, и неверующий человек одинаково считаются нечистыми. Способы же очищения по Шариату та- ковы: чтобы очистить загрязненную одежду, ее необходимо вымыть водой или протереть сухим песком, или сделать влажной, а затем высушить под солнцем (вполне понятные и давно известные человеку методы чистки); что же касается очищения человека, которого Шариат причислил к категории нечистых, потому что он неверующий, то этот человек произносит известную формулу: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (т.е. он принимает Ислам) и становится чистым.
Шариат предлагает 11 способов очищения от нечистоты.
«Очистителями» (мутахарат, от арабского слова таххара, что означает и «очищение», и «религиозное омовение») могут служить:
- вода;
- земля;
- солнце;
- истихала (превращение, метаморфоза);
- испарение;
- интикал (перемещение);
- Ислам;
- природа;
- исчезновение источника нечистоты.
За всю историю существования человеку не удалось добиться строгого соблюдения запретов на хмельное. Даже некоторые мусульмане, несмотря на запреты Шариата, употребляли и употребляют алкогольные напитки.
Шариатские методы очищения от нечистоты. Выше мы говорили, что, выдвинув концепцию чистоты и нечистоты, мусульманское учение предлагает формы и методы очищения.
Эта проблема является очень важной, поскольку Шариат соединяет известные человечеству правила гигиены и санитарии с методами очищения от религиозного осквернения. Например, согласно Шариату, одежда, упавшая в грязь, и неверующий человек одинаково считаются нечистыми. Способы же очищения по Шариату та- ковы: чтобы очистить загрязненную одежду, ее необходимо вымыть водой или протереть сухим песком, или сделать влажной, а затем высушить под солнцем (вполне понятные и давно известные человеку методы чистки); что же касается очищения человека, которого Шариат причислил к категории нечистых, потому что он неверующий, то этот человек произносит известную формулу: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (т.е. он принимает Ислам) и становится чистым.
Шариат предлагает 11 способов очищения от нечистоты.
«Очистителями» (мутахарат, от арабского слова таххара, что означает и «очищение», и «религиозное омовение») могут служить:
- вода;
- земля;
- солнце;
- истихала (превращение, метаморфоза);
- испарение;
- интикал (перемещение);
- Ислам;
- природа;
- исчезновение источника нечистоты.
Десятый способ очищения — это очищение животного, которое питалось нечистотой, и одиннадцатый — исчезновение мусульманина
1
Первым очистителем от нечистоты Шариат называет воду, и это не случайно. Вода является священной, особенно в условиях
Аравии, где огромные территории заняты безводными пустынями. В Шариате вода делится на две категории: вода
мутлак и вода мудаф. Вода мудаф — это жидкость, являющаяся смесью различных «соков» или с наличием примесей пли взвеси. Вода мутлак не содержит указанных смесей и делится на пять категорий:
- вода обильная;
- скудная;
- проточная;
- дождевая;
- вода из колодца.
Кроме того, Шариат часто ссылается на совесть правоверных.
Если они утверждают, что вода чистая, им можно верить. Далее в законах Шариата утверждается, что если возле текущей речки образовалась стоячая вода и она связана с речкой, вся вода считается проточной и чистой.
Для использования воды как одного из главных средств очищения в Шариате разработаны особые методы.
Вода, которая используется для очищения от нечистоты, должна быть мутлак (без примеси), чистой и не должна иметь постороннего запаха, вкуса и цвета. Испачканную посуду необходимо полоскать три раза в обильной воде и один раз в проточной. Посуду, из которой ела или которую облизывала собака, Шариат (согласно джа'фаритскому мазхабу) требует тереть песком и полоскать два раза в стоячей воде и один — в проточной. Посуду, в которой содержалось вино, необходимо полоскать семь раз. Вещь, загрязненную мочой грудного ребенка или молоком безбожной женщины, Шариат требует полоскать в воде и держать под струей.
Если на поверхности земли имеются нечистоты и нет возможности провести по ней проточную воду, стоячая вода не
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 149.
может очистить ее. Если же на это место насыпать щебенки или песка и стоячая вода поднимется вверх — сквозь песок или щебенку, — эта вода считается чистой, а оставшаяся под песком и щебенкой — нечистой.
Использование земли и песка для очищения от нечистоты не является исключительно исламским. Арабы и другие народы жарких районов еще в глубокой древности знали очистительные свойства земли, особенно песка, закаленного под лучами солнца, обладающего свойством убивать микробы. И сейчас на
Востоке сохраняется обычай мыть посуду песком и пеплом.
Закаленный песок используют также для очищения одежды от пятен. Песок, используемый для этого, должен быть чистым и сухим. Земля и песок являются хорошим средством и для чистки пятен на обуви. Для этого Шариат рекомендует сделать не менее
15 шагов по нему. Использование солнечных лучей — также один из самых древних, существующих на Востоке способов очищения от нечистоты.
Для того чтобы солнечные лучи очистили нечистоту, Шариат требует загрязненную вещь сделать влажной и затем поставить под лучи солнца. По утверждению Шариата, сухая нечистота под лучами солнца не становится чистой.
Истихала — переход вещества из одного состояния в другое
— также используется Шариатом как метод очищения от нечистоты. Этот метод Шариата содержит элементы химии и физики. В Шариате утверждается, что путем превращения
(истихала) вещь или живое существо становятся чистыми. На- пример, грязная палка под воздействием огня сгорает и превращается в пепел — становится чистой. Если вино само по себе или после прибавления в него соли превратится в уксус, оно становится чистым.
Выше было сказано, что лучи солнца, высокая температура, воздействие огня способствуют удалению нечистоты. Сюда следует добавить и кипячение. Народы с древнейших времен знали, что для того чтобы сохранить пишу от порчи, необходимо ее прокипятить.
Особое внимание Шариат обращает на процесс кипячения винограда. Пока не испарится 2/3 виноградного сока, посуда, в которой варится сок, и шумовка, с помощью которой помешивают кипящий
Использование земли и песка для очищения от нечистоты не является исключительно исламским. Арабы и другие народы жарких районов еще в глубокой древности знали очистительные свойства земли, особенно песка, закаленного под лучами солнца, обладающего свойством убивать микробы. И сейчас на
Востоке сохраняется обычай мыть посуду песком и пеплом.
Закаленный песок используют также для очищения одежды от пятен. Песок, используемый для этого, должен быть чистым и сухим. Земля и песок являются хорошим средством и для чистки пятен на обуви. Для этого Шариат рекомендует сделать не менее
15 шагов по нему. Использование солнечных лучей — также один из самых древних, существующих на Востоке способов очищения от нечистоты.
Для того чтобы солнечные лучи очистили нечистоту, Шариат требует загрязненную вещь сделать влажной и затем поставить под лучи солнца. По утверждению Шариата, сухая нечистота под лучами солнца не становится чистой.
Истихала — переход вещества из одного состояния в другое
— также используется Шариатом как метод очищения от нечистоты. Этот метод Шариата содержит элементы химии и физики. В Шариате утверждается, что путем превращения
(истихала) вещь или живое существо становятся чистыми. На- пример, грязная палка под воздействием огня сгорает и превращается в пепел — становится чистой. Если вино само по себе или после прибавления в него соли превратится в уксус, оно становится чистым.
Выше было сказано, что лучи солнца, высокая температура, воздействие огня способствуют удалению нечистоты. Сюда следует добавить и кипячение. Народы с древнейших времен знали, что для того чтобы сохранить пишу от порчи, необходимо ее прокипятить.
Особое внимание Шариат обращает на процесс кипячения винограда. Пока не испарится 2/3 виноградного сока, посуда, в которой варится сок, и шумовка, с помощью которой помешивают кипящий
виноград, и все, что прикасается к кипящему винограду, считается нечистым. Если что-либо съестное попадает в кипящий виноград, оно также становится нечистым.
Шариат предлагает еще один способ очищения от нечистоты, также известный в общечеловеческой практике. Это так называемый табиат (природа). Метод этот вытекает из рассуждения, основанного на причинно-следственной связи.
Например, посуда, в которой хранится вино (нечистое), считается также нечистой, но если это вино превращается в уксус, то эта же посуда становится чистой.
В число очистителей Шариат включил религию — Ислам.
Так, по Шариату, кяфир (неверный), только что вымывшийся в бане и надевший совершенно чистое белье и верхнее платье, все равно остается нечистым, с духовной точки зрения, потому, что он неверующий. Если же тот же человек принимает Ислам, то он становится чистым.
Правила Шариата об очищении от нечистоты соответствуют тысячелетнему опыту и практике народной медицины и традиции народов мусульманского Востока. Но к этим методам следует подходить так, чтобы не смешивать элементы народной медицины и духовно-исламские представления.
Шариат предлагает еще один способ очищения от нечистоты, также известный в общечеловеческой практике. Это так называемый табиат (природа). Метод этот вытекает из рассуждения, основанного на причинно-следственной связи.
Например, посуда, в которой хранится вино (нечистое), считается также нечистой, но если это вино превращается в уксус, то эта же посуда становится чистой.
В число очистителей Шариат включил религию — Ислам.
Так, по Шариату, кяфир (неверный), только что вымывшийся в бане и надевший совершенно чистое белье и верхнее платье, все равно остается нечистым, с духовной точки зрения, потому, что он неверующий. Если же тот же человек принимает Ислам, то он становится чистым.
Правила Шариата об очищении от нечистоты соответствуют тысячелетнему опыту и практике народной медицины и традиции народов мусульманского Востока. Но к этим методам следует подходить так, чтобы не смешивать элементы народной медицины и духовно-исламские представления.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 28
Глава 5
НАКАЗАНИЕ В ШАРИАТЕ
МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА БЕЗНРАВСТВЕННЫЕ И
ГРЕХОВНЫЕ ПОСТУПКИ
Утверждение и оформление раннефеодальных отношений в наибольшей степени отражено в Шариате в уголовном праве.
Уголовные преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемые поступки, определяются
Шариатом как нарушения «границ Аллаха» (худуд Аллах) (65:1).
В Коране же указано, что есть «устав Божий, который нельзя нарушать» (65:1) и под которым подразумеваются запреты на
самые разнообразные формы нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений.
Все наказания за уголовные и другие преступления, определенные Шариатом, сводятся к четырем основным видам:
1. Возмездие однородным действием (кисас): за убийство — убийством, за оскорбление — оскорблением, за ранение — ранением (причем Шариат допускает осуществление возмездия самим пострадавшим, его родственниками или полагается на возмездие от Аллаха).
2. Плата или штраф за пролитую кровь (диа), которые определяются как за убийство, так и за нанесение ран или увечье.
3. Наказание, определяемое законом на основан и и прецедента.
4. Наказание, определяемое шариатским судьей по его усмотрению
1
Остановимся более подробно на рассмотрении закона о диа
(формы и методы уплаты за пролитую кровь) согласно джа'фаритскому мазхабу. В этом законе вырисовываются характерные черты и специфика мусульманского восточного наказания, тогда как два последних вида наказаний во многом схожи с общеизвестными формами и нормами уголовных законодательств. Что же касается Корана, то в нем имеются сведения только о двух видах наказания — о кисас и диа.
И до Ислама кровная месть была одним из древних обычаев доисламских арабов и других народов, однако в Исламе кровная месть существенно ограничивается местью лично виновному. В доисламский же период широкое распространение кровной мести среди арабских племен подчас приводило к истреблению сотен людей и даже целых племен за убийство одного человека.
Борясь с языческими обычаями, Коран отдает предпочтение замене кровной мести уплатой за пролитую кровь (диа).
По исламскому законодательству, если кто-то убьет человека предумышленно и несправедливо, родственники или опекуны убитого все же могут простить убийство или потребовать за него с преступника цену крови — диа. Если же убийство непреднамеренное, то близкие родственники убитого вообще не
1
Шахаби Махмуд. Адвар фикх. Тегеран, 1961. Т.2, 241-247.
Все наказания за уголовные и другие преступления, определенные Шариатом, сводятся к четырем основным видам:
1. Возмездие однородным действием (кисас): за убийство — убийством, за оскорбление — оскорблением, за ранение — ранением (причем Шариат допускает осуществление возмездия самим пострадавшим, его родственниками или полагается на возмездие от Аллаха).
2. Плата или штраф за пролитую кровь (диа), которые определяются как за убийство, так и за нанесение ран или увечье.
3. Наказание, определяемое законом на основан и и прецедента.
4. Наказание, определяемое шариатским судьей по его усмотрению
1
Остановимся более подробно на рассмотрении закона о диа
(формы и методы уплаты за пролитую кровь) согласно джа'фаритскому мазхабу. В этом законе вырисовываются характерные черты и специфика мусульманского восточного наказания, тогда как два последних вида наказаний во многом схожи с общеизвестными формами и нормами уголовных законодательств. Что же касается Корана, то в нем имеются сведения только о двух видах наказания — о кисас и диа.
И до Ислама кровная месть была одним из древних обычаев доисламских арабов и других народов, однако в Исламе кровная месть существенно ограничивается местью лично виновному. В доисламский же период широкое распространение кровной мести среди арабских племен подчас приводило к истреблению сотен людей и даже целых племен за убийство одного человека.
Борясь с языческими обычаями, Коран отдает предпочтение замене кровной мести уплатой за пролитую кровь (диа).
По исламскому законодательству, если кто-то убьет человека предумышленно и несправедливо, родственники или опекуны убитого все же могут простить убийство или потребовать за него с преступника цену крови — диа. Если же убийство непреднамеренное, то близкие родственники убитого вообще не
1
Шахаби Махмуд. Адвар фикх. Тегеран, 1961. Т.2, 241-247.
имеют права на убийство преступника, но могут только получить плату за кровь.
В джа'фаритском мазхабе установлены шесть видов платы за кровь:
1. Сто верблюдов шестилетнего возраста.
2. 200 быков.
3. 1000 баранов.
4. Хуллэ
(ткань
хуллэ
в раннем
Средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза).
5. 1000 мискалей золота.
6. 1000 дирхемов (серебряных монет). Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением.
Диа — цена за пролитую кровь — на начальном этапе Ислама выплачивалась за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела. В связи с этим
Шариат установил следующие виды платы диа (на основе диа за убийство):
1. Полное диа — за полное ослепление, связанное с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза, соответственно, полагается штраф, равный половине диа.
2. За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины
диа за убийство; за срезанную мочку уха — плата 1/3 диа.
3. За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа.
4. За выбитые зубы с преступника взимается от 1 /40 до 1 /20 части диа.
5. За одну или две руки уплачивается половина диа.
6. За каждый отрезанный палец — 1/10 диа.
7. За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа.
8. То же самые за обе отрезанные груди женщин. За одну отрезанную грудь — половину диа.
9. Если отрезана ступня ноги или пальцы, то плата I читается за каждый отрезанный палец— по 1/10 диa.
В джа'фаритском мазхабе установлены шесть видов платы за кровь:
1. Сто верблюдов шестилетнего возраста.
2. 200 быков.
3. 1000 баранов.
4. Хуллэ
(ткань
хуллэ
в раннем
Средневековье изготавливалась в Йемене, каждая хуллэ содержит два отреза).
5. 1000 мискалей золота.
6. 1000 дирхемов (серебряных монет). Здесь, как и во всех раннефеодальных законах, натуральная плата соотносится не только со специфическими товарами и продуктами, но и с их ценностным региональным значением.
Диа — цена за пролитую кровь — на начальном этапе Ислама выплачивалась за убийство. Затем она стала выплачиваться также за повреждение отдельных частей тела. В связи с этим
Шариат установил следующие виды платы диа (на основе диа за убийство):
1. Полное диа — за полное ослепление, связанное с повреждением обоих глаз или век обоих глаз; за уничтожение одного глаза, соответственно, полагается штраф, равный половине диа.
2. За отрезанные уши или ухо, в результате чего человек теряет слух, с преступника взимается плата в размере половины
диа за убийство; за срезанную мочку уха — плата 1/3 диа.
3. За отрезанный нос (весь или частично) или язык плата взимается в размере половины диа.
4. За выбитые зубы с преступника взимается от 1 /40 до 1 /20 части диа.
5. За одну или две руки уплачивается половина диа.
6. За каждый отрезанный палец — 1/10 диа.
7. За сломанную спину (так, что вылечить ее невозможно) преступник выплачивает полное диа.
8. То же самые за обе отрезанные груди женщин. За одну отрезанную грудь — половину диа.
9. Если отрезана ступня ноги или пальцы, то плата I читается за каждый отрезанный палец— по 1/10 диa.
10.За кастрацию мужчины преступник выплачивает полное
диа.
11.Полное диа выплачивается и за удар, в результате которого пострадавший потерял рассудок.
12.То же самое за увечье, следствием которого является потеря обоняния или мужской силы.
1
За непреднамеренное убийство полагается одно диа и освобождение одного раба. Если же преступник не в состоянии освободить раба, он должен два месяца поститься, а если невозможно и это, — прокормить 60 бедняков. Причем при непреднамеренном убийстве это обязательно, даже если преступника простят.
Если у беременной женщины по чьей-то вине начались преждевременные роды, виновник платит штраф: от 20 до 80
мискалей золота, если выкидыш (зародыш разной степени развития), то 100 .мискалей — если выкидыш приобрел человеческий образ. Если же выкидыш — уже ребенок, который дышит, то за мальчика полагается штраф 1000 мискалей золота, а за девочку — 500.
Если беременная женщина сделала что-то сама, в результате чего получился выкидыш, то сама она и платит диа варису
(наследнику ребенка — отцу или деду). Если же кто-то убьет беременную женщину, он платит диа в двойном размере — за женщину и за ребенка.
За кожу, содранную с головы мужчины, полагается штраф — один верблюд, если же вместе с кожей содрано и немного мяса
— три верблюда, и четыре верблюда, — если мышцы повреждены более основательно. Если же кожа с мышцами содрана так, что видны кости, штраф увеличивается до 10 верблюдов, если сломаны кости и осколки их отошли друг от друга — до 15 верблюдов, а если рана при этом так глубока, что достигла мозговой ткани, — до 33 верблюдов.
При определении меры наказания учитываются и психологические моменты. Так, за пощечину или удар по лицу, если следствием этого будет красное пятно, полагается штраф в размере одного мискаля золота, если же синяк — 3 мискаля. Но за те же синяки и пятна и за удары той же силы в места, которые
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2809