Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
259
Глава 10 КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ
КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА
Общеизвестно, что на протяжении веков на просторах
Евразии, Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке взаимодействовали, обогащая друг друга, различные цивилизации. Это был сложный, многоплановый культурно- экономический, социальный процесс.
На территории современной России проживают народы, исповедующие разные религии, в том числе Ислам. Естественным образом Россия не отделена от государств Центральной Азии и Закавказья, с которыми ее связывают общность исторических судеб и многовековые культурные контакты. И в то же время российские мусульмане являются неотъемлемой частью мирового мусульманского сообщества — исламской уммы. Об этом говорил Президент РФ Владимир Путин во время своего официального визита в Малайзию в прошлом году. Таким образом, невозможно представить себе евразийскую и всю мировую цивилизацию без учета мусульманской культуры.
В истории мировой цивилизации мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. Зародившись в VII в., эта самобытная культура за сравнительно короткий срок распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, проникла в
Испанию и на Сицилию. Демонстрируя большую жизненную силу, Ислам как религия и культура утвердился на просторах
Евразии — в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в регионах
Поволжья и Приуралья. Побеждая в борьбе с местными верованиями, Ислам в то же время показал способность вбирать в себя элементы знаний, обычаев и культурного наследия народов, принявших мусульманство.
В эпоху Возрождения европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания. Наука и культура сблизили исламский Восток и христианскую Византию. Приняв Ислам, народы Евразии, в том числе мусульмане нынешнего СНГ, приобщились к культурному наследию Востока и Запада:
Греции, Византии, Ирана, арабских стран.
Распространение Ислама сопровождалось бурным ростом городов. Возникнув на Аравийском полуострове, 80% территории которого составляет пустыня, мусульманская
260 культура за короткое время стала великой урбанистической цивилизацией: в крупные центры превратились возрождаемые из руин древние поселения, возникали новые города. Такими центрами стали: Куфа, Басра, Багдад, Каир, Кордова, Севилья,
Сарагоса, Самарканд, Бухара, Шираз, Нишапур и др.
В Багдаде (тогда самом большом городе в мире) в X в. проживали более миллиона человек, в Дамаске и Кордове по
300-400 тысяч, в Каире — полмиллиона. Для сравнения укажем, что только в очень немногих городах средневековой Европы насчитывалось по 30-40 тысяч жителей. Численность населения
Парижа, самого крупного европейского города, достигла 300 тысяч человек лишь в XIX в.
Градостроительство по праву может быть отнесено к одному из высших достижений мусульманской цивилизации. Цветущие города Ближнего и Среднего Востока привлекали многих путешественников. Арыки, протекающие по улицам, парки, бассейны, бани, оживленные рынки, библиотеки, многоэтажные дома — все это вызывало у них восхищение. Так, посетивший
Каир в 1046 г. известный поэт Насири Хосров называет его городом, «равных которому мало». «Я подсчитал, — пишет он,
—- что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок... Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности... Большая часть зданий в пять или шесть этажей». Хосров видел в городе и
8-, 10-, и даже 14-этажные здания. Тот, кто смотрит на город издали, думает, что это горы, писал Хосров. Особенно поразили его защищавшие людей от зноя крытые базары и улицы: туда не проникал дневной свет, и они освещались с помощью светильников.
В мусульманских странах, расположенных в основном в зоне жаркого климата, высоко ценили чистую питьевую воду, а также воду, которую использовали для ритуального омовения.
Города располагали развитой системой водоснабжения.
Историки сообщают, что в XI в. бурдюки с питьевой водой в
Каир доставляли 52 тысячи верблюдов. В Багдаде имелись построенные из кирпича закрытые акведуки. В иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженным кранами, были проведены водопроводы.
261
Средневековый мусульманский историк и географ аль-
Истахри, побывавший в Самарканде, рассказывал, что он редко видел постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов. Смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати.
Вызывало удивление у современников транспортное обслуживание в средневековых мусульманских городах. В
Багдаде, Каире, Дамаске, Самарканде и других городах к услугам городского населения имелись специальные стоянки для ослов, верблюдов (аналоги современных стоянок такси). В городах, расположенных у рек и озер, перевозки обеспечивались лодками, которые можно было брать внаем. В правление аль-
Муваффака (868-892) число таких лодок достигало 30 тысяч, что свидетельствует о большой интенсивности перевозок.
Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели.
Строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы Шариата. Пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия.
В городах сосредоточивалась торговля мусульманского мира; ее непременной принадлежностью были красочные базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы
— фундуки, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров. Шумные базары, где посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, могли показаться неискушенному человеку беспорядочным хаосом. На самом же деле вся жизнь в этих рыночных центрах подчинялась строгой системе. Творить добро и предотвращать зло — таков высокий принцип мусульманского права. Следуя ему, представители городских властей, надзиратели — мухтасибы — наблюдали за порядком. Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся товарных сделок, проверяли все размеры товара, устанавливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань.
Во времена Османской империи в крупных городах — Каире,
Истамбуле (Стамбуле), Тунисе и других — эту функцию выполняли специальные офицеры — янычары. Они имели
262 подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и казначей. В их распоряжении находился и карательный отряд.
Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию.
Вот как описывает современник инспекционные обходы, осуществлявшиеся мухтасибами: «Впереди шел счетовод, несший весы со стандартными мерами веса, а сзади шагал карательный отряд, готовый привести в исполнение скорый приговор, и наказание порой было суровым».
Люди, занятые в сфере производства, распределения и обслуживания, объединялись в своего рода профессиональные союзы-гильдии. Наряду с ними существовали так называемые
футуввы (от слова «фата», означающего «молодой человек»).
Это были «братства молодых людей, поклявшихся быть верны- ми», товарищи, преданные друг другу.
Представляя важный социальный институт мусульманских городов, гильдии способствовали профессиональной сплоченности ремесленников.
Их внутренняя жизнь регулировалась строгими уставами
(письменными или устными). Церемония посвящения в члены гильдии в некоторых мусульманских странах сопровождалась ритуалами и обрядами.
Так, в Египте во время посвящения нового члена гильдии опоясывали кушаком. Этот ритуал связывают с традицией
Пророка. Согласно преданию, Пророк Мухаммад опоясал кушаком своего двоюродного брата и зятя Али. В свою очередь сам Пророк Мухаммад точно так же принял посвящение от архангела Джабраила (Гавриила).
Система гильдий охватывала широкие слои населения. К ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, погонщики ослов и верблюдов, лодочники, даже гадальщики и платные плакальщицы, сказители, среди которых было немало мистиков-суфиев. Также объединялись в гильдии художники, трубочисты, водоносы и цирюльники.
Ислам не отделяет религиозную деятельность от мирской жизни. Добрый справедливый поступок священен, как и молитва. Члены гильдии были связаны между собой не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого Бога. У них отсутствовал
263 национализм в нынешнем его понимании. И не случайно, что к системе гильдий принадлежали и христиане, и иудаисты, местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульманин отправлялся в мечеть, христианин в церковь, иудей в синагогу. Такая веротерпимость — поистине выдающееся явление в истории цивилизации.
Основные потребности человека — в пище, одежде и жилье
— в мусульманском мире удовлетворялись в соответствии с законами Шариата. В этом комплексе особое место занимает одежда. Мусульманские правила запрещают появляться на людях с открытыми частями тела, требуют обязательно закрывать их одеждой; за этим строго следили. Вследствие это- го, везде, где побеждал Ислам, будь то африканский континент,
Туркестан, Кавказ или Поволжье, мусульман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам.
Производимые ремесленниками предметы также должны были соответствовать мусульманским нормам и обычаям.
Самым престижным ремеслом в мусульманских странах считалось ковроткацкое производство — ведь ковры были неотъемлемой принадлежностью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики, а также стеганые одеяла, круглые восточные подушки — митакка — под спину, под голову — создавали уют и красоту в доме.
Высокого уровня достигла техника обработки волокна, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Востоке и Западе их использовали при изготовлении географических карт. Переливающиеся разными цветами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских халатов и повязок на голову.
Исключением было, когда высокие вельможи — эмиры, духовные лица — носили яркие халаты и чалмы (например, в
Средней Азии).
Сегодня в мусульманских странах охотно покупается парфюмерная продукция Франции. В прошлом это было немыслимо. Парфюмерные изделия — многообразные сорта душистых масел — изготовляли из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы, лилий, белого жасмина, мирта, майорана и
264 померанцевого корня. В Средневековье ароматные воды, при- готовленные из лепестков розы, цветов пальмы, а также фиалковое и гвоздичное масла, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных.
Мусульмане прославились мастерством приготовления пищи из пшеничной муки и восточных сладостей. В древности для помола пшеницы широко применялись ручные мельницы, но уже в раннем средневековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились плавучие мельницы. А в иракском городе Басре даже взялись за разрешение проблемы, актуальной и для современной гидравлики, — строили мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой.
Развитие культуры, письменности немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, производимая в Китае и в Самарканде, существенно снизила цену на бумагу и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент.
Однако в заимствованную у Китая технологию изготовления бумаги мусульманские мастера внесли основательное из- менение: они свели на нет зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, начав изготовлять ее из тряпья.
Бумажные фабрики имелись в разных городах, но к началу X в. основным центром производства бумаги оставался
Самарканд. О культурном значении Самарканда в то время свидетельствует и дошедшая до нас шутка создателя алгебры аль-Хорезми, который извинял своего друга за то, что тот не писал писем, ибо жил далеко от Самарканда и бумага была ему не доступна.
Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они, как магнит, притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании — в Кордову и Севилью — приезжали учиться из Франции и Италии. Среди тех, кто стремился туда, были даже высокопоставленные ре- лигиозные деятели из Ватикана.
Согласно учению Ислама, Бог есть высший разум и мудрость, а человек — самое разумное и великое творение Бога. Неверие рассматривается как признак ущербности. Поиск истины, изучение Божественных и светских наук, распространение знаний, с точки зрения Ислама, — священный долг человека.
265
Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день».
Умение писать и читать считалось даром Божьим, поэтому большим уважением пользовались переписчики и писцы.
Переписчики и каллиграфы, владевшие арабской письменностью, состояли на службе у халифов, эмиров и султанов. На улицах и базарах мусульманских городов можно было встретить многочисленных писцов, которые обслуживали население — писали письма, составляли договоры и заявления.
Хороший почерк и умение использовать различные виды письма ценились как высокое искусство. Многие произведения поэтов, философов и ученых древности и мусульманского Средневеко- вья дошли до нас благодаря переписчикам.
Ценным качеством культурного человека признавалась хорошая память, необходимая для приобретения религиозных и научных знаний. Развитию памяти способствовало заучивание наизусть кораничес-ких аятов, чему в мусульманских учебных заведениях уделялось самое серьезное внимание.
Мусульманская культура неотделима от единобожия — монотеизма. Аллах — единый и единственный Бог. В соответствие с этим главным догматом Ислама должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского.
Соответствующий пример дал сам Пророк Мухаммад. Когда ему строили жилье в Медине, то в соответствии с его пожеланием был создан новый тип постройки, отличительной чертой которого были колонны, поддерживающие потолок. Дом
Пророка Мухаммада стал прообразом мечети.
Во времена раннего Ислама глашатаи, чтобы призвать людей к молитве, поднимались на крыши домов или другие высокие места. В дальнейшем для удобства стали строить высокие башни — минареты, которые примыкали к мечетям или же стояли рядом с ними. Таким образом, призыв к молитве как религиозный ритуал подтолкнул строителей и зодчих к со- зданию уникальных сооружений — минаретов, ставших символом поклонения Богу. В своих творческих поисках мусульмане отказывались от возведения таких молитвенных домов, где бы преобладали гладкие поверхности и
266 прямоугольные формы (что было характерно для греческой архитектуры). Мусульманские строители создавали чудо- купола, арки, лепку, напоминающую пчелиные соты или сталактиты.
Мечеть — это прежде всего место для молитвы, духовного общения человека с Богом, поэтому мечети просторны и в них нет посторонних предметов, которые мешали бы совершению молитвы, поклонов, падению ниц.
Исламское искусство абстрактно отображает красоту и величие этого мира, установив запрет на изображение живых существ во избежание идолопоклонства. Ислам не допускает использование
«образа» или
«изображения»
Бога в материальном воплощении — в виде статуи, портрета, иконы — в качестве украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов.
Божественный, сакральный строй мироздания получает свое воплощение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения.
Мусульманские мастера достигли замечательных высот мастерства в искусстве орнамента. Им принадлежит заслуга создания арабески — нового типа узора, состоящего из пересечения и переплетения растительных фигур.
Отличительной чертой арабески было и то, что в узор включались надписи арабскими буквами. Созданные таким образом орнаменты, основанные на точном математическом расчете и отличающиеся богатством фантазии, украшали молитвенные дома, административные и жилые здания повсюду, где утверждался Ислам.
В системе мусульманской культуры важное место занимает музыка, изучение которой считалось необходимым элементом образования. Классическая арабская музыка достигла своего расцвета в IX-XIII вв., чему содействовали покровительствовавшие искусству аббасидские халифы — правители Багдада. Мусульмане внесли значительный вклад в создание музыкальной теории и музыкальной терминологии, заложив основу развития арабской, турецкой, персидской музыки (в том числе мусульманских народов СНГ), что прослеживается в развитии музыкального искусства вплоть до наших дней.
267
В пору проникновения и распространения Ислама в регионы
Евразии, в Среднюю Азию, на Кавказ, в Поволжье и Приуралье
(VIII-X вв.) мусульманский мир находился на вершине своего подъема, достигнув высокого уровня экономического, научного и культурного развития. Приобщаясь к Исламу, народы СНГ и других регионов стали членами авра-амистической, монотеистической общины (миллат Ибрахим), которая наряду с мусульманством включает в себя иудаизм и христианство.
Одновременно с изменением религиозных представлений менялись и их социально-экономическая, культурная жизнь, семейно-брачные и бытовые традиции.
Ислам повлиял и на жилищное строительство. Дома мусульман отличаются тем, что они ограждены стеной, чтобы не была видна со стороны внутренняя часть двора.
Мусульманские жилые помещения делятся на две части —
харим (от харам — «запрет», от того же слова — «гарем», где находятся женщины и дети и куда запрещено входить посторонним мужчинам) и общая гостиная.
Приняв Ислам, мусульманские народы СНГ и других стран
Востока создали уникальные архитектурные сооружения — молитвенные дома, административные и общественные здания.
Это новая мусульманская архитектура, которая обогатила куль- туру Востока и Запада. Народы, имевшие древние культурные традиции (например, населяющие Среднюю Азию), после принятия Ислама достигли такого уровня развития науки и культуры, которого они не знали раньше. Великий математик аль-Хорезми, философы — аль-Фараби, аль-Бируни, великий медик и философ Ибн Сина (Авиценна), известные коммен- таторы Корана и собиратели хадисов (изречений
Пророка Мухаммада) — ат-Тирмизи, имам аль-Буха-ри, астроном Улугбек — внук великого полководца Тамерлана и другие ученые были представителями Средней Азии и территорий нынешнего СНГ.
Таким образом, культурные и экономические связи Европы и
Азии, стран СНГ уходят корнями в глубину веков, а мусульманская культура уже со времен Средневековья является неотъемлемой частью великой цивилизации Евразии. Без знакомства с ней невозможно и понимание сути мировой культуры.
268
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 28