Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 275

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

278
Коран требует воздерживаться от расточительства, ибо скупость, склонность к богатству ослабляют любовь к загробному миру.
Учение Ислама отрицает государственный строй, где господствует социальное рабство. Термин «раб Аллаха» (абд
Аллах) подразумевает рабство перед Богом, а не человеком или государством. Не случайно одним из видов искупления вины по
Исламу является освобождение раба. Такой пример подал сам
Пророк Мухаммад. Своего приемного сына и секретаря Зейда он купил на мединском рынке и сказал ему: «У тебя есть свобода
— можешь идти к своим родителям или остаться у меня». Зейд предпочел остаться у Пророка.
Часто исследователи по-разному понимают рабство. С точки зрения Ислама, считается милосердием содержать неимущего мусульманина и использовать его труд в домашнем хозяйстве.
При этом и раб (слуга), и хозяин, — если они оба мусульмане,
— равны между собой перед Богом. Хозяин не имеет права бес- платно эксплуатировать слугу, препятствовать ему в исполнении религиозных обязанностей. Поскольку учение
Ислама запрещает монашество, хозяин должен позаботиться о том, чтобы раб (слуга) вовремя женился, а служанка вышла замуж. В хадисах указано, что и раб, и его хозяин должны питаться одной едой, и хозяин должен одевать раба своей одеждой. Если хозяин допустит грубость по отношению к свое- му невольнику, единственным искуплением является освобождение этого раба.
Одним из основных понятий в учении Ислама является
«покорность» подданных перед законом и государством.
Покорность Богу возводится проповедниками в обязанность верующего. Вместе с тем, был бы неверным вывод о том, что
Ислам проповедует вообще покорность и непротивление злу, как это утверждают некоторые исследователи. Личность, при- знав себя рабом Аллаха, уже не может быть рабом себе подобного. Отсюда понятия чести и непоколебимости мусульманина. Ислам ниспослан для того, чтобы спасти человека от человеческого рабства и сделать его рабом Господа
Бога.
Ислам имеет более чем тысячелетний опыт и юридически разработанные программу, кодексы, форму поведения, нормы

279 взаимоотношения между людьми, между государством и населением. Разумное использование традиций Ислама рассматривается как единственный путь благополучия правления и власти в государстве.
Надо заметить, что в традиционных мусульманских странах, где Ислам сохраняется в качестве официальной идеологии, и даже в «мусульманских» республиках СНГ (Узбекистане,
Азербайджане,
Кыргызстане,
Туркмении,
Таджикистане,
Казахстане), где религия отделена от государства, очень сильно проявляется тенденция взаимосвязи Ислама со всеми структурами государственного строя. Многие руководители этих стран придерживаются мнения, что Ислам, в сущности, не противоречит социальному прогрессу и его необходимо использовать в создании нового общества.
Духовенство в этих странах официально поддерживает правительство. Богословы прилагают немало усилий к тому, чтобы новые преобразования в этих странах обосновывались канонами Ислама. Современные мусульманские идеологи выдвигают различные концепции создания нового типа исламского государства, разрабатывают экономические и соци- альные программы по формам правления, обязанностям мусульманского правительства.
В
«мусульманских» республиках СНГ этот процесс начался и особенно успешно и спокойно идет в Узбекистане, Туркмении, Азербайджане. В этих республиках официальное духовенство, имеющее давние связи с прежними партийными руководителями, и сейчас спокойно сотрудничает с ними. В основном, первые президенты этих стран — бывшие партийные руководители, поменявшие после обретения независимости отношение к Исламу.
Можно предположить, что в недалеком будущем влияние
Ислама на мусульман России будет исходить во многом именно из бывших «мусульманских» республик Советского Союза, и воздействие исламских идей, идущих в Россию из Центральной
Азии и Азербайджана, будет очень весомым.
В республиках России, где население традиционно исповедует Ислам (Татарстан, Башкортостан, республики
Северного Кавказа), в крупных городах России, где компактно живут мусульманские общины, активно происходит исламизация общественной жизни.


280
В силу исторических причин Ислам предстает не только как религия. Для мусульман он является еще и фундаментом образа жизни, мышления, государственного строя, права, цивилизации десятков народов. В глазах верующих исламский монотеизм
(таухид) — это единство мысли, цели, образа жизни, мышления, равновесия труда и собственности. Изречения Пророка: «Нет предпочтения белому перед черным, арабу над неарабом и неарабу над арабом», «Все люди братья, они рабы единого Бога»
— воспринимаются массами как справедливый социальный и моральный кодекс.
Гуманистически настроенные мусульманские идеологи утверждают, что формула единства Бога исключает какое-либо приоритетное право господства одной личности, группы над другой, одного класса над другим, а тезис «все люди братья» на- правлен против расизма и национальной дискриминации. По их мнению, моральные поучения Ислама направлены против властолюбия, погони за обогащением и т. п.
Мусульманские идеологи убеждают, что шариатские меры наказания могут быть более эффективными в борьбе с преступностью, безнравственностью, чем светские законы.
Конечно, исламские нормы, запрещающие монашество, наркоманию, употребление алкогольных напитков, пропаганду порнографии, демонстрацию сексуальных фильмов, носят по- зитивный характер и могут быть использованы для улучшения нравственного климата и дисциплины в обществе.
Много государств в мире, называющихся исламскими, отличаются друг от друга этническим составом, географическими и климатическими условиями, культурой, языком, уровнем социально-экономического развития, государственным устройством. Эти различия богословы объясняют и оправдывают изречениями Пророка: «Различие
[взглядов] в моей умме — милосердие Аллаха». Мусульманское учение рассматривает Ислам и государство как взаимосвя- занные и взаимозависимые явления, считая первое самым мощным орудием управления, а второе — средством удержания народа и повиновения в государстве.
Известный средневековый мусульманский богослов аль-
Газали (1059-1111) утверждал, что государь нуждается в религии, через которую он может действовать на массы,

281 поэтому богословским законоведам отводилась роль учителей правителей и посредников между простым людом и государственной верхушкой. «Религия и царство — близнецы...
Религия — основа, и государь охраняет ее», «Государь не- обходим для (поддержания) порядка в мире, а порядок в мире необходим для (поддержания) порядка в религии», — утверждал аль-Газали. По его мнению, общество и государство не могут существовать без идеологии. А самой подходящей идеологией, с точки зрения богослова, является религия.
Учение Ислама проповедует нерасторжимость таких понятий, как «Ислам», «государство», «политика». Так, например, аятолла Хомейни говорил: «Разве во времена Пророка
(Мухаммада) политика была отделена от религии? Разве в то время одни были духовниками, другие — политиками и правителями? Пророк Мухаммад появился не для того, чтобы, как За-ратуштра, Мани, Маздак, Конфуций и т д. восседать с придворными, а чтобы уничтожить дворцы».
Сейчас мусульманские теоретики много рассуждают о том, может ли Ислам в современных условиях послужить исходной базой создания единого мусульманского государства, наподобие халифата? Некоторые из них полагают, что Всемирная исламская лига, объединяющая более 50 стран, в принципе является основой для такого государства. В современных усло- виях мусульманские идеологи вкладывают в понятие
«панисламизм» новое содержание — объединение му- сульманских стран на основе межгосударственных, экономико- политических, технических, культурных, торговых и других отношений.
Согласно такой трактовке, панисламизму свойственны уже не наднациональные, а интернационалистские черты, духовное, культурное единство, экономическая и военная взаимопомощь и поддержка.
Современные мусульманские богословы указывают на ряд принципов, которые, по их мнению, составляют основу социальной справедливости исламского государства: способ ограничения собственности, способ производства и распределения предметов первой необходимости.
В этой работе предпринята попытка раскрыть учение Ислама о нераздельности светской и религиозной власти, о типах мусульманского государства, формах управления обществом и


282 государством согласно Шариату. Поскольку в течение четырнадцати веков на основе исламского учения разрабатыва- лись концепции государства, политики, экономики, права, в изучении вопроса о государственно-церковных отношениях в
России может оказаться полезным международный опыт государств Ближнего и Среднего Востока, многонациональных и многоконфессиональных государств.
Интересен опыт отношений государства и Ислама в Турции, являющейся, согласно Конституции, светским государством.
Начиная с 1925 г., в период республиканского правления, были запрещены суфийские ордена, религия отделена от государства.
В последние годы Ислам вновь стал играть важную роль в социально-политической жизни страны.
Влияние так называемого турецкого Ислама на мусульман России незначительно, несмотря на то, что подавляющее большинство мусульман России — тюркского происхождения; скорее влияние Турции на российских мусульман носит этно- национальный характер. Солидарность тюркских народов — фактор, имеющий будущее.
Влияние Исламской Республики Иран на мусульман России также незначительно. Согласно Конституции 1979 г., Ислам
(джа'фаритского толка) является официальной религией страны.
Ожидать сильного влияния иранских представителей джа'фаритского мазхаба на мусульман России, которые в основном являются суннитами-ханифитами, не приходится. В то же время влияние иранских богословов на азербайджанцев и жителей Южного Дагестана значительно.
Исламская революция в Иране в 1979 г. развеяла иллюзию, что на пороге XXI в. мусульманское духовенство едва ли может сыграть важную политическую роль в государствах Востока.
Под руководством аятоллы Хомейни Исламская революция в
Иране ликвидировала «2500-летний» монархический режим. Вся полнота политической, социальной, правовой, культурной жизни иранского народа подпала под власть мусульманского духовенства. Именно это — политическая власть Ислама — воодушевляет радикальное исламское движение в мире, в том числе и в России.
В основе исламской доктрины лежит идея единства духовной и светской власти, религии и государства, поэтому в

283 мусульманских странах (в том числе в «мусульманских» республиках России) всегда обнаруживалось стремление мусульман жить в исламском государстве. Светское государство всегда будет находиться под огнем критики Ислама.
Законодательные и исполнительные органы «мусульманских» республик — субъектов Российской Федерации — могут использовать некоторые положения мусульманской юриспруденции, Шариата, в борьбе против коррупции, воровства, других правонарушений, эффективно защищать национальные традиции и обычаи граждан. Важно развивать на- циональную культуру народов России мусульманского исповедания, внедрять преподавание национальной истории народов, традиционно исповедующих
Ислам, тесно увязывая их с исламскими духовными ценностями.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28

ШАРИАТ И СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ
ПРИЗЫВ К РЕЛИГИИ
Международная активизация Ислама в современных условиях проявляется в различных социально-экономических и религиозно-политических мероприятиях, проводимых международными исламскими организациями и отдельными мусульманскими странами. Особое место среди этих мероприятий занимает современное исламское миссионерство.
Термин «миссионерство», наиболее близкий к понятию
«призыва к религии», происходит от латинского mission, что означает — «посылка, поручение». Проповедник, призывающий к религии, в мусульманской терминологии звучит как
муббашир, да'и, мубаллиг. В сугубо религиозном понимании термины да'ват и таблиг означают распространение, про- паганду религии среди людей, придерживающихся иного вероисповедания.
Работа по призыву к Исламу ведется явно и скрытно практически на всех континентах мира.
Ведут ее дипломатические и торгово-экономические миссии исламских стран, исламские пресс-центры, радио и телевидение, газеты и журналы. Миссионерством занимаются все религии.
Основным регионом, где активно действуют мусульманские проповедники, является Африканский континент; работают они

284 также и в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии,
Латинской Америке...
Проповедническую работу ведут в этих регионах исламские центры, ядром которых являются мечети. При мечетях обычно функционируют исламские библиотеки, школы, музеи исламской культуры, кинозалы, иногда даже медицинские пункты. В исламских центрах проводятся месячники исламской культуры, читаются лекции по Исламу, для чего приглашаются не только богословы из стран мусульманского Востока, но и известные западные исламоведы.
Наиболее активно проповедническая работа ведется мусульманскими и христианскими представителями на
Африканском континенте с местными африканскими религиями. Западные исследователи признают, что в странах
Африки
Ислам успешно вытесняет синкретическое христианство и язычество. Причины этого явления различны.
Реально секрет успеха мусульманских проповедников заключается в следующем.
Во-первых, христианские миссионеры дискредитировали себя в глазах африканских народов своей связью с колонизаторами.
Отмежевание христианских лидеров от европейских колонизаторов и африканизация христианства, уменьшение доли белых миссионеров за счет возрастания числа африканских священников в некоторых регионах Восточной и Западной
Африки способствовали до некоторой степени стабилизации христианских общин. Тем не менее все это не может остановить наступление исламских проповедников, усиленно пропагандирующих, что Ислам является религией и идеологией порабощенных народов. Исламские лозунги используются и в национально-освободительной борьбе.
Во-вторых, Ислам проник в Африку на заре своего существования. А это означает, что процесс исла-мизации местного населения длится здесь уже более 1000 лет.
Христианство проникло в африканские страны уже в XI в., но его усиленное насаждение началось только с приходом туда европейских колонизаторов в XV, XVIII, XIX-XX вв.
Знаменательно, что христианство лишь в одной африканской стране — Эфиопии — является государственной религией, тогда


285 как Ислам занимает такое положение во всех странах Северной
Африки и некоторых других регионах.
В-третьих, христианские миссионеры из различных стран (за исключением Ватикана, который имеет специальный фонд для миссионерской работы в Африке) существуют за счет отдельных благотворительных организаций и пожертвований отдельных лиц. Мусульманские же проповедники находятся ис- ключительно на государственном обеспечении. Так или иначе, почти все мусульманские страны финансируют проповеднические организации. Крупными поставщиками финансовых средств для мусульманских проповедников являются Саудовская Аравия, Ливия, Кувейт, Эмираты
Персидского Залива, Иран и другие исламские страны, богатые нефтью. Считается, что призыв к религии — неотъемлемая часть мусульманства: «каждый мусульманин является про- поведником (муббаширом) своей веры» — гласит ха-дис.
В-четвертых, местные африканские религии, с точки зрения исламских организаций, не являются серьезным препятствием на пути исламизации Африки, ибо племенные верования африканцев, в отличие от христианства и Ислама, не имеют сильных институтов и нередко мешают объединению пред- ставителей различных племен, народностей и этнических групп против колонизаторов и созданию централизованного государства. Исламские лозунги — «о равенстве и о братстве мусульман» — отрицание расовых, этнических, языковых различий дают мусульманским богословам шанс для привлечения африканцев в лоно Ислама.
Успешной деятельности мусульманских проповедников в
Африке способствует и тот факт, что арабские и исламские традиции, ритуалы, морально-нравственные обычаи, пропагандируемый мусульманами образ жизни ближе и понятнее африканцам. Нередко в африканских странах в борьбе против европейских колонизаторов даже афро-христианские общины использовали исламские запреты (отказ от алкогольных напитков, курения, ношения европейской одежды и т. д.).
Следует отметить, что такие законы Шариата, как отрубание руки у воров, забрасывание камнями прелюбодеев, запрещение алкогольных напитков, порнографии, наркомании, поп-музыки, показа сексуальных фильмов, а также и другие жесткие запреты

286
Шариата находят поддержку во многих районах Африки.
Перечисленные формы наказания в условиях стран Африки могут способствовать защите общественного и частного имущества граждан, созданию дисциплины. Религиозный страх оказывается более действенным по сравнению с либеральным сознанием в некоторых странах Востока, где не изжить старые традиции и обычаи.
Вместе с тем, сильно и взаимодействие Ислама с африканским язычеством и другими формами религиозной жизни континента.
Все это облегчает наступление мусульманских проповедников. Еще в раннем Средневековье стали проникать в культуру африканских народов арабская письменность и лексический багаж. Например, в Восточной
Африке язык суахили, задолго до появления европейских колонизаторов выделившийся в качестве языка общения всех племен и народов того региона, длительное время основывался на арабской графике, и лишь европейские колонизаторы заменили ее латинской. Язык народов западной части Африки
— хауса — также имел письменность на базе арабской графики.
В настоящее время в некоторых странах Восточной Африки делается попытка отказаться от английского языка и превратить суахили в государственный язык — в этом деле есть определенная заслуга и мусульманских проповедников.
Как известно, Всемирная Исламская Лига и Лига арабских государств оказывают финансовую помощь более чем 40 странам Азии и Африки. Эта помощь носит очевидный проповеднический характер. Так, например, в 1976 г. во время своего визита в Центральную Африканскую Республику лидер
Ливии полковник Муаммар Каддафи оказал большую финансовую помощь президенту Бокассе. Бокасса, со своей стороны, усилил распространение Ислама в ЦАР и сам принял
Ислам. Наряду со своим французским именем Жан Бедель, он стал носить арабо-му-сульманское имя Ахмад Салахаддин
Бокасса.
Аналогичную проповедническую и политическую операцию провела Лига арабских государств в Уганде. Длительное время
Уганда находилась под сильным экономическим влиянием
Израиля и сионистских организаций. Получив значительную финансовую помощь от арабских стран, тогдашний президент