Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32 должника, он не должен сам отказываться от своего поручительства, но он может условиться с кредитором об отказе от поручительства. Если человек без разрешения должника погашает его долги, он не имеет права требовать от должника что-либо. Если кто-либо с согласия должника берется погасить его долги, он может часть долга взять с самого должника, но если поручитель договаривается с кредитором погасить его долги другими товарами или вещами, он не имеет права тре- бовать от должника именно такой товар. Например, если должник занял пшеницу, а поручитель погасил его долг рисом, то последний не имеет права требовать от должника рис, разве что тот сам согласится отдать рис
1
Термин Шариата кафалат означает гарантию со стороны поручителя вернуть кредитору долг в любое время по его требованию. Человек, который берет на себя обязательство по поручительству, именуется кафил. В пяти приведенных ниже случаях кафалат считается отмененным:
- когда поручитель возвращает поруку требователю;
- если долг кредитору-требователю погашен;
- если требователь отказывается от своего требования;
- в случае смерти должника;
- если требователь добровольно освобождает поручителя от поручительства.
Шариат запрещает укрывать должника от кредитора. Если же это случится, человек, который сделал это, обязан передать должника в руки кредитора.
Отдающий вещи на хранение, как и тот, кто берется хранить их, должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Если человек не уверен, что он сможет сохранить вещи, он не должен брать их. Человек, отдавший вещи на хранение, в любое время может взять их обратно. Если хранитель отказывается дольше хранить у себя отданные ему вещи, он должен вручить их владельцу или его доверенному лицу, или опекуну, или должен сообщить владельцу вещей, что не желает хранить их у себя. В случае, если хранитель не сообщит о своем решении не хранить вещи и далее и они пропадут, он обязан возместить пропажу, но если хранитель не виноват в их пропаже, он не несет
1
Буруджерди. Указ. соч., вопр. 2330.
ответственности. Если хранитель держит вещи в таком месте, откуда их легко украсть, то в случае пропажи он обязан возместить убыток. По договоренности сторон хранитель сам может выбрать место для хранения вещей. Если владелец умрет, хранитель обязан вернуть вещи наследникам. Если вещи пропадут, когда хранитель занят выяснением, кто является наследником, он не виновен. Если у умершего владельца окажется несколько наследников, хранитель должен поделить вещи или деньги между ними поровну или по решению наследников передать их одному из них. Если хранитель вещей без согласия наследников передаст их одному из них, он несет ответственность перед остальными наследниками. Если умрет человек, которому сданы вещи на хранение, вещи обязаны вернуть его наследники или опекуны. Если хранитель вещей почувствовал, что его смертный час близок, он должен по возможности вернуть вещи владельцу или передать их своим на- следникам, чтобы они вручили их владельцу. Если и это невозможно, он должен пригласить свидетелей и сообщить им адреса и имена владельцев вещей, чтобы вещи были возвращены по назначению.
В шариатских правилах сдачи вещей на хранение есть особая форма использования вещи, именуемая арийа, что означает давать вещи для использования и взамен ничего не требовать.
Так, можно дать одежду или что-то другое для «временного использования» и не брать платы. В случае смерти владельца вещи взявший ее во временное пользование возвращает ее наследникам владельца.
Вещи несовершеннолетних и умалишенных передаются для временного пользования через опекунов и покровителей. Вещи, использование которых запрещено Шариатом, давать в арийа не разрешается (например, золотые и серебряные вещи). Человек, взявший вещи во временное пользование, не имеет права без согласия владельца отдавать их в аренду или для пользования другими. Если человек узнал, что ему переданы украденные вещи, он не может использовать их и должен вернуть их не тому, у кого взял, а настоящему владельцу.
Система положений Шариата о поручительстве приоткрывает завесу над сложностью экономических связей и отношений. В
В шариатских правилах сдачи вещей на хранение есть особая форма использования вещи, именуемая арийа, что означает давать вещи для использования и взамен ничего не требовать.
Так, можно дать одежду или что-то другое для «временного использования» и не брать платы. В случае смерти владельца вещи взявший ее во временное пользование возвращает ее наследникам владельца.
Вещи несовершеннолетних и умалишенных передаются для временного пользования через опекунов и покровителей. Вещи, использование которых запрещено Шариатом, давать в арийа не разрешается (например, золотые и серебряные вещи). Человек, взявший вещи во временное пользование, не имеет права без согласия владельца отдавать их в аренду или для пользования другими. Если человек узнал, что ему переданы украденные вещи, он не может использовать их и должен вернуть их не тому, у кого взял, а настоящему владельцу.
Система положений Шариата о поручительстве приоткрывает завесу над сложностью экономических связей и отношений. В
учении Шариата о поручительстве, гарантии и хранении прослеживается цель: сгладить противоречия и примирить имущих с бедными. Шариат советует богатым использовать юридическую форму поручительства в качестве подачи милостыни бедным. Состоятельный человек, входя в соглашение с кредитором, погашает долг какого-либо бедняка, который сам не в состоянии избавиться от него. Освобождая бедного от его долгов, состоятельный поручитель выполняет свой гуманный долг.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Глава 2 МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБРЯДЫ И
ПРАЗДНИКИ
В Исламе существует очень простая и доступная обрядность, связанная с религиозными отправлениями и праздниками.
Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов Ислама, без которых нельзя себе представить эту религию.
Обряды и праздники Ислама соблюдаются по особому мусульманскому календарю. В Шариате до мельчайших подробностей разработаны правила и ритуал совершения молитвы, поста, погребения, паломничества. Шариат узаконил и обряд обрезания, несмотря на то, что об этом ритуале ничего не говорится в Коране, поскольку он является авраамической традицией.
Знание мусульманских обрядов и праздников дает ключ к пониманию многих обычаев и традиций народов, исповедующих Ислам, к пониманию психологии верующих мусульман. Обряды Ислама являются неотъемлемой и очень важной частью быта и сознания верующих.
ШАРИАТ ОБ ИСЛАМСКИХ МОЛИТВАХ И
СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОБРЯДАХ
Признание Аллаха и его посланника Пророка Мухаммада — самые первые, основные положения
Шариата. В тесной связи с ними находятся четыре практических требования, которые должны выполняться мусульманами неукоснительно: намаз, салат (молитва); ураза, саум (пост),
закят (милостыня, имущественные отчисления на бедных и неимущих) и хаджж (паломничество в Мекку). Далее речь пойдет о молитве и связанных с ней ритуалах. Известная ко- раническая формула «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад
— посланник Аллаха» внедряется в сердца и души мусульман исполнением различных молитвенных обрядов и ритуалов.
Самое важное место в практической жизни мусульманина занимает намаз (молитва). «Молитва — опора веры, — говорил
Пророк Мухаммад, — и, клянусь Аллахом, не достигнет мое благословение того человека, который считает молитву бесполезной и отклоняется от ее выполнения... Кто выполняет ее, есть защитник веры, а кто не выполняет, есть разрушитель веры»
1
Перед ежедневной пятикратной молитвой обязателен азан — призыв к молитве. Каждый день пять раз он напоминает верующим об их долге перед Богом. Ни один обряд Ислама не укрепляет на практике так сильно веру в Аллаха, как намаз.
Мусульманские богословы утверждают, что соблюдение отправления мусульманских молитв охраняет и оберегает верующего от злости, бесстыдства, приобщает его к доброте и справедливости. «Читай им то, что открыто тебе из Писания, и выстаивай молитву: ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого. А напоминание Аллаха более велико, и Аллах знает то, что вы творите», — говорится в Коране (29:44).
В другой суре Корана указывается на количество молитв, которые должны совершать верующие в течение суток:
«Выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это — напоминание для помнящих» (11:116).
Перевод смыслов Корана, цитируемый нами, принадлежит академику И. Крачковскому. Следует отметить, однако, что и сам текст, и комментарии к нему оставляют открытым вопрос о количестве молитв в течение суток. Вместе с тем, у западных исламоведов существует сомнение по поводу пятикратной молитвы. Попытаемся прояснить этот вопрос.
1
Mahirlz. Din ve cemiet. Istanbul. 1982. S. 42.
Известный индийский мусульманский богослов Хасан
Девбенди, делавший смысловой перевод Корана на персидский язык и сопровождавший его комментарием для афганского короля Мухаммеда Захир-шаха, считал, что коранические слова
«та-рафи ан-нахар» и «зулфан жин алъ-лейлы» («в обоих концах дня и часть ночных») подразумевают в раннем Исламе трехкратную молитву, ставшую впоследствии пятикратной
1
Как отмечают комментаторы Корана, молитвы распределены в течение суток следующим образом: три из них совершаются до восхода солнца и после заката, две — полуденная и послеполуденная — выполняются в светлое дневное время.
По утверждению мусульманских богословов и медиков, мусульманские молитвы, кроме несомненной духовной пользы, имеют еще и оздоровительное, и дисциплинирующее значение.
Привычка вставать в определенное время, совершать ритуальное омовение и пятикратную в течение суток молитву, которая предполагает различные телодвижения, помогает му- сульманам сохранять бодрость. Строгим соблюдением шариатских норм молитвы верующий воспитывает в себе дисциплинированность и чистоплотность.
Время, посвященное молитве, — это часы, минуты, отдаляющие и уводящие человека от проявления дурных наклонностей, от алкоголизма, азартных игр; молитва напоминает человеку о
Боге, помогает сохранению нравственной чистоты и укреплению семьи. Вера в Бога, исполнение молитвы способствуют законопослушанию, вера несовместима с жестокостью, падением нравов, многими другими негативными явлениями в обществе.
Мусульманские источники указывают, что Пророк Мухаммад лично показывал положительные примеры, стремился участвовать в общественной молитве, в качестве имама
(предстоятеля) возглавлял церемонию обряда молитвы. Когда случалось, что он бывал болен, он поручал это своим сподвижникам. Рассказывают, что однажды он попросил бли- жайшего сподвижника Абу Бакра, отца своей жены Айши,
1
Коран / Пер. с араб, на перс, и комментарии мовлана шейха Хасана Дивбенди (Деобанди). 1345 г. х. Т. III. С. 188 (пер. с перс, на рус. автора).
возглавить молитвенный обряд в мечети, но, почувствовав себя чуть лучше, отправился в мечеть и вместе с другими молящимися провел намаз
1
Пророк Мухаммад говорил, имея в виду молитву, что
«помощь Аллаха достигает общество, которое собралось к доброму делу». Мусульмане, которые совершают молитвы, выполняют свой долг перед Аллахом.
Шариат требует, чтобы верующие аккуратно выполняли не только обязательные молитвы, но и дополнительные, ибо любая молитва в Исламе — это служение Богу и его посланнику.
Мухаммад передал слова Аллаха: «Мой самый любимый раб
(мусульманин) приблизится ко мне через нафиле-намаз»
2
, т. е. дополнительный намаз. Дополнительные молитвы в Исламе нередко способствуют выполнению социальных функций в обществе. Так, например, если состоятельный человек не имеет возможности исполнять дополнительные молитвы из-за болезни, занятости или по иным уважительным причинам, он может оказать материальную помощь бедному, голодному, бездомному, другим нуждающимся, и каждый такой его поступок будет оцениваться Шариатом выше дополнительных молитв.
Кроме обязательного ежедневного пятикратного намаза есть и другие обязательные молитвы. В зависимости от мазхаба, мусульманские ученые указывают следующие виды обязательных молитв:
- повседневная пятикратная (утренняя, полуденная, вечерняя, предвечерняя, после захода солнца);
- молитва по покойнику;
- молитва ритуального обхода вокруг Каабы во время великого и малого хаджжа в Мекку;
- молитва аят (по случаю затмения Солнца, Луны, а также землетрясения и других природных бедствий);
- молитвы када (пропущенные ежедневные намазы), которые должны быть восполнены либо самим человеком, либо его детьми;
1
Mahirlz. Указ. соч. С. 46.
2
Там же. С. 108.
1
Пророк Мухаммад говорил, имея в виду молитву, что
«помощь Аллаха достигает общество, которое собралось к доброму делу». Мусульмане, которые совершают молитвы, выполняют свой долг перед Аллахом.
Шариат требует, чтобы верующие аккуратно выполняли не только обязательные молитвы, но и дополнительные, ибо любая молитва в Исламе — это служение Богу и его посланнику.
Мухаммад передал слова Аллаха: «Мой самый любимый раб
(мусульманин) приблизится ко мне через нафиле-намаз»
2
, т. е. дополнительный намаз. Дополнительные молитвы в Исламе нередко способствуют выполнению социальных функций в обществе. Так, например, если состоятельный человек не имеет возможности исполнять дополнительные молитвы из-за болезни, занятости или по иным уважительным причинам, он может оказать материальную помощь бедному, голодному, бездомному, другим нуждающимся, и каждый такой его поступок будет оцениваться Шариатом выше дополнительных молитв.
Кроме обязательного ежедневного пятикратного намаза есть и другие обязательные молитвы. В зависимости от мазхаба, мусульманские ученые указывают следующие виды обязательных молитв:
- повседневная пятикратная (утренняя, полуденная, вечерняя, предвечерняя, после захода солнца);
- молитва по покойнику;
- молитва ритуального обхода вокруг Каабы во время великого и малого хаджжа в Мекку;
- молитва аят (по случаю затмения Солнца, Луны, а также землетрясения и других природных бедствий);
- молитвы када (пропущенные ежедневные намазы), которые должны быть восполнены либо самим человеком, либо его детьми;
1
Mahirlz. Указ. соч. С. 46.
2
Там же. С. 108.
- молитвы по найму, по клятве и по обету
1
. Указываются еще две обязательные молитвы:
джума-намаз — молитва по пятницам в соборных мечетях и праздничные молитвы (по случаю Курбан-байрама — жертвоприношения и Ураза-байрама — разговения по случаю окончания мусульманского поста в месяц рамадан)
2
Когда была установлена обязательность
пятикратного намаза?
Источники свидетельствуют, что обязательность пятикратного намаза был установлена по велению Бога за полтора года до хиджры (т. е. до 622 г. — переселения Пророка
Мухаммада и его сподвижников из Мекки в Медину), в ночь
Ми'раджа (вознесение Пророка Мухаммада на небо) и через 11 лет после начала его пророческой миссии
3
По Шариату, три условия обязывают человека совершать молитву: он должен быть мусульманином, взрослым, находиться в здравом уме. Источниками, обязывающими совершать молитву, являются: книга Аллаха — Коран; Сунна
Пророка
Мухаммада;
иджма
(согласованное мнение авторитетных богословов) .
Шариат установил две формы молитвы для мусульман:
фуради (одиночная молитва) и джама'ат (общественная молитва). Как правило, молитва фуради совершается в уединенном месте. Подавляющее большинство женщин не посещают мечеть и совершают одиночную молитву. Шариат отдает предпочтение общественной молитве. Он требует, например, чтобы человек, совершающий одиночную молитву, если началась общественная молитва, прервал бы первую и подключился ко второй.
1
Буруджерди Хусейн Табатабаи. Рисала тавзих аль-Масаил. Тегеран, [б. г.]. 4-е изд. Вопрос № 951 (пер. с перс, автора).
2
Ширвани М. М. Шариат китабы. Баку, 1992. С. 7 (пер. с азерб. автора).
3
Akseki A. Hamdi. Islam dini-itikad, ibadet ve ahlak. Ankara, 1980.
Исламская молитва разделяется на два вида. Первый не имеет элементов поясного поклона и падения ниц, второй включает в себя эти элементы. Бывают случаи, когда какая-либо часть отсутствует: так, например, погребальный намаз джаназа не имеет поясных и земных поклонов.
Ритуальная чистота и омовение
В книгах по Шариату описанию обряда мусульманской молитвы обычно предшествует описание ритуального омовения, поскольку без ритуальной чистоты молитва считается недействительной. При отсутствии ритуальной чистоты малое омовение (вуду) требуется совершить в следующих случаях:
- в связи с молитвой;
- во время паломничества (обход вокруг Каабы);
- если человек дал клятву совершить омовение;
- в случае обета телом коснуться Корана и
- (в джа'фаритском мазхабе) ритуальное омовение совершается
(над ними), если Коран, или лист из Корана, или бумага, на которой написаны имя Бога, или Пророка Мухаммада, или двенадцати имамов, упали в грязное место.
Если Коран переведен с арабского на другой язык и напечатан не арабской графикой, Шариат допускает прикосновение к такому Корану без совершения обряда омовения. Это доказывает, что Священным является лишь
Коран на арабском языке, в арабской графике.
Полное омовение (гусль) Шариат установил в следующих случаях:
- после полового сношения;
- после менструации;
- после родов.
После совершения полного омовения человек считается находящимся в состоянии ритуальной чистоты, и дополнительного малого омовения для молитвы или т. п. ему совершать не нужно.
В джа'фаритском мазхабе омовение требуется еще в следующих случаях:
- прикосновения к трупу;
- омовение трупа;