Файл: Шариат Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. Спб. Издательство диля, 2009. 512 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если кто-либо хочет пройти на свободное место, другие молящиеся не должны препятствовать ему.
Какие условия соблюдают верующие, расположившиеся за спиной имама?
Человек, который находится непосредственно за спиной имама, именуется муктади (тот, кому после имама подражают, за кем следят остальные). Чем отличается муктади от остальных молящихся? Муктади подражает имаму и держится так, чтобы ближайшие к нему молящиеся могли ему подражать; муктади
за спиной имама занимает место таким образом, что плечо имама оказывается впереди плеча муктади; намерения муктади
и его подражателей в отношении молитвы не должны расходиться.
Между имамом и рядом молящихся мужчин недопустимо образовывать ряд женщин.
Между имамом и его подражателями не должно быть большого расстояния или препятствия, которые могли бы отделить толпу молящихся от имама.
Если верующие находятся на пароходах, во время молитвы недопустимо, чтобы имам находился на одном судне, а его подражатели — на другом. Имам и его подражатели должны быть на одном судне.
Все элементы молитвы — произнесение «Аллаху Акбар», совершение поясного поклона, падение ниц, приветствие салам и другие — муктади выполняет за имамом и не имеет права опережать его.
Нельзя раньше имама поднимать голову во время поясного поклона и падения ниц.
Если на молитве, которая включает в себя четыре руку
(поясной поклон), имам в первом сидячем положении, не закончив ат-тахият (приветствие), поднимается и входит на третий поясной поклон, его подражатели могут подняться вместе с имамом или могут подняться после завершения ат-
тахият.
Если имам во время последнего сидячего положения, не закончив ат-тахият, произносит салам, его подражатели совершают ат-тахият и затем произносят слово «салам».
Бывают случаи, когда имам может допустить ошибку в движении или произнесении молитвы. В таком случае
молящиеся не следуют за имамом и обращают его внимание на ошибку словами «субхан Аллах» или «Аллаху-акбар».
По правилам Шариата, молитва завершается сидением и приветствием салам.
Если же имам вместо приветствия делает поясной поклон и падение ниц, молящиеся, не ожидая имама, приветствуют друг друга. Если же имам в конце молитвы забыл привести себя в сидячее положение и перед поясным поклоном произнес приветствие и т. д., молитва имама и всех остальных считается недействительной .
Если имам во время чтения коранических аятов забыл слова и остановился, один из молящихся за спиной имама продолжает, напоминая имаму, после чего имам дальше читает сам.
Когда имам завершает чтение Фатихи (вслух), остальные молящиеся тихим голосом произносят слово «амин».
Если кто-то из молящихся не успел выполнить какой-либо элемент молитвы во время подражания имаму, он опускает эту часть и продолжает выполнять следующий элемент молитвы.
В случае если кто-либо уснул во время молитвы и проснулся после ее окончания, он должен совершить молитву заново.
После окончания молитвы имам может повернуться лицом к верующим, это есть сунна (т. е. не обязательно).
Пятничная молитва
В число фард — обязательных молитв входит джу-мa-намаз
(пятничная молитва). Особенность ее состоит в том, что она заменяет полуденную молитву, т. е. выполняется в соборной мечети во время полуденной молитвы. По Сунне (традиции
Пророка), перед пятничной молитвой (включающей в себя два
рак'ата) верующие с имамом выполняют четыре рак.'ата
молитвы и после пятничной молитвы — еще четыре рак'ата.
После первого круга четырех рак'атов читается азан (призыв к молитве). После азана имам-проповедник (проповедником может быть и другой человек) поднимается на минбар (кафедру) и читает проповедь — хутбу. Тема проповеди может быть любой. После окончания проповеди имам занимает свое место у
михраба (ниша, показывающая стороны Мекки) и вместе с

прихожанами совершает пятничную молитву — два рак'ата.
После этого совершаются еще 4 рак'ата молитвы — сунна.
Условия выполнения джума-намаза следующие:
- в пятничной молитве участвуют мужчины (женщинам не обязательно); она совершается коллективно в соборной мечети и заменяет полуденную молитву;
- тот, кто принимает участие в пятничной молитве, должен быть свободным и самостоятельным (раб не может участвовать без разрешения хозяина);
- совершающий пятничную молитву должен быть оседлым, т. е. не быть путником (или путешественником);
- молящийся должен быть здоровым, зрячим;
- у молящегося не должно быть никаких препятствий для совершения пятничного намаза.
Все соответствующие вышеназванным условиям мусульмане обязательно должны участвовать в пятничной молитве. Те, кто ухаживает за больными, старые, слепые, путники, парализованные, те, кто опасается, что во время участия в пятничной молитве могут пострадать материально и т. д., не обязаны участвовать в этой молитве.
Перед пятничной молитвой читается проповедь — хутба;
место, где совершается пятничная молитва, должно быть доступно всем желающим. В пятничной молитве, кроме имама, должны участвовать не менее трех человек. (По мнению средневекового мусульманского правоведа ханафитского ученого Абу Юсуфа, пятничная молитва может быть осуществлена и с участием двух верующих, кроме имама.)
Пятничная молитва имеет еще одну особенность. Она носит учебно-образовательный характер. Это пятничная школа, напоминающая воскресную школу у христиан. Проповедь читают известные богословы, правоведы, ученые, государственные деятели, гости — мусульмане из зарубежных стран. В пятничном намазе обязательно принимает участие кто- нибудь из официальных лиц государственного управления (в идеальном случае).
Тема проповеди может быть, как говорилось выше, любой: исламская вера, экономика, политика, этика, мораль, семья и т. д. Но всегда проповедь должна основываться на позициях
Ислама и не противоречить его канонам. Светские темы,
история других верований в пятничной молитве недопустимы.
Проповедник обязан читать проповедь, соблюдая все требова- ния Шариата по пятничной молитве:
- начинать проповедь вовремя;
- читать ее до начала пятничной молитвы;
- намерение проповедника должно соответствовать проповеди, т. е. он должен четко себе представлять, что его намерение — читать проповедь, а не что-либо другое;
- проповедь читается тем, кому положена пятничная молитва
(т. е. если присутствует достаточно людей);
- между проповедью и пятничной молитвой не должны проводиться какие-либо мероприятия (т. е. после окончания проповеди сразу начинается пятничная молитва).
Чтобы не опаздывать, проповедник должен находиться у кафедры — минбар и слушать азан — призыв к молитве.
Поскольку за азаном начинается проповедь, присутствие проповедника в церемонии слушания азана означает, что он готов начинать проповедь сразу после окончания азана.
Основатели юридических школ имам Малик и имам Шафии считают, что проповедник должен читать свою проповедь в стоячем положении у кафедры. Проповедник, как правило, говорит о величии Бога, Ислама, о счастье загробной и земной жизни. Обычно проповедь читается с небольшим перерывом. Во время перерыва читается ду'а (мольба). Проповедник должен произносить слова четко, ясно, доступно, — так, чтобы его все слышали. Естественно, от прихожан требуется соблюдение тишины, они должны внимательно слушать проповедника.
Пятничная молитва (джума-намаз) считается праздником для мусульман. Шариат наставляет: в четверг верующие должны тщательно готовиться к пятничной молитве. Необходимо привести свой дом в порядок, заняться уборкой, стиркой, вымыться. Эти требования относятся к морально-этическим нормам Ислама. Пророк Мухаммад говорил, что мусульмане должны идти в мечеть в чистой одежде, помывшись, с приятным запахом.
Молитве, которая проводится в мечети, не должно что-либо мешать, однако бывают исключения: например, во время полуденной молитвы в мечеть приносят покойника для чтения джаназа-намаза (молитва для умершего). Так как джаназа-намаз

обязательна, слова Пророка Мухаммада «не задерживайте погребение» призывают в данной ситуации поступить так: имам обращается к молящимся со словами: «Пожалуйста, в джаназа- намаз». После джаназа-намаза молящиеся продолжают молитву и совершают два рак'ата намаза. После того как увозят покойника, читается ду'а (мольба). Родственники и близкие покойника после погребения могут совершать дополнительно
нафиле-намаз, если у них есть время.
Намаз — вечный долг и благодарность мусульманина перед
Аллахом. Пока он живет в этом мире и у него есть силы, с достоинством и верой он исполняет свой долг.
Праздничные молитвы
Расскажем теперь о праздничных молитвах. Шариат установливает всего два праздника — Ид-аль-адха (великий праздник жертвоприношения, известный в мусульманских государствах бывшего Союза под тюркским названием
«Курбан-байрам») и Ид-аль-фитра (малый праздник разговения, известный в нашей стране также под тюркским названием «Ура- за-байрам»). Курбан-байрам является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Этот праздник отмечается совершением жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря зульхиджа, в период совершения паломничества в Мекку.
Второй канонический праздник Ислама Ид-аль-фитра или
Ид-аль-сагир
(малый праздник) посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается праздник в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца — шавваля. Праздник длится, как правило, три-четыре дня. В Шариате указывается только один, официальный день этого праздника — день подаяния особой милостыни, так называемый сада-ка фитра.
Итак, в Исламе в отличие от христианства, отмечающего в течение года более 200 праздников, гораздо меньше праздников.
Два основных праздника Ислама — жертвоприношения и разговения — составляют неотделимую часть мусульманских обрядов хаджжа и уразы и отдельно от них не существуют.
Остальные праздники — Мавлид (день рождения Пророка
Мухаммада), Ми'радж (вознесение Пророка Мухаммада на
небо) отмечаются скромно. Следует отметить, что в современных условиях особенно пышно празднуется в мусульманских странах Ми'радж. Этот праздник о чуде
Пророка Мухаммада, молниеносно вознесшегося из Мекки в
Иерусалим и уже оттуда — к престолу Аллаха, связывается с развитием астрономической науки и космонавтики; некоторые арабские богословы — в связи с арабо-израильским конфликтом и палестинским вопросом — толкуют Ми'радж как
Божественный призыв к освобождению Иерусалима от израильской оккупации.
Какие читаются молитвы и какие ритуалы выполняются в праздничные дни Ислама? В чем заключается особенность этих праздничных молитв? Праздничные молитвы, так же как и пятничные молитвы — джума-намаз, — совершаются коллективно. Известные средневековые мусульманские правове- ды Малик ибн Анас, имамы Шафеи, Абу Дауд приводят хадис
— изречение Пророка Мухаммада о том, что праздничная молитва состоит из двух рак'атов, и эта молитва совершается в период восхода и до выхода солнца в зенит. Праздничные молитвы были установлены Пророком Мухаммадом в первый год хиджры, т. е. в 622 г. н. э.
Перед началом молитвы мусульманам следует произнести
«нийят» (выражение намерения) о том, что совершают праздничную молитву с имамом. При совершении праздничных молитв имам читает так-бир, а молящиеся повторяют «Аллаху
Акбар». Потом все читают молитву «Субханака» — про себя.
После этого произносят «Аллаху Акбар» три раза. Далее имам читает суру «Аль-Фатиха» или какую-либо иную короткую суру
Корана. Завершается праздничная молитва чтением ат-тахийят
и дуа, благословением Пророку Мухаммаду. Молящиеся поворачивают головы направо и налево, произнося слова «Ас-
саля-му алейкум ва рахматуллах...»
Следует отметить, что молитвенные слова произносятся и во время совершения церемонии жертвоприношения. Человек, приносящий жертву, должен четко произнести «Аллаху Акбар» три раза, сказать «Бисмиллах» (во имя Аллаха), снова «такбир» три раза, «салям ан-наби» (приветствие Пророку Мухаммаду).
При этом он должен повернуться лицом к кибле — в сторону
Мекки, попросить у Всевышнего Аллаха принять жертву.


Молитвы, ритуалы, праздничные церемонии, проводимые в праздничные дни, с точки зрения Шариата, есть путь к коллективному духовному спасению мусульман.
Курбан-байрам связан с жизнью и семьей пророка Ибрахима
(Авраама). Ибрахим (Авраам) в иудаизме и христианстве — библейский патриарх, считается родоначальником арабов (через сына Исмаила от жены Хаджар (в христианстве и иудаизме —
Агарь) и евреев (через сына Исаака от жены — Сары). Ре- лигиозная история и традиция связывают с Ибрахи-мом
(Авраамом) начало проповеди веры в единого Бога — Аллаха, в
Коране Ибрахим назван ханиф (верующий в единого и единственного Бога). В религиозных традициях и преданиях об
Ибрахиме есть следующие сведения: во имя Бога он намеревался принести в жертву своего сына. Жертва в иудейской и христианской версии — Исаак, сын Авраама, в му- сульманстве — Исмаил, сын пророка Ибрахима. По библейской версии, с Авраамом связано начало веры в единого Бога, обряд ритуального обрезания, жертвоприношение сына; он — библейский патриарх. Поэтому три монотеистических религии
(иудаизм, христианство, Ислам) именуются авраамическими.
Важная заслуга Ислама заключается в том, что в мусульманских источниках приводится не только перечисление вышеназванных заслуг пророка и патриарха Авраама
(Ибрахима), указываются и другие великие заслуги пророка
Ибрахима перед человечеством, которые имеются лишь в исламской версии. В Коране ему присвоен высокий титул —
Ибрахим. Халил Аллах (Авраам друг Аллаха). Кроме того, в Ко- ране говорится, что пророк Ибрахим не является ни иудеем, ни христианином, он — ханиф (признающий единство Бога); пророк Ибрахим со своим сыном Ис-маилом построили Каабу.
По библейской и корани-ческой версии Шайтану (Сатане) удалось обмануть Адама и Еву (коранические — Адам и Хавва), и они были удалены из рая, но пророка Ибрахима Шайтану обмануть не удалось, и он был готов выполнить свое намерение
— принести в жертву сына Исма-ила. Аллах Всевышний, убедившись в искренности намерений Ибрахима и его готовности принести в жертву сына Исмаила, меняет свой замысел: жизнь Исмаила сохраняется, жертва — человек — заменяется животным. История пророка Ибрахима и его сына

Исмаила — это великое испытание человека Богом. В лице пророка Ибрахима человек побеждает сатану. Окончательно отменяется древний обычай, в соответствии с которым, чтобы умилостивить богов, приносили в жертву человека, и человеческая жертва заменяется животным дозволенным (овцы, крупный рогатый скот, верблюды).
В мусульманском празднике — жертвоприношение —
Курбан-байрам — есть важная социальная проблема. Если в древних традициях жертвоприношения, как правило, люди отказывались использовать мясо жертвенных животных для приготовления пищи, сжигая его целиком, то исламские законы обязательно требуют, чтобы мясо жертвенных животных раздавали бедным и нуждающимся, поэтому мясо жертвенного животного запрещено продавать, его раздают бедным.
И, наконец, заслуга пророка Ибрахима оценивается в исламской традиции очень высоко, его имя упоминается в мусульманских молитвах, каждый день как минимум пять раз:
«О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, так же как благословил Ты Ибрахима и семью Ибрахима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семью Мухаммада, так же как ниспослал на Ибрахима и на семью Ибрахима во всех мирах.
Истинно, Ты достоин похвалы и славы».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Молитва путника
Шариат устанавливает особые правила для путешественников, дабы облегчить им выполнение обряда молитвы. Молитва путешественника, если его путь составляет восемь фарсахов (каждый фарсах равен 5, 5 км)
1
, отличается тем, что читается в сокращенном виде. Если жены совершают путешествие без разрешения мужей и дети — без разрешения родителей, они обязаны читать молитвы не в сокращенном виде; то же, если верующий совершает путешествие, чтобы избежать уплаты своих долгов. Ислам запрещает сокращать молитвы человеку, который во время путешествия намеревается совер- шить запрещаемый поступок.
1
В различных мазхабах принято различное расстояние, при прохождении которого намазы следует читать в сокращенной форме.

В системе Шариата особое место занимает молитва кочевника. Кочевники часто нарушали обряды Ислама и недостаточно практиковали их. В Коране имеются особые напоминания о том, что арабов-кочевников, которые упорствуют в неверии, ждут адские мучения.
Кочевники-скотоводы, которые передвигаются с одного места на другое в поисках пастбищ и источников воды, не освобождаются от молитвы. Кочевой образ жизни по Шариату не считается путешествием и требует выполнения обрядов
Ислама в полном объеме. Конечно, если кочевник совершает паломничество в Мекку, то по пути он совершает молитву в сокращенном виде. Но верующий, который имеет профессию погонщика верблюдов (а в настоящее время — водитель машины, капитан корабля и т. д.), по законам Шариата обязан выполнять обряд молитвы полностью. Если мусульманину по долгу службы приходится все время ездить, он не освобождается от соблюдения полного обряда молитвы.
Особые требования к
совершению молитвы
В методе и форме определения времени намаза в основном сохраняется древний обычай. Подавляющее большинство верующих на мусульманском Востоке совершает молитву по призыву глашатая-муэдзина, который зовет верующих на молитву с минарета мечети. Шариат не допускает произносить призыв к молитве (азан) на ином языке, кроме арабского.
Арабские слова, произносимые с минарета ритмично, хорошим, приятным голосом, магически действуют на окружающих. И все-таки, что содержится в азане, каков его смысл? Азан состоит из семи предложений: «Аллах Велик.
Свидетельствую, что нет божества, кроме
Аллаха.
Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению (которым является молитва).
Спешите к доброму делу (которым является молитва)». Таково содержание азана. В джа'фаритских мечетях муэдзин после выражения «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» добавляет фразу: «Свидетельствую, что Али есть эмир правоверных и близкий друг Бога». Во многих