Файл: Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности труда руководителя 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности труда руководителя
1.1 Понятие и критерии эффективности труда руководителя
1.2 Содержание труда руководителя
1.3 Методы оценки труда руководителя
Сосредоточенный на Сосредоточенный на
3.2 Мероприятия по повышению эффективности труда руководителей
3.3. Оценка эффективности мероприятий по повышению эффективности труда руководителя
- креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддерживать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;
- целенаправленность, стремление к достижению цели.
Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации. Это важная составная часть мотивации руководства[20];
- предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия;
- решительность, готовность брать на себя ответственность.
Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель не может обращаться по любому поводу к начальству или готовить коллективные решения, снимающие личную ответственность. Он не должен упускать благоприятных возможностей достижения целей, но обязан своевременно пресекать негативные поступки и тенденции;
- надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством менеджер быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле;
- общительность, умение работать с людьми. По данным ряда исследований, руководитель затрачивает на словесное общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется устойчивого успеха;
- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя явно недостаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий.
Для оптимального использования трудового потенциала работников руководитель должен не только обладать личным обаянием, но и хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.
Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и др. акцентируют главное внимание не столько на общих чертах личности, сколько на опосредованных обучением и практическим опытом способностях руководителя. К ним относятся [21]:
- результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
- желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
- готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
- готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредоточиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения происходящие как внутри организации, так и вне её, и использовать их; готовность к близким социальным взаимоотношениям; готовность к общему руководству; творческий подход к своей работе;
- постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; умение правильно использовать свое время; способность к мотивированию себя и персонала; умение работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала.
Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей. И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности».
Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.
Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную[18]. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны:
- социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная;
- экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная.
На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда. Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики, как соотношение:
- темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;
- объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;
- между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.
Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот или иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии денег, времени или численности кадров управления будет показателем эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество управления.
Наиболее распространенным показателем определения эффективности управления является отношение общего или конечного результата производства к совокупным затратам по управлению. Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это отношение общего результата производства к численности работников аппарата управления.
Эффективностью управленческого труда является социально-экономической категорией, которая показывает тесную взаимосвязь управленческого труда и социального результата, с расходами на их достижение [24].
Деятельность руководителя – труд в некоторой степени, который является опосредованным и не всегда можно его определить на каком-либо этапе развития организации [2]. Социальный эффект не поддается количественному измерению. Но его можно определить, если исследовать следующую цепь: цель – результаты – расходы.
Если мы сопоставим результаты с расходами, то перед нами выстроится задача: показать эффект управления, т.е. проще говоря определить объем расходов, направленных на достижение цели. Тогда под эффективностью мы будем понимать, как степень достижения цели, так и степень экономии ресурсов.
Таким образом, экономический эффект управленческого труда превращаются в социальный эффект.
Эффективность управленческого труда – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Обобщающие оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта – организации, предприятия.
Таким образом, менеджер считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.
1.2 Содержание труда руководителя
Руководство — это в первую очередь управление процессами:
-
согласование различных видов деятельности; -
видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею [19, с.89].
Руководитель выполняет основные управленческие функции — планирование, организация, мотивация, контроль [32, с.35]
1. Планирование — это начало и основа управленческой деятельности, предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее.
2. Организация. Хороший организатор — не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.
Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:
-
делегирование полномочий; -
создание организационной структуры предприятия,— структуры подчинения и ответственности; -
регламентирование прав, обязанностей, функций работников; -
нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ; -
инструктаж работников -
принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.
3. Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предприятием.
4. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя.
Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным потребностям деятельности.
Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.
К биографическим характеристикам относятся:
1. Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для иных видов профессиональной деятельности существуют достаточно давно.