Файл: Теоретические и методологические аспекты оценки эффективности труда руководителя 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддерживать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;

- целенаправленность, стремление к достижению цели.

Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации. Это важная составная часть мотивации руководства[20];

- предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия;

- решительность, готовность брать на себя ответственность.

Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель не может обращаться по любому поводу к начальству или готовить коллективные решения, снимающие личную ответственность. Он не должен упускать благоприятных возможностей достижения целей, но обязан своевременно пресекать негативные поступки и тенденции;

- надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами. Не обладающий таким качеством менеджер быстро утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле;

- общительность, умение работать с людьми. По данным ряда исследований, руководитель затрачивает на словесное общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется устойчивого успеха;

- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя явно недостаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий.

Для оптимального использования трудового потенциала работников руководитель должен не только обладать личным обаянием, но и хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.

Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и др. акцентируют главное внимание не столько на общих чертах личности, сколько на опосредованных обучением и практическим опытом способностях руководителя. К ним относятся [21]:


- результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;

- желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

- готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;

- готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые решения; способность сосредоточиваться на настоящем и будущем; способность видеть изменения происходящие как внутри организации, так и вне её, и использовать их; готовность к близким социальным взаимоотношениям; готовность к общему руководству; творческий подход к своей работе;

- постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма; умение правильно использовать свое время; способность к мотивированию себя и персонала; умение работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала.

Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей. И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности».

Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.

Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную[18]. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны:

- социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная;

- экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная.

На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда. Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики, как соотношение:



- темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;

- объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;

- между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.

Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот или иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии денег, времени или численности кадров управления будет показателем эффективности лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О действительной экономической эффективности управления можно говорить тогда, когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось; затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество управления.

Наиболее распространенным показателем определения эффективности управления является отношение общего или конечного результата производства к совокупным затратам по управлению. Другой распространенный показатель оценки эффективности управления – это отношение общего результата производства к численности работников аппарата управления.

Эффективностью управленческого труда является социально-экономической категорией, которая показывает тесную взаимосвязь управленческого труда и социального результата, с расходами на их достижение [24].

Деятельность руководителя – труд в некоторой степени, который является опосредованным и не всегда можно его определить на каком-либо этапе развития организации [2]. Социальный эффект не поддается количественному измерению. Но его можно определить, если исследовать следующую цепь: цель – результаты – расходы.

Если мы сопоставим результаты с расходами, то перед нами выстроится задача: показать эффект управления, т.е. проще говоря определить объем расходов, направленных на достижение цели. Тогда под эффективностью мы будем понимать, как степень достижения цели, так и степень экономии ресурсов.

Таким образом, экономический эффект управленческого труда превращаются в социальный эффект.

Эффективность управленческого труда – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Обобщающие оценки эффективности управленческой деятельности выражают конечные результаты функционирования управляемого объекта – организации, предприятия.


Таким образом, менеджер считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.


1.2 Содержание труда руководителя



Руководство — это в первую очередь управление процессами:

  • согласование различных видов деятельности;

  • видеть динамику процесса внутри группы и управлять ею [19, с.89].

Руководитель выполняет основные управленческие функции — планирование, организация, мотивация, контроль [32, с.35]

1. Планирование — это начало и основа управленческой деятельности, предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее.

2. Организация. Хороший организатор — не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.

Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:

  1. делегирование полномочий;

  2. создание организационной структуры предприятия,— структуры подчинения и ответственности;

  3. регламентирование прав, обязанностей, функций работников;

  4. нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ;

  5. инструктаж работников

  6. принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.

3. Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предприятием.

4. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя.

Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным потребностям деятельности.

Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.

К биографическим характеристикам относятся:

1. Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для иных видов профессиональной деятельности существуют достаточно давно.