Файл: Ерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | | |||||||||||||||||||||||||||
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ | | |||||||||||||||||||||||||||
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
Академия гражданской защиты | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
КАФЕДРА № 71 | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
для чтения лекции | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||
По дисциплине: | «Устойчивость объектов экономики в ЧС» | | ||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
Тема №: | 1. Основные опасности в техносфере и принципы их нормирования | | ||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
Занятие №: | 1. Чрезвычайные ситуации - угроза безопасности России. | | ||||||||||||||||||||||||||
Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки и выводы. | | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||
Химки – 2018 | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | УТВЕРЖДАЮ | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | Заведующий кафедрой (устойчивости экономики и систем жизнеобеспечения) | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | к.э.н., доцент | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | Ю.Н.Рейхов | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | «22» | июня | 2018 г. | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
Кафедра № 71 | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
ЛЕКЦИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
По дисциплине: | «Устойчивость объектов экономики в ЧС» | |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Тема №: | 1. Основные опасности в техносфере и принципы их нормирования | |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
полное наименование темы | ||||||||||||||||||||||||||||
Занятие №: | 1. Чрезвычайные ситуации - угроза безопасности России. | |||||||||||||||||||||||||||
Статистика чрезвычайных ситуаций: анализ, уроки и выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
полное наименование занятия | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | Обсуждено на заседании кафедры (ПМК) | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | протокол от | 21.06.2020 | № 16 | ||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
Химки-2018 |
-
Учебные и воспитательные цели
-
Ознакомить с безопасностью и устойчивым развитием - парадигмы сохранения и развития цивилизации. -
Показать статистику ЧС, выводы из анализа, уроки общие выводы. -
Ознакомить с литературой по изучаемой дисциплине. -
Воспитывать обучающихся с учётом современных требований образовательного стандарта: стремления к высокому мастерству, глубокому знанию техники, инициативе, решительности и целеустремлённости, морально – психологических качеств, чувства гордости за принадлежность к МЧС России, дисциплинированности и исполнительности, тактичность поведения, добросовестного выполнения своего служебного долга, обладать высокой идейной убеждённостью, глубокими и разносторонними знаниями, широкой эрудицией.
Отводимое время: 2 часа
Место проведения: учебная аудитория № ___
II. Учебные вопросы и расчет времени
Содержание занятия | Время, мин. |
Вступительная часть. | 5 |
Введение. | 5 |
1-й учебный вопрос: Исторический аспект и структура изучения дисциплины | 20 |
2-й учебный вопрос: Статистика чрезвычайных ситуаций. | 25 |
3-й учебный вопрос: Анализ чрезвычайных ситуаций, уроки и основные выводы. | 30 |
Заключительная часть. | 5 |
III. Материально-техническое и информационное обеспечение занятия
Наглядные пособия:
Слайды по теме №, плакаты, мини-выставка учебной литературы и др.
ТСО и контроля:
ПЭВМ с проектором, полилюкс, маркерная доска, маркеры, указка и т.д.
Задание на самостоятельную подготовку
1. Повторить пройденный материал и подготовиться к семинару по теме.
2. Для подготовки использовать:
Основная литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».
6. Сборник законодательных и нормативных документов по проблеме обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики и территорий. Под общей ред. Рейхова Ю.Н. / Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Учебно-методическое пособие. – Химки; ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»: 2011. – 276 с.
7. Рейхов Ю.Н., Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Часть 1. Основы устойчивого развития личности, общества и государства. Учебник / ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России». – Химки: 2011. – 190 с.
8. Рейхов Ю.Н., Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Часть II. Основы устойчивого функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник / ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России». – Химки: 2011. – 273 с.
9. Рейхов Ю.Н., Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Часть III. Предупреждение аварий и катастроф в техносфере: Учебник / ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России». – Химки: 2011. – 260 с.
Дополнительная литература:
1. Катастрофическое наводнение 2013 года в дальневосточном федеральном округе. Том 1. Уроки и выводы. Научно-методический труд. – Москва: 2013. – 216 с.
2. Рейхов Ю.Н., Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. – Химки; ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»: 2014. – 395 с.
3. Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий / В.А. Владимиров, А.Г. Лукьянченков, К.Н. Павлов, Р.Ф. Садиков, А.И. Ткачёв под общей ред. доктора технических наук В.А. Владимирова. М.: ЗАО Рекламно-издательская фирма «МТП-ИНВЕСТ», 2005.
IV. Методические рекомендации
1. Материал темы излагать с помощью аппаратно - программного комплекса. Преподавателю необходимо накануне занятия изучить содержание программного обеспечения и памятки преподавателю по проведению занятий по этой теме, убедиться в готовности программного обеспечения (при необходимости произвести корректировку), а также проверить готовность компьютерных средств.
2. Для пояснения рассматриваемых на занятии вопросов следует использовать фотографии, слайды. Преподаватель должен накануне занятий подготовить и определить порядок и последовательность их использования, предусмотрев в плане занятий для этого время. Особое внимание уделить используемой в дисциплине терминологии.
3. Изучить накануне занятия контингент слушателей и излагать материал с учетом их категории.
4. В часы самоподготовки в целях лучшего усвоения материала организовать просмотр программы на ПЭВМ. Для изучения материала и подготовки к промежуточному контролю знаний обучающимся предоставляется версия презентации по рассматриваемой теме в формате PDF/PPT.
ВВЕДЕНИЕ
Устойчивое развитие - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества.
При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого приумножением капитала и улучшением экологических условий.
В англоязычной литературе под словом sustainable понимается очень мягкое поддерживающее управление. В соответствие с этим концепция устойчивого развития подразумевает развитие региона через самоорганизацию при рамочной внешней поддержке, предупреждающей возможность его перехода в состояние необратимой деградации среды. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживающее перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при широком обмене экологическими знаниями и информацией.
Термин содержит в себе противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, подчеркивает необходимость постоянного развития (в т. ч. материального), а с другой, предполагает ограничение этого развития. С позиции эволюционного учения спорно также само сочетание терминов устойчивость и развитие.
1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.1 Необходимость поиска решения
На рубеже второго и третьего тысячелетий появились качественно новые угрозы и опасности глобального масштаба, могущие привести мировое сообщество к планетарной катастрофе уже в XXI веке. Осознание новой бифуркации, одним из последствий которой может стать приближение цивилизации к темпоральным границам своего бытия, поставило задачу - поиска оснований, принципов и ценностей, способствующих выживанию и дальнейшему динамическому непрерывному развитию общества.
В основном проблема выживания и дальнейшего безопасного развития общества вызвала необходимость в начале третьего тысячелетия смены курса (стратегии, формы, модели) развития, поскольку стихийный естественно-исторический процесс уже не обеспечивает выживание человечества.
В духе реализации нового глобального мышления и миропонимания в 2002 г. состоялся Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йохан-несбурге (ЮАР) - ВСУР, прошедший спустя десять лет после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г. - ЮНСЕД). Речь идет о переходе цивилизации к новой модели (стратегии) развития, которая в переводе на русский язык получила наименование "устойчивое развитие". Переход к новой форме цивилизационного развития (которая пока существует лишь в виде политических деклараций, национальных и рекомендательных документов ООН) вызван в основном причинами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле. XXI век может стать веком перехода мирового сообщества к устойчивому развитию как предполагаемому аттрактору динамического развития общества и сохранения природы как естественного фундамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации.