Файл: Содержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….3

Основная часть……………………………………………………….……...5

Заключение………………………………………………………………….18

Список литературы…………………………………………………………20

Введение

Великая дивергенция - термин, введённый политологом Самюэлем Хантингтоном обозначает процесс, посредством которого Западный мир (то есть в первую очередь Западная Европа и части Нового Света) преодолел сдерживающие развитие факторы и в XIX веке стал наиболее сильной и богатой цивилизацией всех времен.

Этот процесс сопровождался и подкреплялся достижениями эпохи великих географических открытий и последовавшим за ней возникновением колониальных империй. Значительную роль также сыграли эпоха просвещения, революция цен, научная революция и, наконец, промышленная революция. Ученые предложили множество теорий, чтобы объяснить природу великого расхождения: в них учитывались географические факторы, колониализм, доступ к ресурсам, а также традиции и обычаи западных народов.

Данная работа посвящена зарождению университетов, роли научного знания и культурного капитала, его концентрации в техническом и общественном прогрессе в Европе в 16-17 вв., что повлияло в дальнейшем на процесс великой дивергенции. Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, так как именно благодаря университетской модели образования стали возможными все технические и культурные достижения. Без развития университетов сложно себе представить всю европейскую и мировую культуру, развитие науки как таковой.

Объект исследовани.я – европ·ейска.я наук.а и образовани.я 16-17 вв.

Предме.т исследовани.я – становлени.е п·ервы.х университетов в Европ·е, п·роцесс накоп·лени.я научно-культурного кап·итала.

Главна.я цель работы – рассмотреть п·роцесс зарождени.я университетов, а такж.е оп·ределить роль концентраци.и знаний в техническо.м и научно.м п·рогрессе, которы.е являютс.я п·редп·осылкой великой дивергенции.

В связи с п·оставленной целью необходим.о вып·олнить следующи
.е задачи:

- Охарактеризовать исток.и университетского образования.

- Рассмотреть учебны.е п·рограммы п·ервы.х университетов и и.х сп·ецифику.

-Выявить роль развити.я науки, культурны.х достижений в техническо.м и общественно.м п·рогрессе.

В п·роцессе исследовани.я был.и исп·ользованы следующи.е методы:

- аналитический;

- метод синтеза;

- метод систематизации.

Структур.а работы п·редставлен.а введением, основной частью, заключение.м и сп·иско.м литературы.

Основная часть

Университетско.е образовани.е в Европ·е с самого п·ервого этап·а работы университетов находилось н.а вершине образовательной системы. В частности, университе.т был культурным центром, в которо.м п·роводились социальные, экономически.е и национальны.е п·рограммы. Университеты п·ризваны для того, чтобы расп·ространять высокий уровень знаний, восп·итывать элиту общества, развивать культуру мышлени.я и деятельности, расп·ространять культурны.е ценност.и в целом1.

Первы.е университеты н.а территори.и Европ·ы имел.и нескольк.о названий, в частности, кроме «universitas», которо.е не сразу стал.о главным, основным и единственным оп·ределение.м университета, и.х такж.е называл.и «studium generale».

Первы.е университеты занимались обучение.м врачебному ремеслу, юрисп·руденци.и и теологии. Им.и вып·олнялись функци.и городски.х гильдий. В это.м отношени.и он.и был.и п·охожи н.а ины.е гильдии, которы.е занимались ремесленным обучением. Те.м не менее, университеты отличались тем, что не тольк.о п·ередавал.и узкосп·ециальные, п·рофессиональны.е знания, а и давал.и доп·олнительны.е знани.я (здесь уп·оминани.я заслуживае.т так называемый факульте.т свободны.х искусств).

Студенты п·осле окончани.я данного факультета, п·
родолжал.и обучени.е н.а медицинском, п·равово.м ил.и теологическо.м факультете.

Доп·олнительно.е образование, п·омим.о сп·ециально-п·рофессионального, оп·ределял.о утверждени.е университет.а как учебного заведени.я (studium generale), а не тольк.о как гильди.и (universitas).

Университетско.е образовани.е был.о нап·равлен.о н.а то, чтобы обучать интеллектуальным п·рофессиям. Кроме того, университе.т даж.е и в ранней модел.и британского университетского образовани.я можн.о рассматривать в качестве связующего звен.а между различным.и культурам.и для установлени.я тесного межкультурного контакта2.

По мнению ученых, занимающихс.я исследование.м п·роблемы возникновени.я университетов, университе.т возникае.т как институ.т европ·ейской культуры, как п·родукт христианского Зап·ад.а XII в., как уникально.е явлени.е Средневековья, не имеюще.е аналогов в п·редшествующе.м ему времени. Таков.о расп·ространенно.е и устоявшеес.я мнение.

Первы.е п·оложени.я учебной университетской п·рограммы для средневековой Европ·ы был.и разработаны философами-п·едагогам.и Марциано.м Кап·еллой (410–427), Боэцие.м (480–524), Кассиодоро.м (487–578), Исидоро.м Севильски.м (570–636), Алкуино.м (735–804). Учебники, нап·исанны.е этим.и философами, сохранял.и свою актуальность вп·лоть д.о XIV века.

Канон сем.и свободны.х искусств включал следующи.е дисцип·лины:

– грамматик.а (с элементам.и литературы);

– диалектик.а (философия);

– риторик.а (включа.я историю);

– географи.я (с элементам.и геометрии);

– астрономи.я (с элементам.и физики);

– музыка;

– арифметика.

Наук.и тривиум.а (грамматика, риторика, диалектика) рассматривались как низшие, высши.е – это наук.и квадривиум.а (речь иде.т об арифметике, географии, астрономии, музыке).

До 13 век.а уп·оминани.
я о университета.х крайне скудны. Это существенн.о осложняе.т задачу исследовани.я важнейши.х моментов зарождени.я и развити.я высши.х учебны.х заведений Европ·ы.

Известно, что один из старейши.х университетов Европ·ы и Британи.и в частност.и – Оксфордский – был создан п·.о образцу Парижского университета. Первы.е университеты стал.и п·оявлятьс.я в 11-12 вв. Он.и п·рисуждал.и учены.е степ·ени, факт п·риобретени.я которы.х оценивалс.я в духе ученичеств.а и рыцарского восп·итания. Порой вып·ускников, как рыцарей, венчал.и громким.и титулами, нап·ример «граф п·рава». В ученой степ·ен.и «магистр» (англ. master) нетрудн.о угадать звание, которо.е п·олучал ученик ремесленника. Профессор.а и студенты находились в.о взаимоотношения.х мастеров и п·одмастерьев.

Постеп·енн.о формировалась систем.а тьюторства, существующа.я и в настояще.е врем.я и являющаяс.я п·родуктивной формой п·роведени.я занятий.

Студент должен был обучатьс.я у п·рофессор.а о.т тре.х д.о сем.и ле.т и, есл.и его учеба была усп·ешной, он мог п·олучить степ·ень бакалавра. На ранне.м этап·е степ·ень бакалавр.а рассматривалась лишь в качестве ступ·ен.и к научной степ·ени.

Бакалавр п·осещал лекци.и и у други.х п·рофессоров, оказывал п·омощь новым студентам. Дале.е ему п·олагалось п·убличн.о защитить научную работу п·еред членам.и факультета.

Есл.и защит.а п·роходила усп·ешно, бакалавру п·рисуждалась учена.я степ·ень лиценциата, магистр.а ил.и доктора. Следуе.т отметить, что п·ервы.е средневековы.е университеты н.а п·ротяжени.и долгого времен.и являлись совершенн.о независимым.и сообществам.и в государстве, как бы status in statu. Университеты самостоятельн.о издавал.и законы и п·равила, уп·равлял.и организацией, тогд
.а как в эти.х п·роцесса.х городские, государственны.е и церковны.е власт.и не п·ринимал.и участия3.

Анализ источников п·.о п·роблеме университетского образовани.я в Европ·е свидетельствуе.т о том, что п·родолжительность обучени.я варьировалась, н.о в любо.м случае требовалось сначала п·ройт.и трехгодичный курс обучени.я н.а факультете свободны.х искусств, гд.е п·реп·одавались дисцип·лины, необходимы.е для общего образования: грамматик.а и философи.я Аристотеля. Дале.е студент (или, как тогд.а его называли, школяр), п·олучивший степ·ень лиценциата, мог закончить обучени.е ил.и п·оступ·ить н.а один из тре.х высши.х факультетов, гд.е давались сп·ециальны.е знания. Самым п·родолжительным был.о обучени.е н.а факультете теологи.и – четырнадцать лет, н.о у его вып·ускник.а п·оявлялась возможность сделать блестящую карьеру.

Сп·ециалисты в истори.и развити.я университетской модел.и образовани.я Европ·ы, как п·равило, выделяю.т п·ять-шесть п·ериодов.

I п·ериод (V–XII вв.) связан с зарождение.м школ, из которы.х п·озж.е (в XII–XIII вв.) п·роизошл.о образовани.е Парижского, Оксфордского и Кембриджского университетов.

Рассмотри.м н.а п·римере Британии. В Оксфорд.е обучени.е п·роводилось с 1096 г. Вследстви.е смуты, п·роизошедшей в Оксфорд.е в 1209 г., окол.о трехсо.т школяров и магистров п·окинул.и Оксфорд и п·оселились в Кембридже, гд.е стал.и п·родолжать занятия. Благодаря п·ереселению и деятельност.и магистров и школяров п·римерн.о в 1229 г. Кембриджской школе был.о п·рисвоен.о звани.е studium generale. Еще д.о середины двенадцатого столети.я п·ервы.е университеты обладал.и всем.и п·ризнакам.и средневекового университета. Это касалось как содержани