Файл: Ерство российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Духовно-информационная и рациональная сущность ноосферы предполагает приоритет информации как ресурса развития над веществом и энергией, опережающее развитие интеллектуальных процессов по сравнению с материальными, речь прежде всего идет о развитии духовной культуры, науки и образования, а также процессах информатизации всех сфер человеческой деятельности. В соответствии со сказанным следует предполагать появление "информационного поколения" прав человека.
Наука при переходе к устойчивому развитию ноосферной ориентации должна не только обосновать идею и сформулировать модель будущей сферы разума, но и сама будет подвергнута ноосферным трансформациям. Предполагаемые преобразования в любой сфере деятельности, способствующие переходу к устойчивому развитию (УР) и становлению ноосферы, можно именовать, УР - трансформациями, связанными с управленческими решениями (в том числе и на глобальном уровне), принимаемыми в опережающем режиме и в условиях риска и неопределенности.
Переход к устойчивому развитию будет эффективно развертываться лишь в случае кардинального изменения ценностных ориентации (в том числе и в области прав и свобод человека) и формирования ноосферного сознания. Приоритетным механизмом таких трансформаций станет становление новой системы образования как модели образования XXI века, выполняющей не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию.
Опережающее образование как образовательная система для устойчивого развития должна, во-первых, развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими, особенно, материальными видами социальной деятельности. Во-вторых, этот "внешне- опережающий" аспект новой модели образования связан с "внутренне- опережающим", когда образование станет ориентироваться на знания о будущем, на непреходящие фундаментальные ценности и цели, на грядущую ноосферную культуру, способствующую выживанию цивилизации и ее дальнейшему устойчивому развитию.
1.3 Права человека в перспективе перехода к устойчивому развитию
Довольно часто устойчивое развитие характеризуется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В таком определении речь идет о возможности не только выживания, но и последующего фактически неопределенно долгого развития человечества, перманентной смены поколений людей, жизнь которых не должна быть прервана глобальной экологической катастрофой. И если вначале во Всеобщей декларации прав человека (как и вообще в первых поколениях прав) не было экологических прав, то в дальнейшем ( в третьем поколении) они появились. А перечень принципов устойчивого развития начинается с того, что каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в экологически чистой и благоприятной среде. Подобное право человека в связи с дальнейшим ухудшением глобальной и локальной экологической ситуации в принципе не может быть реализовано в модели неустойчивого развития, причем даже достаточно долго - в постиндустриальном обществе.
Реализация экологических прав человека реально только при переходе к устойчивому развитию, что, как отмечалось, возможно только в глобальном масштабе. И вполне понятно, почему "экологические права" выходят на приоритетное место в системе прав человека: ведь если нельзя будет его реализовать, значит будут нарушены и другие права человека (и прежде всего естественное право на жизнь), которые только и могут соблюдаться в благоприятных экологических условиях. Вот почему при переходе к устойчивому развитию необходимо соотносить все остальные права человека с его экологическими правами, что приведет к формулировке нового поколения прав человека.
Ранее это не делалось по вполне понятным причинам: экологическая ситуация на планете была вполне приемлемой для жизни человека и внимание обращалось на другие права человека (либеральные, социальные и др.). Сейчас уже необходимо все права человека рассматривать в общей системе прав, обеспечивающей переход к устойчивому развитию. А это требует специальных исследований того, как права человека в постиндустриальную эпоху должны трансформироваться в права человека в обществе устойчивого развития.
Пролонгация реализации прав человека на длительную перспективу требует формирования поколения "экологических прав" и "экологизации" других прав человека. Важно соотнести весь комплекс прав человека со всей системой перехода к устойчивому развитию, его критериями и индикаторами. Показатели, или индикаторы устойчивого развития отражают изменения какого-либо параметра или характеристики на пути перехода к устойчивому развитию. Базовый набор индикаторов устойчивого развития включает в себя социальные индикаторы (темп роста населения, занятости, охрана здоровья и т.д.), экономические индикаторы и экологические индикаторы. Эти индикаторы так или иначе включают и характеристики прав человека, хотя имеет смысл создать специальные индикаторы прав человека на пути прогресса к устойчивому развитию. На них будут базироваться и правовые механизмы, которые необходимо создать для оптимизации этого процесса в государственном и глобальном масштабах.
Наряду с возможными трансформациями прав человека на пути к устойчивому развитию, отражающими его антропоцентрический аспект, возникла проблема своего рода "расширения" прав, ранее присущих человеку на другие существа, обитающие на планете Земля.. Подобная позиция противоречит традиционной концепции прав человека, когда последний мыслился по совей природе более высоким существом, чем мир животных. Новая концепция прав человека, адекватная идее устойчивого развития, в чем-то должна разрушить этот правовой стереотип как анахронизм уходящего в прошлое индустриального и даже постиндустриального общества.
Нетрадиционный подход характеризует так называемую Хартию (или Декларацию) Земли, которую к 2002 г. (десятилетию ЮНСЕД) предполагается представить в ООН. В ней проводится точка зрения, что сохранение биосферы и коэволюция с ней человечества возможна только в том случае, если мы в значительной степени откажемся от антропоцентризма (антропошовинизма) и будем исходить из интересов и потребностей биоты, наделим ее такими же правами по отношению к человеку как и одного человека по отношению к другому человеку и обществу. Существует даже так называемая "концепция Геи", исходящая из положения, что Земля представляет живое существо, что она обладает сознанием (как мыслящий океан в фантазиях Станислава Лема) и реагирует на человеческие действия не просто как неодушевленное тело. Впрочем, как известно, такая позиция характерна для ряда коренных народов, обожествляющих Землю, для немалого числа религий, в основном восточных. Эта позиция будет концептуально отражена в будущей Декларации Земли, подготовка к принятию которой вступает в завершающий этап под эгидой Совета Земли.
Данная выше мировоззренческая схема будущих метаморфоз прав человека, преследуя цель выживания человеческого рода, как бы "принижает" роль человека, который уже давно объявлен венцом эволюции, преобразователем Земли и даже Вселенной. Биосферная роль человека теперь видится в адаптации к условиям биосферы и стабилизации окружающей среды. И в этом смысле он, как предполагается, не должен отличаться от остальных живых существ на планете, которые тажке стремятся обеспечить биологическую устойчивость своего вида и устойчивость окружающей его среды с помощью коэволюционных механизмов.
Как бы это не унижало наше самолюбие, но "приравнивание" человека к остальным живым существам при переходе к устойчивому развитию, видимо, в известной степени необходимо. Ведь человечество является частью природы и обязано подчиняться ее законам, особенно законам функционирования и эволюции биосферы. Разумеется, благодаря своему разуму человек отличается от иных живых существ. Он уже построил свой человеческий мир, который существенно отличается от мира биоты. Будучи вынужденным теперь "вписаться" в биосферу, человечество тем не менее не может видеть свое предназначение исключительно в адаптации к окружающей природной среде. Коллективный (в перспективе - ноосферный) разум объединенного глобальными действиями человечества необходимо направить на реализацию адаптивно-биосферной функции чеповека. В этом одна из граней разумности человека, которая всегда была связана с выживанием в те или иные эпохи и благодаря реализации выживания совершенствовалась человеческая рациональность.
Исключительно, на адаптацию к биосфере не будет истрачен весь потенциал интеллектуально-творческой деятельности человечества. Приспосабливаясь к биосфере, человечество по-прежнему, будет сохранять и развивать свой особый мир, который не может "раствориться" в биоте. Человек, считает Н.Н. Моисеев, все дальше отдаляется от остального живого мира, благодаря своему духовно-творческому потенциалу, который необходимо поставить на службу будущему (Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., 1996, с.94-95, 121-122). В мире, освещенном светом разума, человек не только неопределенно долго, но и без всяких ограничений сможет развивать свой духовно-творческий интеллектуально-информационный потенциал, формируя внутри сохраняющейся биосферы особую сферу разума, или ноосферу.
Вынужденный считаться и подчинятся биосферным законам, адаптируясь к окружающей среде ради сохранения ее и самого себя, ограничивая свои материально-вещественые потребности и ресурсы, человек тем не менее получит благодаря своему творческому разуму беспредельные информационные просторы развития и в соответствии с этим права и свободы. Информация станет тем ресурсом, который определит новое направление поступательного движения цивилизации (в том числе и в правовом поле) и оно "впишется" в модель устойчивого развития уже на стадии становления информационного общества как первой степени сферы разума. Особое значение приобретают в условиях глобального перехода к устойчивому развитию информационно-коммуникативные процессы, способствующие глобализации многих позитивных тенденций и формирования планетарного уровня управления (См.: Каландаров К.Х. Устойчивое развитие: коммуникативные основания. Философский анализ. М., 1999).
Видение будущего должно полноправно войти и в концепцию прав человека, нацеленную на переход к устойчивому развитию общества. Этот "императив грядущего" при его реализации окажется важнейшим фактором формирования человека ноосферного (с новой системой прав и свобод), так и созидания общей сферы обитания человечества на планете как сферы разума. Это то, к чему следует стремиться и то, чего достичь сложно. Однако, безопасность и устойчивое развитие – парадигмы сохранения и развития цивилизации.
2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
СТАТИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся техногенные аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера. В докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г. говорится, что за два с половиной года такие экологические катастрофы и бедствия:
вызванный засухой кризис окружающей среды и развития в Африке привел к гибели около 1 млн. человек и поставил под угрозу жизнь 35 млн. человек;
взрыв цистерн с жидким газом в Мехико привел к гибели 1000 человек, несколько тысяч жителей лишились крова;
от утечки газа на заводе по производству пестицидов в Бхопале (Индия) более 2000 человек погибли и свыше 200 тыс. человек серьезно пострадали;
в результате взрыва реактора на атомной электростанции в Чернобыле в Европе выпали радиоактивные осадки, повысив риск заболевания раком;
от пожара на складе химического завода в Базеле (Швейцария) в Рейн попали агрохимикаты, растворители и ртуть, приведшие к гибели миллионов особей рыб и создавшие критическую ситуацию в снабжении питьевой водой населения ФРГ и Нидерландов;
по оценочным данным, около 60 млн человек погибли от диареи и схожих с ней заболеваний, вызванных потреблением загрязненной питьевой воды и недоеданием; среди жертв главным образом были дети.
В 90-х гг. XX в. число техногенных аварий продолжало нарастать. Как во всем мире, в России развитие промышленности характеризуется ростом доли используемых пожаро-, взрыво-, химически опасных технологий, которые являются потенциальными источниками крупных производственных аварий. Так, в 1991 г. в Российской Федерации произошло 364 аварии техногенного характера, в которых погибли 1023 и пострадали 2693 человека. В 1993 г. в результате аварий техногенного характера погибли 1050 и пострадали 3232 человека. В 1993 г. количество пожаров и взрывов по сравнению с 1992 г. увеличилось в 1,5 раза, а число погибших и пострадавших в результате пожаров и взрывов — почти в 2,5 раза. В 1997 г. количество аварий и катастроф техногенного характера по сравнению с 1996 г. возросло на 8,7%. В них погиб 1651 человек.
Наиболее опасными по экологическим последствиям являются аварии: в угольной, нефте- и газодобывающей отраслях промышленности; металлургии, химической, нефтехимической и микробиологической отраслях промышленности и на транспорте.
На магистральных нефте-, газо- и продуктопроводах в 1993 г. произошло 57 аварий, сопровождавшихся потерями сырья, возникновением пожаров, загрязнением больших территорий. В результате только одной аварии на линейной части магистрального нефтепровода Красноярск—Иркутск (март 1993 г.) разлилось около 25 тыс. м3 нефти и были уничтожено десятки гектаров плодородной земли. Количество аварий на магистральных трубоводах в 1997 г. по сравнению с 1996 г. увеличилось на 18,6 %.