Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования г. Певек.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования г. Певек»
Проектная работа
Взаимосвязь частоты и тяжести проявлений дизартрии от половой принадлежности.
Выполнил:
ученик 11-А класса Тимонов Сергей
Руководитель: Фокина Л.А
Учитель -логопед
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: речь – это продукт психической деятельности человека и результат сложного взаимодействия разных мозговых структур. Речь представляющая собой сложнейший феномен человеческой психики, формируется в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга. Наличие речи и ее качественные характеристики зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий при условии функционирования нижележащих структур мозга.
Овладение способностью к речевому обобщению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Однако многие психологи, социологи, нейрофизиологи и педагоги такие, как Г. Компейре, Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан; В.Д. Еремеева, Е.П. Ильин, Т.П. Хризман, В.Е. Каган, Е.М. Мастюкова, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, И.С. Кон и другие, показали необходимость учета половой принадлежности при воспитании и обучении детей, поскольку все то, что является результатом деятельности ребенка, проявляется не одинаково у мальчиков и девочек.
В дошкольных, школьных учреждениях не учитывается взаимосвязь между проявлением речевых нарушений и полом ребенка, поскольку практически вся учебно-методическая литература в педагогике бесполая.
Так как в коррекционной педагогике одной из важнейших задач является формирование и развитие всесторонне развитой личности, то взаимосвязь проявления дизартрии в зависимости от пола является актуальной. Поэтому, чтобы подтвердить, что зависимость частоты и тяжести проявлений дизартрии у детей имеют половую принадлежность, было проведено исследование.
Цель: установление взаимосвязи частоты и тяжести проявлений дизартрии от половой принадлежности.
Объект исследования: проявления дизартрии у детей
Предмет исследования: взаимосвязь частоты и тяжести проявлений дизартрии от половой принадлежности.
Гипотеза: предполагаем, что частота и тяжесть проявлений дизартрии имеют половую принадлежность.
Для подтверждения гипотезы нами были поставлены задачи:
-
Провести теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования. -
Определить экспериментальную базу исследования. -
Проанализировать полученные результаты.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы и приемы:
-
организационный; -
эмпирический (констатирующий психолого-педагогический эксперимент); -
биографический (анализ анамнестических данных, изучение документации); -
математико-статистический (использование методов математической статистики с последующим качественным анализом результатов).
Теоретической основой исследования являются работы В.Е. Коган, И.С. Кон, Е.П. Ильина, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой, Т.В. Бендас, И.И. Панченко, Л.А. Щербаковой, Л.В. Лопатиной по проблеме исследования.
Практическая значимость: исследования состоит в том, что учёт взаимосвязи частоты и степени проявления дизартрии от половой принадлежности может быть использована в работе учителями, воспитателями, логопедами.
ГЛАВА I.
Современные проблемы изучения дизартрии
-
Определение дизартрии и причины её возникновения
Дизартрия одно из самых частых речевых расстройств речи. В настоящее время её значение в детской практике значительно возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится обычным явлением.
Научная разработка проблемы дизартрии в логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов таких как: М.С. Маргулис, О.В. Правдина, Е.М. Эйдинова, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба, Л.М. Шипицына, И.И. Мамйчук, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.Ф. Архипова, И.И. Панченко, Л.Б. Литвак, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, М.В. Ипполитова, Н.В. Симонова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский.
Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения немецкого невролога Литтля в 1853 году, изучая клиническую картину детского церебрального паралича, он отметил специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма.
Л.И. Белякова в своих исследованиях указывает, что впервые термин «дизартрия» был использован Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции [7].
Е.Н. Винарская в своих работах указывает, что ещё Говерс подразделил дизартрические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. Гутцманн, определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса [11].
С середины XX века некоторые исследователи, в частности Н.Н. Волоскова, начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических характеристик речи [7].
Г.В. Чиркина отмечает, что дизартрия занимает особое место среди нарушений речи у детей и проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого нёба, языка, губ, вследствие чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса [49].
Причинами проявлений дизартрии у детей Г.В. Чиркина считает воздействие различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще это – острые и хронические инфекции, токсикоз, родовые травмы, несовместимость по резус-фактору.
Часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (далее – ДЦП). По данным исследователей М.Б. Эдинова и Е.Н. Правдина-Винарская от 65 до 85% отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах ДЦП, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей, и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей [51]. Также Е.М. Мастюкова отмечает взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры [32].
У подростков и взрослых органические и функциональные нарушения, вызывающие дизартрию, могут развиваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболеваний.
О.В. Правдина определяет дизартрию, как тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи, уже с неврологических позиций и представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств [36].
Е.Н. Винарская в своих работах указывает, что Гревел подчеркивает первостепенную важность умения отличать языковые расстройства (афазию) от расстройств говорения или, другими словами, от расстройств технических функциональных средств, с помощью которых категории языка реализуются в акте речи. И объясняет дизартрию, как расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии. Расстройства артикуляции, обусловленные факторами, лежащими вне моторного аппарата головного мозга, по мнению этого автора, к дизартрии не относятся [11].
Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова термином дизартрия обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Они связывают эту патологию членораздельной речи с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи, с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения центральной нервной системы.
Минимальные дизартрические расстройства возникают при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражения двигательных проводящих путей черепно-мозговых нервов симптоматика минимальных дизартрических расстройств довольно разнообразна и неоднородна: наряду с центральными спастическими параличами и парезами мышц наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса.
1.2. Симптоматика дизартрии
Дизартрия – обобщенное название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической, психологической и речевой симптоматикой.
Основным симптомом при дизартрии наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в дефектах произнесения как гласных, так и согласных (простых и сложных по артикуляции) звуков; нарушение просодических компонентов речи (расстройства темпо-ритмического оформления высказывания, нарушения в использовании словесного и логического ударения, интонационного оформления речи, вследствие чего речь утрачивает свою эмоциональную окрашенность и становится монотонной, невыразительной). Также происходит нарушение фонематического восприятия и дифференциации звуков; расстройства мелодичности или отсутствие голосовых модуляций, силы и тембральной окраски голоса; нарушение речевого дыхания (частоты, глубины и ритма дыхания, плавности, объёма и направленности речевого выдоха, речь на выдохе, дыхательные спазмы) [24].
Фраза формулируется нечетко, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), иногда назализированный. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.
Как правило, у детей дизартриков происходит задержка формирования основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, логического мышления). Отмечается сниженный уровень сформированности познавательных интересов, неравномерность развития различных психических функций, разнообразные эмоционально-волевые расстройства (некритичность, эмоционально-личностная незрелость, импульсивность в действиях, инертность, безынициативность), поведенческие нарушения (неадекватные формы поведения).
Таким образом, лица, страдающие дизартрией, характеризуются астенией, высоким уровнем тревожности, фрустрационными переживаниями, заниженной самооценкой, сниженной психической активностью, преобладанием негативного настроения и отрицательных реакций (избегания, ухода, страха). А также нарушениями ритмичности и координации движений, слабыми адаптационными возможностями.
Мы выяснили, что основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Степень нарушений устной речи при дизартрии может быть самой различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения, до полной невозможности экспрессивной речи. При всем разнообразии причин и уровней поражения мозга можно проследить «родовую» общность дизартрии.
Прежде всего, все формы дизартрии представляют собой нарушение двигательной реализации устной речи. В свою очередь нарушение речевых движений обусловлены патологией нейромышечной регуляции, а именно патологическим изменением мышечного тонуса или явлениями апраксии.
Таким образом, мы выяснили, что дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
2.1. Анатомо-физиологические особенности пола
Ни один природный феномен не привлекает к себе такого внимания и не содержит так много загадок, как пол. Загадки, связанные с ним, можно обнаружить во многих важных областях интересов человека – в демографии, медицине, психологии и педагогике, в области семьи и воспитания и многих других областях жизнедеятельности.
Пол возникает сначала как чисто репродуктивное явление. В процессе эволюции он постепенно приобретает также и эволюционные функции. Одновременно и определение пола закономерно переходит от генного к хромосомному и геномному. В ходе развития организма определение пола может происходить в момент оплодотворения (генный уровень), а также контролироваться внутренними (гормоны) и/или внешними факторами. У человека большую роль играет также воспитание и обучение.