Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования г. Певек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Знание психических и анатомо-физиологических особенностей, присущих представителям разного пола необходимо для выбора программ коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Различия в быстроте развития мужского и женского организмов видны уже на стадии эмбриона. У девочек развитие скелета идет быстрее. После рождения они на 1-2 недели опережают мальчиков в формировании костей. Особенностью физического развития мальчиков является более выраженное, чем у девочек, временное преобладание увеличения длины тела над увеличением массы и поперечных размеров.

В последние годы появляется все больше публикаций о различиях в строении головного мозга у мужчин и женщин.

Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования показывают некоторые различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин. У женщин пучок нервов, соединяющий два полушария мозга (мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами мозга. Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявлена уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором лежит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рождения [8].

Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины специализированный. Его особенности (малое количество соединений между правым и левым полушариями, разделённость на отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определённый промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека [8].

В исследованиях последних лет показано различие развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое – зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи, с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие.

Мальчики и девочки различаются по взаимосвязи разных форм асимметрии больших полушарий. Показано, что при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, а девочки – обоими.


Отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мальчиков располагаются в противоположных полушариях, а у девочек приблизительно поровну в обоих полушариях. И если повреждено левое полушарие у ребенка, то у девочек компенсация основных функций происходит быстрее (за счет правого полушария), чем у мальчиков.

Девочки распознают на ощупь предметы одинаково хорошо правой и левой рукой, между тем как мальчики значительно лучше распознают предметы, когда ощупывают их левой рукой.

Сопоставляя свои данные с данными других ученых, В.Ф. Коновалов и Г.И. Журавлёв пришли к выводу, что левое полушарие и у мужчин, и у женщин специализировано одинаково, а именно для аналитического, последовательного вербально-логического мышления. Правое же полушарие у мужчин более специализировано в аналоговом, образном, пространственном мышлении, которое меньше представлено у женщин ввиду участия его в речевом поведении. Т.е. специализация правого полушария у мужчин и женщин различна [27].

Итак, под контролем генов находится развитие морфологических параметров и физиологических функций. Поэтому генетический фактор является одной из основных причин того, что в старшем дошкольном возрасте темпы роста и развития девочек выше, чем у мальчиков. Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу, как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям, однако это не обусловливает их преимущество в абсолютных морфологических показателях. Поскольку в отношении развития физиологических функций сохраняется другая закономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия между мальчиками и девочками увеличиваются в пользу первых.
2.5. Проявление вербальных особенностей и речевых нарушений в зависимости от пола.
Речь играет важнейшую роль в жизни и деятельности обоих полов, поэтому ни женщин, ни мужчин нельзя назвать «авербальным» полом.

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста. Это связано с различием развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) у мальчиков и девочек. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое – зрительно-пространственный гнозис.

У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем, у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие. Девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас слов лишь к 22 месяцам. Существуют различия между мальчиками и девочками в детском возрасте (в пользу последних) в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности девочек выше, чем у мальчиков.


В подростковом возрасте также было отмечено незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции, т. е. более четкое произношение ими звуков .

Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т. е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. Исследователи полагают, что причиной, определяющей преобладание речевых нарушений у мальчиков, могут быть интеллектуальные и речевые расстройства, связанные со специфическими изменениями в структуре Х-хромосомы. Речевые нарушения при этом синдроме полиморфны: ОНР, дизартрия, иногда заикание.

Проанализировав литературные данные, можно сделать такой вывод, что девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу, как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям. Половые различия существуют и в эмоциональной сфере.

Можно отметить, что наиболее четко различия между мальчиками и девочками обнаруживаются по психомоторным способностям, по пространственному воображению и математическим способностям (в пользу мальчиков), по вербальным способностям (в пользу девочек). Более позднее развитие речи, наблюдающееся у мальчиков, обуславливает генетический фактор. Предполагают, что эти различия обусловлены тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Речевой аппарат у девочек созревает раньше.

ГЛАВА III.

Экспериментальное исследование взаимосвязи частоты и степени проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности

3.1. Организация исследования.

С целью проверки нашей гипотезы было организовано экспериментальное исследование.

Исследование осуществлялось на базе дошкольных и школьных учреждений:

В данном исследовании приняли участие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, количество которых составляло 30 человек. Сроки проведения исследования: с 15.01.2022 г. по 15.03.2022 г.

К исследованию взаимосвязи частоты и степени проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности были поставлены следующие задачи:


  1. Выявить, взаимосвязь частоты и степени проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности.

  2. Определить количественное соотношение мальчиков и девочек с дизартрией.

  3. Проанализировать частоту и степень тяжести проявлений дизартрии у мальчиков и у девочек.

  4. Рассчитать коэффициент корреляции частоты и тяжести проявлений дизартрии у детей разного пола.

Для выявления частоты проявлений дизартрии производился количественный подсчет мальчиков и девочек, и определялось их количественное соотношение. Далее выявив и проанализировав частоту и тяжесть проявлений дизартрии, определяем зависимость между ними.

Для исследования было взято 15 речевых карт мальчиков и 15 речевых карт девочек. Из 30 проанализированных речевых карт мы выявили 19 мальчиков и 8 девочек с проявлениями дизартрии. Для более точных данных, мы распределили детей по степени тяжести проявлений дизартрии.

Проанализировав речевые карты, были получены данные исследуемых мальчиков и девочек, которые представлены в таблице 1 и в таблице 2.(Приложение №1)
Таблица 1

3.2. Установить взаимосвязь частоты и степени тяжести проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности

Чтобы установить взаимосвязь частоты и степени тяжести проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности, нами было проанализировано 100 речевых карт: 50 девочек и 50 мальчиков. У девочек выявлено 10 человек с проявлениями дизартрии, что составляет 20 % от общего числа обследуемых девочек, у остальных 40 человек (80 % от общего числа обследуемых девочек) имеют другие нарушения речи. У мальчиков выявлено 18 человек с проявлениями дизартрии, что составило 36 % от общего числа обследуемых мальчиков, (64 % от общего числа обследуемых мальчиков) имеют другие нарушения речи.

Данные исследования отражены в рисунках 1 и 2.

Количественное соотношение обследованных мальчиков имеющих дизартрию и другие нарушения речи

Рисунок 2

Количественное соотношение обследованных девочек имеющих дизартрию и другие нарушения речи


Дизартрия у детей классифицируется по степени тяжести: выделяют легкую степень проявлений дизартрии, среднюю и тяжелую степень дизартрии.

Для того чтобы установить взаимосвязь частоты и степени проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности, были построены гистограммы по данным исследования, либо полигоны частоты.


Анализ представленной гистограммы позволяет сделать вывод о том, что проявления дизартрии в более тяжелой степени встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Рисунок 3

П роявление степени тяжести проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности

Теперь представим результаты в виде графика полигонов частот

Рисунок 4

П роявление степени тяжести проявлений дизартрии в зависимости от половой принадлежности

Из рисунка видно, что полигон, характеризующий выборку мальчиков, находится выше полигона, построенного по результатам выборки девочек, в области средней и тяжёлой степени тяжести. Это также указывает на то, что более тяжелая степень проявляется у мальчиков.

Так как в исследовании было взято небольшое количество детей, то разница в данном количественном соотношении не так высока. Но и полученные данные показывают, что при большом количестве испытуемых разница в соотношении будет увеличиваться в сторону мальчиков. Опыт практикующих логопедов это подтверждает.

    1. 3.3. Анализ результатов практического исследования


Дизартрии у детей, являются последствием внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга, которое имеет специфические черты. В первую очередь, это сочетание формы нарушения психоневрологических функций, патогенетическая взаимосвязь отклонений в моторном, психическом, речевом и коммуникативном онтогенезе, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза перинатальной энцефалопатии.

Признаки дизартрии у детей вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нарывной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.

У детей с дизартрией страдают все стороны просодической организации речи: голос, ритм, интонация. Это связано с особенностями дыхания и фонации. Нарушение дыхания имеет сложный патогенез, который связан с задержкой созревания дыхательной функции и нарушением формирования фонационного и речевого дыхания. Для таких детей характерен малый объём вдыхаемого воздуха, грудобрюшной тип дыхания.