Файл: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования г. Певек.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объёма движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка и губ расстройств голосообразования. Нередко нарушен темп речи, который может быть как ускоренным, так и замедленным, часто отмечается неустойчивость темпа речи. Фраза формулируется нечётко, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный (то тихий, то громкий), монотонный, иногда назализованный.

Первые проявления факторов риска дизартрии проявляются при сборе анамнеза: крик новорожденного с органическим поражением мозга отличается слабостью, непродолжительностью, отсутствием звонкости голоса.

Гуление и лепет задержаны в сроках появления, характеризуются ограниченным репертуаром вокализаций. Это сочетается с задержкой сроков становления психомоторных функций.

Сроки появления первых слов родители не всегда определяют. Это обусловлено тем, что слова произносятся нечленораздельно, как правило, их трудно понять.

Словарный запас накапливается замедленно по сравнению с нормой. Общим является то, что все этапы речевого развития детей с дизартрией затянуты и задержаны по срокам, фразовая речь развивается значительно позже, чем в норме.

Нередко у детей с дизартрией обнаруживается готическое или уплощённое нёбо. В дошкольном возрасте практически у всех отмечаются тугоподвижность и укороченность подъязычной уздечки, что тесно связано с малой моторной активностью языка.

Исходя из вышесказанного и после анализа речевых карт, были получены данные исследуемых мальчиков и девочек, которые представлены в таблице 1 и в таблице 2.
Таблица 1

Характеристика детей с проявлениями дизартрии

В соответствии с Приложением А 1.

Из таблицы видно, что было выявлено 18 мальчиков с проявлениями дизартрии. Из них 8 человек с тяжелой степенью проявлений дизартрии, 6 человек со средней, 4 человека с легкой степенью проявлений дизартрии.

Девочек с проявлениями дизартрии было выявлено – 10 человек. Из них с тяжёлой степенью проявлений дизартрии – 1 девочка, со средней степенью – 5 человек, с легкой степенью проявлений дизартрии – 4 человека.

Для подтверждения нашей гипотезы был проведён математико-статистический расчет.

Для его проведения были взяты 2 выборки. Обе выборки являются случайными и из некоторых совокупностей, выборки независимы и члены каждой их них независимы между собой, изучаемое свойство распределено непрерывно. Переменная
X получена в дихотомической шкале и принимает только два значения:

0 – девочка;

1 – мальчик.

Переменная Y получена по номинативной шкале (шкале наименований) и закодирована следующим образом:

1 – тяжелая степень;

2 – средняя степень;

3 – легкая степень.

Исходя из этого, в качестве методов обработки мы можем использовать бисериальный коэффициент корреляции.

Данные наблюдений представим в виде таблицы 3.

Таблица 3

Данные наблюдений степени тяжести проявлений дизартрии

X \ Y

1

2

3

Всего

1

8

6

4

18

0

1

5

4

10

Итого

9

11

8

28

p (вероятность)

0,32

0,39

0,29

1,00


Далее выдвинем две противоположные гипотезы.

Нулевая гипотеза (H0): связь между полом и степенью тяжести проявлений дизартрии статистически незначима.

Альтернативная гипотеза (H1): связь между полом и степенью тяжести проявлений дизартрии статистически значима.

Вычислим коэффициент корреляции по формуле

,

где среднее по Y объектов, имеющих 1 по X;

среднее по Y объектов, имеющих 0 по X;

стандартное отклонение всех n значений по Y.

число объектов, имеющих 1 по X;

число объектов, имеющих 0 по X;

n сумма

и .

В нашем случае:

  • , , ;

  • , .

Для вычисления стандартного отклонения :

  • найдем математическое ожидание

;

  • найдем математическое ожидание

;

  • найдем дисперсию

;

  • тогда

Таким образом, коэффициент корреляции составит .

Рассчитаем значимость этого коэффициента:

.

Тогда .

По правилам рассматриваемого критерия H0 отклоняется на уровень значимости 0,05, если значение критерия превышает критическое значение . Критическое значение статистики определяется с помощью t-критерия Стьюдента по таблице в источнике [10] с числом степеней свободы . Получаем: .

Неравенство истинно на уровне значимости 0,05. Следовательно, у нас есть основания отклонить нулевую гипотезу, а принять альтернативную, согласно которой коэффициент корреляции значимо отличается от нуля и соответствует высоко значимой корреляционной связи. Иными словами на данной выборке дошкольников обнаружены значимые половые различия по степени тяжести проявлений дизартрии. Причем положительное значение коэффициента корреляции позволяет сделать вывод о том, что чем тяжелее степень проявлений дизартрии, тем вероятнее, что эти проявления наблюдаются у мальчиков.


Таким образом, мы выявили, что взаимосвязь частоты и степени проявлений дизартрии имеет зависимость от пола, так как из анализа речевых карт мы видим, что у 18 из 50 обследованных мальчиков имеются проявления дизартрии, и всего у 10 девочек из 50 обследованных имеются проявления дизартрии. Из 18 мальчиков 8 имеют тяжелую степень проявлений дизартрии, 6 – среднюю степень проявлений дизартрии, 4 – легкую степень проявлений дизартрии. Из 10 девочек с проявлениями дизартрии 1 девочка имеет тяжелую степень проявлений дизартрии, 5 – среднюю степень проявлений дизартрии, 4 – легкую степень проявлений дизартрии.

Так же мы определили количественное соотношение мальчиков и девочек с дизартрией. Из 50 обследованных мальчиков выявлено 18 человек с проявлениями дизартрии, что составило 36 % от общего числа обследуемых мальчиков, тогда остальные 64 % мальчиков имеют другие нарушения речи.

Из 50 обследованных девочек выявлено 10 человек с проявлениями дизартрии, что составляет 20 % от общего числа обследуемых девочек, у остальных 40 человек (80 % от общего числа обследуемых девочек) имеют другие нарушения речи.

Итак, из данных обследования мы видим, что проявления дизартрии чаще всего бывают у мальчиков.

После расчета коэффициента корреляции частоты и тяжести проявлений дизартрии у детей разного пола было получено положительное значение коэффициента корреляции, что позволяет сделать вывод о том, что чем тяжелее степень проявлений дизартрии, тем вероятнее, что эти проявления наблюдаются у мальчиков.

Таким образом, наша гипотеза того, что частота и тяжесть проявлений дизартрии у детей имеют половую принадлежность, подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературные данные и проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующему. Женскому организму присуща большая биологическая жизнестойкость, чем мужскому. Это объясняется наличием у женщин двух X-хромосом, так как при двух X-хромосомах дефект одного гена может быть компенсирован другим. Мужчина же получает лишь одну X-хромосому, а так как Y-хромосома содержит меньше генов, то дефектный ген не найдет нормального двойника, способного воспрепятствовать дефекту. У девочек лучше развита иммунная система, так как у них больше иммунных антител.

Поскольку мальчикам присуща меньшая жизнестойкость и меньше развитая иммунная система, то они больше подвержены неблагоприятным воздействиям. Во внутриутробном развитии это приводит к внутриутробной патологии, и является причиной возникновения речевых расстройств.


Мальчики чаще подвержены травмам во время родов (имеют большие размеры в росте и весе) и период новорожденности, асфиксиям во время родов, различным заболеваниям в первые годы жизни ребенка.

Благодаря большей жизнестойкости восстановительные процессы у девочек идут быстрее.

Генетический фактор является одной из основных причин того, что темпы роста и развития мальчиков ниже, чем у девочек. У мальчиков речевой аппарат начинает позже развивается. Они отстают по темпам моторного развития, поэтому позже, чем девочки, начинают ходить и говорить. Координационные и артикуляционные способности мальчиков ниже, чему девочек. У девочек более высокая чувствительность к слуховым стимулам это способствует тому, что девочки начинают говорить раньше мальчиков.

Половые различия проявляются и в свойствах нервной системы, в строении головного мозга. У мальчиков позже начинается процесс миелинизации. У них быстрее, развивается правое полушарие, осуществляющее зрительно-пространственный гнозис, а у девочек быстрее развивается левое полушарие, осуществляющее речевую функцию. В связи с этим у девочек отмечаются более ранние сроки речевого развития, а у мальчиков более поздние. Кроме того, у мальчиков позже формируется более выраженное межполушарное взаимодействие. Мальчики и девочки различаются по взаимосвязи разных форм асимметрии больших полушарий. При осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, а девочки – обоими. Отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мальчиков располагаются в противоположных полушариях, а у девочек приблизительно поровну в обоих полушариях. И если повреждено левое полушарие у ребенка, то у девочек компенсация основных функций происходит быстрее (за счет правого полушария), чем у мальчиков. В связи с особенностями развития головного мозга у мальчиков вербальные способности (вербальная память, речемыслительные функции, вербальный интеллект) ниже, чем у девочек.

Заболеваемость у мальчиков выше и имеет более тяжелые формы, по сравнению с девочками. Чаще проявляются наследственные болезни.

Итак, мальчикам присуще более замедленные темпы роста и развития, меньшая жизнестойкость при нарушении ряда физиологических функций, медленнее идут восстановительные процессы, слабее развита иммунная система, чаще наблюдается травматизм и заболеваемость, в том числе наследственная, особенности развития нервной системы и головного мозга, более низкие компенсаторные возможности. Все это способствует более частым и более тяжелым проявлениям нарушений речи у мальчиков, по сравнению с девочками этого же возраста.