Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отсутствие единой формализации порядка пре­доставления государственной поддержки приводит к ограниченному либо формальному применению оценки эффективности использования бюджетных средств, отсутствию сколько-нибудь приемлемого качества финансового менеджмента в секторе госу­дарственного управления.

В целом можно отметить, что в настоящее время нормативные и правовые документы, регламенти­рующие механизм оказания господдержки про­мышленным предприятиям (субсидирование) ори­ентированы сугубо на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур по расходова­нию бюджетных средств. Именно поэтому налицо недостаток стимулов для повышения эффективно­сти в сфере осуществления бюджетных расходов в увязке с целями и результатами государственной политики в области экономического роста.
    1. 1   2   3   4   5   6   7

Проблемы государственного регулирования промышленного комплекса



Госу­дарственное регулирование промышлен­ной политики, как и любой другой пред­метной сферы экономики, осуществляется в разнообразных формах, базирующихся на нормах действующего законодательства.

Правовая основа экономики, функ­ционирующей на рыночных принципах ор­ганизации, формируется в России на протя­жении более 25 лет.

Однако этот процесс преждевремен­но считать завершенным, доказательством чему являются множественные коррективы содержания действующих законов, вводи­мые в связи с изменениями экономической среды и появлениям новых условий ее раз­вития.

Федеральный закон «О промышлен­ной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 г. [9], приня­тый гораздо позже других законодательных актов, первым изменениям подвергся уже спустя полгода с момента его принятия.

Новая редакция закона была при­нята 13 июля 2015 г., а на момент нашего исследования закон подлежал изменению редакции уже пять раз: 13 июля 2015 г., 03 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 27 июня 2018 г., 02 августа 2019 г.

Несмотря на ежегодную корректиров­ку содержания закона, внесение изменений и дополнений, закону «О промышленной по­литике в Российской Федерации», по-преж­нему, присущ ряд проблемных положений, выделенных нами по результатам детально­го изучения содержания закона, требующих, на наш взгляд, дальнейшей законодательной проработки для повышения эффективности государственного регулирования промыш­ленного развития экономики.

Данные проблемные положения мы сформировали следующим составом:

  • неверное определение роли про­мышленной политики в социально-эко­номическом развитии, «выпадение» ее социальной компоненты, узкий подход к трактовке;

  • противоречие принципа равенства государственной поддержки отраслей про­мышленности задаче определения приори­тетных «точек» ее роста;

  • неопределенность превосходства конкурентных условий для отечественно­го промышленного производства над зару­бежным производством;

  • абстрагирование от фактора ры­ночной конкуренции при государственной поддержке промышленности;

  • ограниченность инструментов государственной поддержки развития про­мышленности;

  • правовое неравенство субъектов государственной поддержки, доминирова­ние в их составе отраслей оборонно-про­мышленного комплекса;

  • отсутствие механизмов гармони­зации российских и международных про­мышленных стандартов.


Первым проблемным положением законодательства о промышленной поли­тике мы определяем неверное определение ее роли в социально-экономическом разви­тии, «выпадение» социальной компоненты, узкий подход к трактовке.

Для доказательства данного поло­жения процитируем определения политики как таковой и промышленной политики по федеральному законодательству:

  • «политика - деятельность органов государственной власти и государственно­го управления, обусловленная обществен­ным строем и экономической структурой страны... образ действий, направленных на достижение конкретной цели, определяю­щих отношения с людьми» [2, с. 473];

  • «промышленная политика - ком­плекс правовых, экономических, орга­низационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала, обеспечение производства конкуренто­способной промышленной продукции» [9, ст. 3, п. 1].

Сопоставление содержания проци­тированных определений показывает, что из законодательной трактовки промышленной политики «выпала» ее социальная состав­ляющая, указывающая на образ действий в отношениях с людьми.

В законе «О промышленной полити­ке в Российской Федерации» она сводится только к развитию промышленного потен­циала и обеспечению производства конку­рентоспособной продукции, без какого-ли­бо указания на то, что эти задачи должны обеспечивать решение главной цели госу­дарственного регулирования социально­экономического развития - повышение ка­чества жизни населения.

Иными словами, получается, что промышленная политика должна обеспечи­вать развитие производства, направленное не столько во внешнюю по отношению к нему среду - рынок, формирующий спрос на произведенную продукцию, сколько на внутрипроизводственную среду - «произ­водство для развития производства».

Тем самым, трактовка промышлен­ной политики по действующему законода­тельству изменяет соотношение «цели» и «средства», определяя «целью» развитие промышленного потенциала и обеспече­ние конкурентоспособного промышленно­го производства, а «средством» - комплекс обеспечивающих их мер.


По нашему мнению, цель промыш­ленной политики не должна вступать в противоречие с главной целью государ­ственного регулирования социально-эко­номического развития. В таком контексте промышленная политика выступает «сред­ством» достижения цели, а комплекс обес­печивающих ее мер - «инструментом» до­стижения цели.

Влияние промышленной политики на развитие социума можно подтвердить позицией А.Н. Леонтьева и Е.Ю. Леонтье­вой, считающими, что появление феномена промышленной политики отражает коррек­цию места и роли участия государства в организации экономики и других сфер жиз­недеятельности социума: политической, со­циальной и духовно-идеологической [7].

Еще один аспект, на который мы считаем необходимым обратить внимание при обосновании первого проблемного по­ложения законодательства о промышленной политике, заключается в ее узкой трактовке.

Вплоть до 2014 года, до принятия федерального закона «О промышленной по­литике в Российской Федерации», развитие материального производства регулирова­лось общими нормами гражданского, трудо­вого, корпоративного, налогового и прочих отраслей права, в которых, по определению, не могло существовать самостоятельного определения промышленной политики.

В настоящее же время, несмотря на законодательное закрепление термина «промышленная политика» (процитирован­ного нами выше), исследователи вводят в научный оборот альтернативные трактовки ее сущности [5, 6, 7, 8, 10, 13, 14 и др.], обо­сновывая это несовершенством терминоло­гии и незавершенностью ее формирования.

Аргументируется данное положение относительной новизной термина «про­мышленная политика» для отечественной экономики, ее возникновением как само­стоятельного феномена только в период рыночных преобразований. При этом игно­рируется значение, например, политики ин­дустриализации страны, эффективно реали­зованной в 1930-х гг., результаты которой, в виде созданных промышленных предприя­тий, используются до настоящего времени.

Кроме того, альтернативные трак­товки сущности промышленной политики исследователи обосновывают в контексте буквального перевода англоязычного тер­мина «industrialpolicy
», который по свое­му значению шире понятия «промышлен­ность», идентичен пониманию «industrial» как отрасли [10], а, следовательно, может быть переведен на русский язык как «отра­слевая политика».

Трактовка же промышленной поли­тики в действующем законодательстве ис­ходит из ее узкого значения, не содержит указания на то, что промышленность - это совокупность широкого комплекса самосто­ятельных отраслей.

На наш взгляд, данный факт высту­пает причиной для второго проблемного по­ложения действующего закона о промыш­ленной политике - противоречия принципа равенства государственной поддержки от­раслей промышленности задаче определе­ния приоритетных «точек» ее роста.

Данное противоречие проявляется в следующем.

С одной стороны, статья 4, п. 3 зако­на провозглашает принцип равенства субъ­ектов промышленности в части претензий на получение поддержки от государства.

Но, с другой стороны, государство, реализуя меры поддержки, адресует их в первую очередь тем промышленным субъ­ектам, которые адекватны приоритетам промышленного развития и отвечают зада­че обеспечения национальной экономиче­ской безопасности.

Определение приоритетов промыш­ленного развития относится к функционалу государственных органов управления, как и решение о предоставлении государствен­ной поддержки, принимаемое в конкретных экономических условиях.

«Точками» роста могут быть как целые отрасли промышленности, так и от­дельные виды производств, крупные пред­приятия, имеющие важное значение для устойчивости экономики и формирования доходов консолидированного бюджета фе­дерального или регионального уровня. Определяя их «приоритетными» в части оказания поддержки, государство, тем са­мым, нарушает принцип равного доступа к ее получению.

Наглядным примером данного об­стоятельства явилось формирование переч­ня ведущих предприятий, поддержанных государством в период обострения эконо­мического кризиса из-за введения первого пакета санкций странами «коллективного Запада» (2014 г.). Этот перечень, как извест­но, неоднократно расширялся, что еще бо­лее усугубило неравенство доступа к госу­дарственной поддержке для всех остальных промышленных предприятий, не вошедших в указанный перечень.