Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
Проблемы государственного регулирования промышленного комплекса
Совершенствование государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации
Перспективы развития промышленного комплекса Российской Федерации
Тем самым, задача определения приоритетных «точек» роста промышленности не поддерживается провозглашенным в законе «О промышленной политике в Российской Федерации» принципом равного доступа к получению государственной поддержки.
Какие именно объекты (отрасли промышленности, виды производственной деятельности, предприятия, промышленные комплексы и т.д.) могут быть отнесены к «точкам» роста, в законе не прописано. Поэтому на практике получается, что развитие одних сфер производства осуществляется за счет других сфер.
Отсюда логично выделить следующее проблемное положение закона - неопределенность превосходства конкурентных условий для отечественного промышленного производства над зарубежным производством.
Многие отечественные предприятия в сфере автомобилестроения, машиностроения, авиационной, судостроительной и пр. отраслей промышленности осуществляют конвейерную сборку готовой продукции из комплектующих изделий, производимых за рубежом. Как следствие, большая часть добавленной стоимости, по некоторым оценкам, составляющая 60-70% [10], остается за рубежом.
Отсюда очевидно, что при нарушении поставок комплектующих изделий рост основного производства замедляется, вплоть до полной остановки из-за невозможности замены необходимых комплектующих изделиями отечественного производства.
Подобная ситуация в полной мере проявилась в 2014-2016 гг., когда многие зарубежные производители комплектующих изделий прекратили экономические отношения с отечественными предприятиями из-за введения санкций, торговых эмбарго, «вето» на поставки и т.д., и т.п.
Явное превосходство конкурентных условий в России по сравнению с конкурентными условиями в странах дислокации партнеров по производству не являлось определяющим фактором для продолжения экономического взаимодействия промышленных предприятий.
По нашему мнению, данная проблема не имела бы столь яркого проявления, если бы в законе «О промышленной политике в Российской Федерации» были конкретно поименованы превосходства конкурентных условий для промышленного производства на территории России - их ресурсная база, приоритетные отрасли, территории и т.д.
В действующей же редакции закона (ст. 4) положение о создании более благоприятных конкурентных условий внутри страны по сравнению с условиями на территории иностранных государств имеет абстрактный характер.
Подобная абстрактность характерна положениям закона, отражающим конкуренцию как таковую, что дает нам основание для выделения следующего проблемного момента - абстрагирования от фактора рыночной конкуренции при государственной поддержке промышленности.
В данном случае мы имеем в виду те отрасли промышленности, продукция которых реализуется на олигопольных или монопольных рынках, в первую очередь, отрасти, связанные с добычей и переработкой природных ресурсов: нефти, газа, полезных ископаемых, редкоземельных металлов и т.д.
Промышленные предприятия, функционирующие на указанных типах рынков из-за отсутствия конкуренции не «видят» особой необходимости в повышении качества продукции, укреплении собственных конкурентных позиций, инновационном развитии производства, поскольку спрос на продукцию относительно постоянен и не может быть замещен продукцией конкурирующих производителей.
Наглядным доказательством проявления рассматриваемого проблемного положения закона на практике являются рынки энергоресурсов, где реализуется продукция государственных корпораций, созданных в отраслях «естественных монополий»: ЕЭС, Газпром, Роснефть, Алроса и др.
Сам факт участия государства в создании этих корпораций и контроля их деятельности означает, что при распределении ресурсов, выделяемых на государственную поддержку, данные корпорации имеют явный приоритет.
Проблемность положений закона «О промышленной политике в Российской Федерации», на наш взгляд, связана также с ограниченностью инструментов государственной поддержки развития промышленности.
В частности, в законе предусмотрено выделение государственных субсидий и применение экономических санкций (штрафов) в случае непредставления отчетов о расходовании выделенных государством средств.
О таком инструменте государственной поддержки, как кредитование, в законе даже не упоминается, несмотря на его очевидную стимулирующую роль для развития промышленности. Эта роль вытекает из принципа возвратности кредитных ресурсов, что стимулирует получателей кредитов к росту эффективности деятельности, достижению такой нормы прибыли и такого уровня рентабельности, которые обеспечат «покрытие» кредита и достаточность ресурсов для развития производства.
Законодательная ограниченность инструментов государственной поддержки развития промышленности обусловливает еще одно проблемное положение рассматриваемого закона, заключающееся в правовом неравенстве субъектов государственной поддержки, доминировании в их составе отраслей оборонно-промышленного комплекса.
Доказательством этому является отдельная глава 4 (из пяти глав) - «Особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе», статья 22 которой посвящена специфике реализации стимулирующих мер.
В то же время в главе 2 закона «Стимулирование деятельности в сфере промышленности», касающейся всех остальных отраслей промышленности и видов производственной деятельности, из 17 статей мерам стимулирования посвящена единственная статья 9. Все остальные статьи данной главы раскрывают положения о формахи видах государственной поддержки, а также специально создаваемых институциональных структурах.
Причем, к примеру, статья 16 главы 2, посвященная специальному инвестиционному контракту, по содержанию «перекликается» с главой 2.1, имеющей одноименное название, состоящей из 6 самостоятельных статей.
Мы разделяем позицию законодателя в том, что промышленная политика в сфере оборонно-промышленного комплекса является государственным приоритетом в контексте проводимого технического перевооружения и переоснащения российской армии, флота, освоения космоса и других, глобальных по значимости стратегических задач обеспечения национальной безопасности.
Вместе с тем, решение данных задач государством «лимитировано» по срокам и в ближайшей временной перспективе будет завершено.
Следовательно, государственная поддержка отраслей оборонно-промышленного комплекса должна предусматривать возможность «отдачи» от инвестированных средств для «гражданских» отраслей промышленности. Но это положение в тексте закона «О промышленной политике в Российской Федерации» не предусмотрено.
Также не нашли отражения в законе механизмы гармонизации российских и международных промышленных стандартов, выделяемые нами в качестве еще одного проблемного положения закона, снижающего эффективность государственного регулирования промышленной политики.
Отсутствие подобных механизмов вынуждает промышленные предприятия, выходящие на международные рынки, самостоятельно «приспосабливаться» под стандарты стран, принимающих экспортную продукцию. В противном случае промышленная продукция отечественного производства будет неконкурентоспособной на международных рынках.
Особое значение гармонизация промышленных стандартов имеет для высокотехнологичных отраслей промышленности, а также отраслей с высокой добавленной стоимостью, с наукоемким производством, развивающимся на основе цифровых технологий [10].
Таким образом, выделенные проблемные положения законодательства о промышленной политике дают нам основания для определения приоритетных направлений его совершенствования. Таковыми направлениями мы предлагаем считать:
-
уточнение сущности промышленной политики в части отражения ее значимости для социально-экономического развития; -
устранение противоречий между приоритетными «точками» роста промышленности и декларативным равноправием ее субъектов в получении государственной поддержки; -
конкретизацию конкурентных превосходств и преимуществ отечественного промышленного производства над производством промышленной продукции за рубежом; -
учет фактора рыночной конкуренции при принятии решения о государственной поддержке развития промышленного сектора экономики; -
расширение инструментария государственной поддержки промышленности за счет кредитования, стимулирующего процесс развития промышленных предприятий; -
устранение диспаритета между отраслями оборонно-промышленного комплекса и другими отраслями промышленности в праве на получение государственной поддержки; -
разработку механизмов гармонизации российских и международных промышленных стандартов для устранения межстрановых барьеров при экспортных поставках произведенной продукции.
Выводы и заключение. Промышленная политика является важнейшей предметной сферой государственного регулирования, а ее реализация создает материальный базис для развития экономики во всех ее секторах, отраслях и видах деятельности.
Законодательство о промышленной политике находится в стадии формирования. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» действует всего пять лет, и за время его действия подвергается ежегодным редакционным изменениям.
Несмотря на многочисленные корректировки содержания закона, его действующей редакции, по-прежнему, характерен ряд проблемных положений, выделенных и обоснованных по результатам детального анализа содержания закона.
Соответственно этим проблемным положениям определены приоритетные направления совершенствования законодательства о промышленной политике, реализация которых позволит повысить эффективность ее государственного регулирования.
- 1 2 3 4 5 6 7