Файл: Государственного регулирования промышленного комплекса Российской Федерации сущность, методы и инструментарий 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тем самым, задача определения при­оритетных «точек» роста промышленности не поддерживается провозглашенным в за­коне «О промышленной политике в Рос­сийской Федерации» принципом равного доступа к получению государственной под­держки.

Какие именно объекты (отрасли про­мышленности, виды производственной де­ятельности, предприятия, промышленные комплексы и т.д.) могут быть отнесены к «точкам» роста, в законе не прописано. По­этому на практике получается, что развитие одних сфер производства осуществляется за счет других сфер.

Отсюда логично выделить следующее проблемное положение закона - неопределенность превосходства конкурентных условий для отечественного промышленного производства над зарубеж­ным производством.

Многие отечественные предприятия в сфере автомобилестроения, машиностро­ения, авиационной, судостроительной и пр. отраслей промышленности осуществляют конвейерную сборку готовой продукции из комплектующих изделий, производимых за рубежом. Как следствие, большая часть до­бавленной стоимости, по некоторым оцен­кам, составляющая 60-70% [10], остается за рубежом.

Отсюда очевидно, что при нару­шении поставок комплектующих изделий рост основного производства замедляется, вплоть до полной остановки из-за невоз­можности замены необходимых комплекту­ющих изделиями отечественного производ­ства.

Подобная ситуация в полной мере проявилась в 2014-2016 гг., когда многие зарубежные производители комплектую­щих изделий прекратили экономические от­ношения с отечественными предприятиями из-за введения санкций, торговых эмбарго, «вето» на поставки и т.д., и т.п.

Явное превосходство конкурентных условий в России по сравнению с конку­рентными условиями в странах дислока­ции партнеров по производству не являлось определяющим фактором для продолжения экономического взаимодействия промыш­ленных предприятий.

По нашему мнению, данная про­блема не имела бы столь яркого проявле­ния, если бы в законе «О промышленной политике в Российской Федерации» были конкретно поименованы превосходства конкурентных условий для промышленно­го производства на территории России - их ресурсная база, приоритетные отрасли, тер­ритории и т.д.


В действующей же редакции закона (ст. 4) положение о создании более благо­приятных конкурентных условий внутри страны по сравнению с условиями на тер­ритории иностранных государств имеет аб­страктный характер.

Подобная абстрактность характерна положениям закона, отражающим конку­ренцию как таковую, что дает нам основа­ние для выделения следующего проблемно­го момента - абстрагирования от фактора рыночной конкуренции при государствен­ной поддержке промышленности.

В данном случае мы имеем в виду те отрасли промышленности, продукция кото­рых реализуется на олигопольных или моно­польных рынках, в первую очередь, отрасти, связанные с добычей и переработкой природ­ных ресурсов: нефти, газа, полезных ископа­емых, редкоземельных металлов и т.д.

Промышленные предприятия, функ­ционирующие на указанных типах рынков из-за отсутствия конкуренции не «видят» особой необходимости в повышении каче­ства продукции, укреплении собственных конкурентных позиций, инновационном развитии производства, поскольку спрос на продукцию относительно постоянен и не может быть замещен продукцией конкури­рующих производителей.

Наглядным доказательством прояв­ления рассматриваемого проблемного поло­жения закона на практике являются рынки энергоресурсов, где реализуется продукция государственных корпораций, созданных в отраслях «естественных монополий»: ЕЭС, Газпром, Роснефть, Алроса и др.

Сам факт участия государства в со­здании этих корпораций и контроля их дея­тельности означает, что при распределении ресурсов, выделяемых на государственную поддержку, данные корпорации имеют яв­ный приоритет.

Проблемность положений закона «О промышленной политике в Российской Федерации», на наш взгляд, связана также с ограниченностью инструментов государ­ственной поддержки развития промышлен­ности.

В частности, в законе предусмотре­но выделение государственных субсидий и применение экономических санкций (штра­фов) в случае непредставления отчетов о расходовании выделенных государством средств.


О таком инструменте государствен­ной поддержки, как кредитование, в законе даже не упоминается, несмотря на его оче­видную стимулирующую роль для разви­тия промышленности. Эта роль вытекает из принципа возвратности кредитных ресур­сов, что стимулирует получателей кредитов к росту эффективности деятельности, до­стижению такой нормы прибыли и такого уровня рентабельности, которые обеспечат «покрытие» кредита и достаточность ресур­сов для развития производства.

Законодательная ограниченность инструментов государственной поддержки развития промышленности обусловлива­ет еще одно проблемное положение рас­сматриваемого закона, заключающееся в правовом неравенстве субъектов государ­ственной поддержки, доминировании в их составе отраслей оборонно-промышленно­го комплекса.

Доказательством этому является от­дельная глава 4 (из пяти глав) - «Особен­ности промышленной политики в оборон­но-промышленном комплексе», статья 22 которой посвящена специфике реализации стимулирующих мер.

В то же время в главе 2 закона «Сти­мулирование деятельности в сфере про­мышленности», касающейся всех осталь­ных отраслей промышленности и видов производственной деятельности, из 17 статей мерам стимулирования посвящена единственная статья 9. Все остальные ста­тьи данной главы раскрывают положения о формахи видах государственной поддер­жки, а также специально создаваемых ин­ституциональных структурах.

Причем, к примеру, статья 16 гла­вы 2, посвященная специальному инве­стиционному контракту, по содержанию «перекликается» с главой 2.1, имеющей од­ноименное название, состоящей из 6 само­стоятельных статей.

Мы разделяем позицию законода­теля в том, что промышленная политика в сфере оборонно-промышленного комплек­са является государственным приоритетом в контексте проводимого технического пе­ревооружения и переоснащения российской армии, флота, освоения космоса и других, глобальных по значимости стратегических задач обеспечения национальной безопас­ности.

Вместе с тем, решение данных задач государством «лимитировано» по срокам и в ближайшей временной перспективе будет завершено.

Следовательно, государственная поддержка отраслей оборонно-промышлен­ного комплекса должна предусматривать возможность «отдачи» от инвестированных средств для «гражданских» отраслей про­мышленности. Но это положение в тексте закона «О промышленной политике в Рос­сийской Федерации» не предусмотрено.


Также не нашли отражения в зако­не механизмы гармонизации российских и международных промышленных стандар­тов, выделяемые нами в качестве еще од­ного проблемного положения закона, сни­жающего эффективность государственного регулирования промышленной политики.

Отсутствие подобных механизмов вынуждает промышленные предприятия, выходящие на международные рынки, са­мостоятельно «приспосабливаться» под стандарты стран, принимающих экспорт­ную продукцию. В противном случае про­мышленная продукция отечественного про­изводства будет неконкурентоспособной на международных рынках.

Особое значение гармонизация про­мышленных стандартов имеет для высоко­технологичных отраслей промышленности, а также отраслей с высокой добавленной стоимостью, с наукоемким производством, развивающимся на основе цифровых техно­логий [10].

Таким образом, выделенные про­блемные положения законодательства о промышленной политике дают нам основа­ния для определения приоритетных направ­лений его совершенствования. Таковыми направлениями мы предлагаем считать:

  • уточнение сущности промышлен­ной политики в части отражения ее значи­мости для социально-экономического раз­вития;

  • устранение противоречий между приоритетными «точками» роста промыш­ленности и декларативным равноправием ее субъектов в получении государственной поддержки;

  • конкретизацию конкурентных пре­восходств и преимуществ отечественного промышленного производства над произ­водством промышленной продукции за ру­бежом;

  • учет фактора рыночной конкурен­ции при принятии решения о государствен­ной поддержке развития промышленного сектора экономики;

  • расширение инструментария го­сударственной поддержки промышленно­сти за счет кредитования, стимулирующего процесс развития промышленных предпри­ятий;

  • устранение диспаритета между отраслями оборонно-промышленного ком­плекса и другими отраслями промышлен­ности в праве на получение государствен­ной поддержки;

  • разработку механизмов гармони­зации российских и международных про­мышленных стандартов для устранения межстрановых барьеров при экспортных поставках произведенной продукции.


Выводы и заключение. Промыш­ленная политика является важнейшей предметной сферой государственного ре­гулирования, а ее реализация создает мате­риальный базис для развития экономики во всех ее секторах, отраслях и видах деятель­ности.

Законодательство о промышленной политике находится в стадии формирова­ния. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» дейст­вует всего пять лет, и за время его действия подвергается ежегодным редакционным из­менениям.

Несмотря на многочисленные кор­ректировки содержания закона, его действу­ющей редакции, по-прежнему, характерен ряд проблемных положений, выделенных и обоснованных по результатам детального анализа содержания закона.

Соответственно этим проблемным положениям определены приоритетные направления совершенствования законо­дательства о промышленной политике, реализация которых позволит повысить эффективность ее государственного регули­рования.
  1. 1   2   3   4   5   6   7