Файл: Психологические факторы организационной лояльности в образовательном учреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова

«Допущен(а) к защите»

«__ »__________ 2021 г.

заведующий кафедрой «»

_______________ФИО

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Психологические факторы организационной лояльности в образовательном учреждении»
по образовательной программе шифр – « » (на базе

Выполнила А. Е. Ахмедиева
Научный руководитель Н. А. Ладзина

д.пс.н, профессор

Нормоконтролер ФИО

«___»_______2021 г.

г. Усть-Каменогорск, 2021 г.

Содержание

Введение

1 Теоретико-методологический анализ научных подходов к проблеме организационной лояльности персонала.

    1. Основные подходы к определению понятия «организационная лояльность».

    2. Факторы организационной лояльности персонала.

1.3 Опыт повышения и управления лояльностью сотрудников в казахстанских и зарубежных организациях.
2 Экспериментальное исследование организационной лояльности и факторов, влияющих на нее у персонала образовательного учреждения.

2.1 Характеристика выборки и обоснование методик исследования.

2.2 Анализ результатов исследования лояльности сотрудников.

2.3 Рекомендации для поддержания организационной лояльности в образовательном учреждении сельского типа (на примере малокомплектной средней школы).

Заключение

Список литературы

Введение.

Актуальность исследования.

В настоящее время в Казахстане идет модернизация системы образования, меняются принципы и стандарты образовательного процесса. Кроме запланированных изменений на системе образования неизгладимый след оставила пандемия 2020 года. Карантин, самоизоляция, закрытие образовательных учреждений, переход на дистанционное обучение, оказали серьезное влияние как на сам образовательный процесс, так и на сотрудников организаций, которых коснулись  изменения. В этой связи первостепенное значение приобретает такой фактор как лояльность персонала так как именно он оказывает влияние на эффективность и качество работы организации.

В большей мере это связано с тем, что, сотрудники организации сейчас рассматриваются как один из главных факторов конкурентоспособности организации, а их лояльное, преданное отношение к ней – это конкурентное преимущество для организации. Для того что бы быть конкурентоспособной организация должна повышать и поддерживать уровень организационной лояльности сотрудников. Образовательные учреждения не исключение, но в основном это относиться к сельским школам и связанно с оттоком населения из сельской местности в города, а также с проблемой привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных учреждениях сельской местности. В такой ситуации для школ сельской местности нет ничего лучше, чем повышать лояльность персонала к организации, тем самым «закрепляя» их на рабочих местах.


На сегодняшний день мы видим ряд противоречий, с одной стороны проблема лояльности и приверженности персонала хорошо изучена в научной литературе, с другой стороны эта проблема требует нового взгляда в условиях неопределенности, которой явилась ситуация с пандемией 2020 года.

С одной стороны психологи в организации образования вооружены достаточно большим блоком диагностических методик и программ позволяющим работать с социально-психологическим климатом коллектива, с повышением мотивации, с другой стороны эта проблема требует большего внимания в условиях пандемии.

Таким образом актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Психологические факторы организационной лояльности в учреждении образования».

Исходя из темы целью написания дипломной работы является исследование связи психологических факторов, влияющих на уровень организационной лояльности в учреждениях образования, с последующей разработкой рекомендаций по повышению организационной лояльности.

Объектом исследования являются психологические факторы организационной лояльности персонала в учреждении образования.

Предметом исследования является влияние психологических факторов на уровень организационной лояльности персонала в учреждениях образования.

Поставленные цель, выбранные объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Теоретический анализ понятия «организационная лояльность» и приверженность персонала.

  2. Рассмотреть психологические и социальные факторы организационной лояльности.

  3. Рассмотреть опыт формирования организационной лояльности сотрудников в казахстанских и зарубежных организациях.

  4. Обосновать методик и технологий исследования психологических факторов организационной лояльности.

  5. Провести диагностику организационной лояльности персонала и психологических факторов, влияющих на нее.

  6. Провести анализ эмпирического материала проведенного исследования психологических факторов организационной лояльности персонала в сельской школе.

  7. Разработать рекомендации для повышения организационной лояльности персонала в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования:

  1. Существует положительная взаимосвязь между уровнем организационной лояльности и такими факторами как вовлеченность в дела организации и социально-психологический климат.

  2. Существует связь между организационной лояльностью и мотивацией профессиональной деятельности.

  3. Существует положительная корреляционная связь между профессиональным стажем и организационной лояльностью.


Теоретико-методологической базой исследования явились:

  • труды российских и зарубежных авторов, которые исследовали организационную лояльность (К. В. Харский, И. Г. Чумарин, О. Батурина, Л. Г. Почебут, О. Е. Королева, О. С. Дейнека, Доминяк В.И.);

  • опыт формирования лояльного поведения в зарубежных и казахстанских организациях;

Научная новизна исследования:

  1. Выявлена связь между уровнем организационной лояльности сотрудников и психологическими факторами.

  2. Разработана программа повышения организационной лояльности для персонала образовательного учреждения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты работы вносят вклад в развитие теоретико-методологической базы управления лояльностью и приверженностью персонала организаций образования. Так же результаты исследования вносят вклад в психологическую и социальную науки, тем самым позволяя разрабатывать методы для повышения организационной лояльности персонала.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и возможности внедрения в школе разработанных рекомендаций и мероприятий по повышению организационной лояльности персонала. Так же, результаты дипломного исследования могут быть использованы при подготовке молодых специалистов по таким учебных курсам как: «Организационное консультирование», «Психология управления», «Персономика», «Социальная психология», «Организационная психология» и других курсов.

Организация исследования: Экспериментальной базой исследования явилось учреждение образования – малокомплектная сельская школа «средняя школа имени Н. Лут». В исследовании приняли участие 25 человек. 18 из которых учителя и 7 человек технического персонала.

Глава 1 Теоретико-методологический анализ научных подходов к проблеме организационной лояльности персонала.

    1. Основные подходы к определению понятия «организационная лояльность».

Организационная лояльность на сегодняшний день является важным фактором, который влияет на эффективность работы организации и на ее конкурентоспособность. В связи с этим к лояльности в наше время проявляется большой интерес. Рассмотрим понятие «лояльность» подробнее. В научной литературе нет единого определения и подхода к такому явлению как организационная лояльность. Само слово лояльность было заимствованно из английского, loyal — «верный, преданный», но изначально считалось что слово произошло от латинского legałis - «законный, правильный». Отсюда происходят определения к термину лояльность. К примеру, в толковом словаре С.И. Ожегова лояльности дается следующее определение: «лоя́льный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-чему-н.». [1, с. 508] В энциклопедическом словаре говориться о лояльности как о «верности действующим законам, постановлениям», а также рассматривается как «корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо».


Не смотря на проведенные многочисленные исследования зарубежных ученых, лояльность персонала остается актуальной темой как для зарубежья, так и для Казахстана. В Казахстане мало развита тема лояльности персонала. Поэтому проблема организационной лояльности в данной работе рассматривается только со стороны зарубежных исследований, в том числе российских психологов, социологов. Сам термин «Организационная лояльность» в зарубежных и российских исследованиях трактуется по- разному, данные подходы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению термина «Организационная лояльность»



Автор

Определение

1

Г. Беккер

Лояльность — это результат некой "ставки", которую делает человек, связывая "внешние интересы с соответствующим направлением своей профессиональной деятельности".


2

Д. Мейер и Н. Аллен

Лояльность – психологическая связь между служащим и организацией, снижающую вероятность того, что служащий добровольно оставит организацию.


Таблица 1

3

М.И. Магура


Лояльность – это составная часть приверженности работников, которая выражается в эмоциональной привязанности к организации, желании оставаться ее членом.


4

Л. Г. Почебут и О. Е. Королева

Лояльное отношение сотрудников к компании — это основная установка. При этом "лояльный" означает "держащийся в границах установленной законности, корректно и благожелательно относящийся к той организации, в которой он работает".

5

Доминяк В.И.

Лояльность персонала – это искренне доброжелательное, честное, корректное, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанное и добросовестное выполнение сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах развития и процветания компании, а также соблюдение установленных норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, рядовых сотрудников и иных субъектов взаимодействия.


6

Розабетт Кантер

Лояльность — это готовность социальных субъектов отдавать энергию и быть преданным организации; приложение эмоционального фонда человека к группе.


7

Лиман Портер

Лояльность – готовность сотрудника прилагать большие усилия в интересах организации, большое желание оставаться в данной компании, принятие основных ее целей и ценностей.


8

Л. Джуэлл

Лояльность как преданность - переменная, отражающая силу связи, существующей в представлении человека между ним и конкретной организации, в которой он работает.


9

К. В. Харский

Лояльность — это явление, характеризующееся следующим: чувство гордости и преданности; способность и готовность смириться с одними требованиями и глубоко принять другие; стремление сохранить свое рабочее место; желанием сделать свою работу наилучшим образом; осознанное соблюдение принятых правил.

10

Т. Н. Чистякова и Н. В. Моисеенко

Лояльность персонала – это готовность работника формировать способы своего поведения исходя из рамок и установок, заданных компанией  или ее руководством; соответствовать корпоративным ожиданиям; быть устойчивым к провоцирующему на нарушение этих установок воздействию извне; соблюдать ранее возложенные на себя договоренности; внутреннее принятие личностью организационных целей и ценностей, без оценочное и некритичное отношение к жизни, протекающей в организации и согласие с ней.

11

А. Ковров

Лояльность персонала — это поведение сотрудника, предполагающее отсутствие ущерба организации, основывающееся на психологических особенностях личности

12

Т.О. Соломанидина

Лояльность персонала – это этап взаимоотношений работника и организации.

13

Симиларли, Винер и Варди

Лояльность это – когда сотрудник продолжает содействовать организации потому, что он полагает, что должен вести себя, определенным образом, так как это «право» и «ожидаемое поведение.



Исходя из таблицы 1, можно сказать, что к определению организационной лояльности существует множество трактовок. Но в настоящее время в науке не существует единой терминологической базы. На основании всех перечисленных подходов к определению «лояльность персонала» можно составить характеристику данного понятия.

Итак, «лояльное поведение персонала» характеризуется следующими признаками:

  • это эмоциональное расположение, привязанность сотрудника к организации;

  • чувство гордости сотрудника за организацию;

  • формирование сотрудником своего поведения в соответствии с ценностями, правилами и законами, сложившимися в организации;

  • сотрудник стремиться сохранить свое рабочее место;

  • уважительное, доброжелательное отношение сотрудника к руководству и к организации в целом;

  • добросовестное выполнение сотрудником своих должностных обязанностей;

  • желание сотрудника делать во благо организации.

Доминяк В.И. в своей статье «Организационная лояльность: основные подходы» [15, с. 34-40] рассматривал работы зарубежных исследователей таких как Г. Беккер, Д. Мейер и Н. Аллен, Р. Кантер, Лиман Портер, Л. Джуэлл и др. Исходя из данной статьи в работах зарубежных исследователей можно выделить 6 основных подходов, к которые схематично представлены на рисунке 1.

Рассмотрим подробнее основные подходы зарубежных исследователей к явлению «лояльность персонала». Одним из первых исследователей кто предложил рассматривать теорию лояльности персонала является Говард Беккер. Его теорию относят к поведенческому подходу, суть которого заключается в предположении о том, что степень соответствия между поведением сотрудника и их действиями зависит от трех основных условий:

  1. Действия сотрудника воспринимаются как результат свободного выбора.

  2. Действия должны быть совершенны публично.

  3. Отказ от действий должен восприниматься как сопряженный с трудностями и потерями.




Рисунок 1 - Подходы зарубежных исследователей к определению лояльности.

Сторонники данного подхода считают, что:

  1. Лояльность персонала формируется в процессе действий, которые не позволят в дальнейшем пометь свое поведение.

  2. Сторонники данного подхода рассматривают лояльность как степень готовности работника продолжать работу в компании, желание сохранять принадлежность к организации, или как одобряемое поведение, выходящее за рамки формальных корпоративных требований.