Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)


Институт русского языка и словесности

Кафедра Психологии профессиональной деятельности

Биологические предпосылки нарушения поведения у трудных подростков

курсовая работа

по дисциплине «Психология»

направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

профили «Русский язык», «Литература».


«Прошла защиту»

Оценка: _________

Дата: ____________

Преподаватели:

_____________________

_____________________

Исполнитель:

Научный руководитель:


Волгоград, 2020

СОЖЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования биологических предпосылок девиантного поведения подростков…………………….………………….……5

1.1. Основные понятия, формы и признаки девиантного поведения человека……………………………………………………………………………5

1.2. Психологические и эмоциональные особенности подросткового возраста………………………………………………………………………..….10

ГЛАВА 2. Исследование к склонности девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..24

2.1. Описание методики исследования…………………………………………25

2.2. Результат исследования…………………………………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Данная проблема актуальна в любом обществ, потому что в каждом обществе есть определенные нормы и правила, которые касаются и поведения. Общество влияет так же на поведение, как и поведение на общество. Девиантное, то есть, отклоняющееся от норм, поведение наиболее требует регулирования и изучения, так как является важной проблемой. В научной литературе отклонения в поведении определяются как естественный процесс, возникающий в процессе развития личности, поэтому в каждом обществе есть люди, у которых есть признаки отклоняющегося поведения, таких людей называют девиантами. Очень важно уделять достаточно внимания девиантному поведению подростком и в общем подростковому возрасту, потому что в этом возрастном периоде происходит не только психологические изменения, но и физиологические, а также формируются основные понятия и личность ребенка. Становясь взрослым, важно, чтобы ребенок не становился тем, кто может представлять не только опасность для себя и своих окружающих, но и для общества в целом.


Вопрос о причинах девиантного поведения в обществе всегда привлекал внимание исследователей, об этом свидетельствуют работы Л. Ф. Обухова, Я. И. Гилинского, В. М. Димова, В. В. Змановской и др.

Объект исследования – девиантное поведение подростков.

Предмет исследования – биологические причины девиантного поведения подростков.

Цель исследования – рассмотреть возможные биологические причины девиантного поведения подростков.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятия, формы и признаки девиантного поведения.

  2. Определить психологические и эмоциональные особенности подросткового возраста.

  3. Определить методику исследования, структуру и основные понятия.

  4. Провести исследование определения девиантного поведения подростков.

Гипотеза подростки в возрасте 15-18 лет склонны к проявлению девиантного поведения.

Методы и методики исследования: анализ психолого-педагогической литературы; психодиагностические методы и методики: опросник Айзенко, который был использован с целью определения психического состояния подростков, что позволит определить уровень и наличие девиантного поведения.

Теоретическая значимость: материалы работы предназначены для изучения студентами-психологами, а также классными руководителями для решения проблем, возникающих в подростковом возрасте и родителей, воспитывающие подростков.

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологических причин девиантного поведения подростков

    1. Основные понятия, формы и признаки девиантного поведения человека.

По определению Гилинского Я. И. под девиантным поведением понимается следующее: «Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от общественных норм, начинает получать в настоящее время массовый характер. Это явление стало центром внимания социологов, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов. Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, задача формирования, толкования и внедрения нормы становится очень сложным делом. Эта проблема носит угрожающий социальной устойчивости характер» [6, с. 510].

Исследователями отмечается, что существует два вида таких отклонений:

  1. Позитивное отклонение. Такое отклонение проявляется действиями, направленными на преобразование старых стандартов и попытки замены их на новые, которые более актуальны для современного общества.

  2. Негативные отклонения. Такие отклонения отражают проблемность данного вопроса, разрушая систему норм изнутри, меняя все, что было сформировано ранее: ценности, установки, морали, устои [9, с. 45 - 55].


Поведение любого имеет свои предпосылки. Рассмотрим некоторые из них, которые способствуют появлению негативных отклонений:

  • Появившейся в обществе антагонизм вежду «верхами» и «низами» социального общества сформировала некую экономическую трансформацию[10, с. 269 – 271];

  • Маргинализация и уменьшающаяся социальная мобильность в обществе, которая отражена в образовавшейся стратификационной пирамиде[10, с. 269 – 271];

  • Неэффективная работа институтов социального контроля, государство, как правило занимается регулированием данного фопроса эпизодически, а не по определенной системе [16, с. 218 - 225].

  • Движение «дауншифтинг». Различают классический дауншифтинг, который заключается в выборе человека отказаться от всех благ современной цивилизации, и клаббиг – это клубный образ жизни, при котором снижается только социальные, семейные, материальные и эстетические ценности у объектов движения [18, с. 96 - 97].

Исходя их перечисленных причин возникновения девиантного поведения в социально-психологическом контексте, можно сделать вывод, что в современной России крайне неблагополучная ситуация, статистические данные можно найти в работа Смирновой А. Н. [29, с. 117 - 122]

В научной литературе невозможно дать найти единую трактовку понятия девиантное поведение, это связано с тем, что такое поведение изучалось в разных сферах и большинство авторов предпочитает именовать данный процесс как отклоняющееся поведение. Если обратиться к педагогическому контексту данного понятия, то под таким поведением подразумевают «отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [24, с. 375].

А, например, в медицинских исследованиях данного вопроса девиантное поведение характеризуется как «отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня» [1, с. 507].

Один из самых распространенных подходов к изучению понятия «девиантное поведение» является психологический. Изучением данного вопроса занимались З. Фрейд, С. А. Бадмаев и другие. По их мнению, «под девиантным поведением отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе» [22, с. 317].


Рассмотрев понятие отклоняющегося поведения в научной литературе разных сфер, мы можем сделать ввод о том, что основным компонентом и сферой проявления и влияния является социум или социальная среда. Социальная среда, по мнению социологов и психологов, это «правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом» [1, с. 155].

Возникающие в обществе трудности в поведении девиантов исследуются не в полной мере, поэтому единой классификации или перечня причин не зафиксировано. Мы можем выделить только некоторые характеристики девиантов:

  1. Междисциплинарный характер;

  2. Неопределенность в вопросе понятия «норма», различность в поведениях разных людей.

Обращаясь к литературе по данной теме, можно выделить несколько подходов к классификации девиантного поведения:

  1. Социально-правовой. В рамках данного подхода выделяются социальные и правовые трудности, которые могут быть спровоцированы как обществом, так и государством. Подробное описание причин мы изложили выше. Что касается социального подхода, исследователи выделяют исследователи выделяют классификацию явлений, сгруппированных по следующим основаниям: в зависимости от масштаба (массовые отклонения и индивидуальные); по значению (негативные и позитивные см. выше); по субъекту; по объекту; по длительности и периодичности (единовременные, длительные, частая периодичность, редкая периодичность); «по типу нарушаемой нормы – преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культуры» [32, с. 366].

  2. Клинический;

  3. Психологический;

Данная проблема рассматривается и при медицинском подходе. Так, распространена классификация в соответствии с состоянием здоровья человека: здоровый, имеющий психический отклонения.

В психологических исследованиях мы часто можем встретить классификацию Р. Дженкинса, которая основана на изучении отклонений в психологическом возрасте:

  • Гиперкинетическая реакция;

  • Реакция ухода;

  • Реакция тревоги;

  • Реакция аутистического типа;

  • Реакция бегства;

  • «Несоциализованная агрессивность»;

  • Групповые правонарушения.

Данная классификация сформулирована с учетом нескольких критериев: «вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; индивидуально-стилевые характеристики поведения» [11, с. 115]


Подробно изучая девиантологию, Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения, различные по своей сущности. Первая группа – деликтивное поведение, т.е. антисоциальное, вторая группа – аморальное поведение, третья – аутодеструктивное [11, с. 107].

Изучая девиантное поведение, исследователи выделяют ряд особенностей:

  1. По типу девиантное поведение может быть конструктивным и деструктивным, первое характеризуется созидательным характером стадию разрушительного начала, а второе – преступный характер.

  2. По характеру поведения различают конформность (согласие с культурными средствами и целями), инновацию (принятие цели, но отрицание социума), ритуализм (отрицание цели, но принятие одобрения общества), ретретизм (отрицание и цели, и средства), бунт (отчуждение от принятых в обществе целей и средств и формулирование новых).

  3. Причиной девиантного поведения могут быть социальные, природные и техногенные катаклизмы, что в свою очередь, нарушает социальное неравенство и влияет на психику ребенка.

  4. Дети с девиантным поведением могут представлять опасность для общества, выражающуюся в появлении предпосылок более осложненного поведения, что может перейти во вредоносную форму.

  5. Девиантное поведение может быть не только в открытой, но и в скрытой форме, что выступает определенной трудностью для родителей, учителей и окружающих.

  6. Взаимосвязь разных форм такого поведения может выступать средством активизации и влияния одного на другое, усиливая менее развитые формы проявления.

Современное общество относит к видам отклоняющегося поведения следующее:

  1. Правонарушение – «виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность» [18, с. 53].

  2. Алкоголизм – «заболевание с прогрессирующим течением, которое возникает на основе неумеренного употребления спиртного и проявляется характерными психическими и неврологическими расстройствами, поражением внутренних органов, а также сопровождается нарушениями различных социальных функций больного» [3, с. 104].

  3. Наркомания – «заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма» [23, с. 44].

  4. Проституция – «оказание сексуальных услуг за плату» [15, с. 153].

  5. Суицид – «преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное» [31, с. 67]