Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны представляет угрозу стабильности общества, а с другой - поддерживает эту стабильность.
-
Психологические и эмоциональные особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст считается самым сложным в детском развитии. Это период завершения детства, его называют сложным, опасным, переходным. В данных характеристиках отражена главная особенность подросткового периода – переход от детства к взрослости. К подросткам относят детей с 10-11 до 14-15 лет.
За это время происходит интенсивная физическая и физиологическая перестройка организма. Увеличивается рост и вес, активный рост скелета опережает развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Нередко дети ощущают себя неуклюжими. Также снижается частота сердечных сокращений, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, кровоснабжение затрудняется, поэтому для подростков характерны перепады мышечного и сосудистого тонуса, что непосредственно приводит к перепадам физического состояния и настроения.
Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии возбуждения и стресса. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным как для подростков, так и для родителей и учителей. В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, которые связанны с развитием психических заболеваний. Например, ученые и медики считают, что риск начала такой болезни, как шизофрения в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни человека.
Несомненно, подростковый период очень сложен, но с другой стороны, именно в данный период жизни человека происходит формирование самосознания и собственного мировоззрения. Подросток начинает сравнивать себя с детьми и взрослыми, что приводит его к выводу, что он уже больше взрослый, чем ребенок. Человек начинает чувствовать себя взрослым, стремится к независимости и самостоятельности. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность» [12, с. 177].
В школе подросток остается школьником, учебная деятельность продолжает сохранять свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Главная особенность подросткового периода - это стремление ребенка к признанию себя и собственной личности взрослыми, но стоит заметить, что подросток еще не имеет реальной возможности утвердить себя среди них. Отсюда выходит стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, копирование способов развлечения взрослых, подражание им в поведении и даже во внешнем облике. Бывают случаи, противоположные описанным выше, тогда следует говорить о явлении социальной взрослости. Чаще всего она возникает в неполных или неблагополучных семьях, где подросток практически вынужден занять место взрослого и стремится овладеть полезными практическими навыками и оказывать помощь близким.
Д. Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками [12, с. 72]. Именно в подростковом возрасте общение и экспериментирование в отношениях с людьми (поиски компаний и их смены, конфликты) становятся как бы самостоятельной областью жизни. Большое желание иметь близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью мгновенно очаровываться и настолько же быстро разочаровываться в прежних друзьях на всю жизнь. Внешние проявления поведения подростка также весьма противоречивы. С одной стороны, молодой человек стремится быть таким же, как и все; с другой, – желает выделиться и отличиться. С одной стороны, стремление получить уважение среди товарищей, с другой, – пренебрежение личных недостатков.
Хоть учение и остается для подростка ключевым видом деятельности, но основные новообразования в психике связаны с общественно полезной деятельностью [33]. При организации такой деятельности принципиально, чтобы подростки не ограничивались целями и интересами своей малой группы, потому что это может привести к групповому эгоизму. Так же, организуя учебно-воспитательную работу со школьниками, надо принимать во внимание, что на их поведение и деятельность большое влияние оказывает мнение товарищей-сверстников и во всех своих действиях подростки чаще всего ориентируются именно на их мнение. Учитель для подростков не является авторитетом, они предъявляют высокие требования к поведению и личности учителя. Следует отметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (доброта, справедливость, умение понимать и сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные. Очень важно чтобы мнение сверстников, мнение подростка совпадало с мнением учителей и родителей. В данном случае создаются благоприятные условия для нормального становления подростка.
По мнению Л. Ц. Кагермазова, «у подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет)» [14, c. 169].
Количество времени, проводимое в обществе сверстников, начинает значительно превышать количество времени, проводимое подростком в семье. Общение с родителями не может заменить ему общения со сверстниками. Оно является для подростков значимым каналом информации. Общение со сверстниками формирует самосознание и помогает освоить моральные нормы и ценности. Подростки стремятся к взаимопониманию и, если оно не происходит, начинаются проблемы с успеваемостью, что напрямую связаны с проблемами в общении. Главная ценность оценки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. В случае, если такое же положение можно занять за счет проявления иных качеств, значимость оценки резко падает.
В подростковом возрасте зачастую сохраняется предрасположенность к поведенческим реакциям. К ним, с точки зрения Л. Ц. Кагермазова, относятся:
-
Реакция отказа. Выражается в отказе от нормальных, обычных форм поведения: домашних обязанностей, учебы и т. д. Причиной чаще всего бывает резкое изменение привычных условий жизни (например, смена школы), а основой, облегчающей возникновение таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости. -
Реакция имитации. Она обычно характерна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У молодых людей объектом для подражания чаще всего является взрослый, которым они восхищаются. Реакция имитации свойственна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде. -
Реакция «отрицательной имитации». Проявляется в поведении, противоположном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации. -
Реакция оппозиции или протеста. Она проявляется в противопоставлении собственного поведения требуемому: в демонстративной дерзости, прогулах, побегах, кражах и т.п. -
Реакция компенсации. Выражается в остром желании и восполнить свою несостоятельность в одной области достижениями в другой. В том случае, когда в качестве компенсаторной реакции выбраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, дерзкими, вызывающими выходками. -
Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток испытывает наибольшую несостоятельность (например, при стеснительности – к сценической деятельности). -
Реакция эмансипации. Выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При не очень благоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, эмоциональные вспышки, направленные на родителей и учителей. -
Реакция увлечения. -
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).
Мы считаем нужным отметить, что конфликты с учителями и проблемы в общении с родителями – это типичное поведение подростка, его отношение ко взрослым достаточно двойственно. Подросток по-прежнему нуждается в помощи и поддержке взрослого, но он выступает против сохранения требования безоговорочного послушания и сильно выраженной опеки. Сила и частота конфликтов напрямую зависит от позиции в нем взрослых. Необходимым условием для регулирования подобных столкновений является расширение сфера доверия и сотрудничества, в большей мере – по инициативе взрослого.
Подростковый период – время интенсивного личностного развития человека, который проявляется в интересе к собственной личности. Подросток изучает, анализирует и оценивает себя самостоятельно. Молодые люди считают, что они как бы находятся на сцене, а их окружают зрители – это феномен «воображаемая аудитория». Они уверены, что окружающие люди постоянно оценивают их поведение, внешность, мысли и чувства.
Таким образом, подростковый период начинается в 10-11 лет и заканчивается в 14-15 лет. К концу данного периода у человека складывается развитое самосознание, появляется стремление к самореализации и самовыражению. Одним из главных видов деятельности является общение со сверстниками.
Исследования психологического аспекта развития личности в подростковом возрасте уделяется большое значение. Это связано с тем, что в этом возрасте завершается множество процессов и начинаются новые. Так, например, интеллектуальный аппарат заканчивает свое формирование, предоставляя возможность формированию своего собственного мироощущения, мировоззрения, систем и наиболее важной «Я – концепции». Основным отличием подросткового возраста от остальных является множество признаков. Например, от младшего школьного возраста подростковый отличается нестабильностью и постоянной динамичностью образа Я, пик которого приходится примерно на 12-13 лет в подростков.
Ярким явлением, происходящим именно в этом периоде, является систематичность усвоения и осмысления информации, относящийся к контексту Я-концепции. Сложность данной концепции привлекает внимание отечественных и зарубежных психологов и исследователей. Так, Э. Эриксон считает, что подростковый период в жизни человека занимает одно из основных мест, так как в эти годы происходит «развитие чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека» [5, с. 320].
Касательно эмоциональной сферы, которая претерпевает некоторую трансформацию в подростковом возрасте, можно отметить, что происходит формирование эмоциональных понятий, дети начинают лучше контролировать свои эмоции. «так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции» [4, 412]. В этом возрасте у детей происходит интеграция чувств и эмоций, которая выражается как положительных, так и отрицательных.
Именно в это время происходит формирование самосознания и собственного мировоззрения, человек учится принимать самостоятельные решения. Этот период можно ознаменовать переходным этапом от подросткового ко взрослому. Данный этап может оказать как положительное влияние на будущее ребенка, так и отрицательное. Жан Жак Руссо, французский философ, ещё в 18 веке охарактеризовал юношеский возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь», подчеркнул важную особенность данного периода – рост самосознания. [26, с. 412]
Швейцарский психолог Жан Пиаже акцентировал внимание на специфике юношеского мышления в связи с развитием мотивационной сферы и эмоциональной жизни ребенка. «Социальный мир выступает как фон развития интеллекта, а умственный способности не связаны с конкретной предметной деятельностью» [8, с. 103]. Это говорит о том, что старшеклассник формирует свои интеллектуальные способности при помощи различных средств, отдаленных от школы и ее программы, например, СМИ или дополнительная литература.
Основная мотивация человека в юношеском периоде в первую очередь связана с ее стремлением определения своего жизненного пути, направленности своей личности. В связи с присущим старшеклассникам подростковым максимализмом, они смотрят на настоящее с позиций будущего, а не наоборот, что характерно для взрослого человека. И при формировании мотивации учитель должен учитывать тот факт, что юноша будет направлять всю свою деятельность не на текущий период, а исключительно на будущее.
Эмоциональные реакции и эмоциональное состояние подроста также отражает на себе особенности это возраста, например, переживание ярких событий происходит более выражено, чем в любом другом возрасте. Обращаясь к работам П. Лафренье, мы можем обнаружить следующие факты: «подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными- в три раза чаще. Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые чувствовали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию» [21, с. 137]. Такие заключения исследований позволяют нам определить, что такой эмоциональный всплеск может обуславливаться балансированной работой нервных процессов, отвечающих за возбуждение и да торможение. «В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения- ослабевают» [21, с. 137]. Исходя из результатов исследования, логично отметить, что именно в этом возрасте происходит яркий эмоциональный отклик на любое событие, в последствие чего успокоиться выходит сложнее, чем в любом другом возрасте.