Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод по первой главе

В данной главе мы рассмотрели основные теоретические понятия, необходимые нам для определения дальнейшей методики исследования и его проведения. Нам удалось определить, что девиантное поведение – это совокупность различных факторов, которые определенным образом влияют на внутреннее состояние ребенка и психику. Девиантное поведение может определяться как психологическими особенностями, так и быть спровоцировано обществом. Также, мы рассмотрели причины и особенности, что позволило нам сделать вывод о том, в научной исследователями определяется не только типы, виды и способы проявления девиантного поведения, но и формы. Далее мы определили особенности подросткового возраста и особенности эмоциональной сферы, это было необходимо для того, чтобы определить почему именно в подростковом возрасте наиболее часто у детей наблюдается отклоняющееся поведение.


ГЛАВА 2. Исследование к склонности девиантного поведения подростков

    1. Описание методики исследования

Для дальнейшего проведения исследования мы будем использовать методику психических состояний, составленную Айзенком [20], которая поможет определить степень девиантного поведения подростков (как нами было отмечено в первой главе, основными психологическими особенностями девиантного поведения является: Неумение преодолевать различные проблемы и трудности; сниженный уровень самоконтроля; синдром тревожного ожидания; выраженная неуверенность в себе, связанная с неуспеваемостью в школе; негативное отношение к учебной деятельности; слабый самоконтроль; агрессивность; высокая ригидность; выраженная фрустрация (тревога, отчаяние, разочарование). Данная методика направленна на выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у подростков.

Ход выполнения

Обработка результатов

Оценка результатов

См. приложение 1

1. 1...10 вопрос – тревожность;

2. 11...20 вопрос – фрустрация;

3. 21...29 вопрос – агрессивность;

4. 31...40 вопрос – ригидность.

Необходимо посчитать сумму баллов по каждой группе вопросов

1. Тревожность: 0...7 – не тревожны.

8...14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня.

15...20 баллов – очень тревожные.

2. Фрустрация: 0...7 баллов – не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;

8... 14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;

16...20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

3. Агрессивность: 0...7 баллов – вы спокойны, выдержаны;

8...14 баллов – средний уровень агрессивности;

15...20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

4. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов – средний уровень;

15...20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходят­ся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье


Источник: составлено автором

    1. Результат исследования


Исследование проводилось на базе МКОУ СоШ № 2 г. Суровикино, в котором приняли участие 4 (из 9) человека 9 класса, возраст которых 14 – 15 лет.

Таблица 1.

Результаты исследования




Общие сведения

Положение в семье

Выводы исследования


Общая характеристика


№1

М. К

Возраст: 14 лет

Пол: женский

Класс: 9

Семья Марии состоит из 6 человек, М.К. второй ребенок в семье, воспитанная, трудолюбивая девочка, трудностей в учебе не имеет.

Тревожность: 0...7

Фрустрация: 0...7 баллов

Агрессивность: 8...14 баллов

Ригидность: 0...7 баллов

не тревожна; не имеет высокой самооценки, устойчива к неудачам, не боится трудностей; средний уровень агрессивности; ригидности нет, легкая переключаемость

№2

А. В.

Возраст: 15 лет

Пол: женский

Класс: 9

Семья состоит из 3 человек, Анна – первый ребенок, воспитанная, прилежная, есть небольшие трудности в школе, связанные с обучением.

Тревожность: 0...7

Фрустрация:0...7 баллов

Агрессивность: 8...14 баллов

Ригидность: 8...14 баллов


не тревожен; не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей; средний уровень агрессивности; средний уровень ригидности.

№3

А. К.

Возраст: 15 лет

Пол: мужской

Класс: 9

Семья состоит из 3 человек, единственный ребенок в семье, занимается спортом, имеет трудности в учебе

Тревожность: 8...14 баллов

Фрустрация: 8... 14 баллов

Агрессивность: 8...14 баллов

Ригидность: 8...14 баллов


тревожность средняя, допустимого уровня; средний уровень, фрустрация имеет место; средний уровень агрессивности; средний уровень ригидности.

№4

А. А.

Возраст: 14

Пол: женский

Класс: 9

Семья состоит из 5 человек, второй ребенок в семье, есть серьезные трудности в учебе

Тревожность: 0...7

Фрустрация: 0...7 баллов

Агрессивность: 0...7 баллов

Ригидность: 0...7 баллов

не тревожна; не имеет высокой самооценки, устойчива к неудачам, не боится трудностей; спокойна, выдержана; ригидности нет, легкая переключаемость


Источник: составлено автором
Проведенное исследование с использованием опросника Ганса Айзенка показало, что у большинства подростков 9 класса в МКОУ СОШ № 2 г. Суровикино уровень девиантного поведения низкий, так как у одного из четырех подростков выявлен средней уровни тревожности допустимого уровня. Остальные показатели соответствуют норме. Уровень девиантного поведения в данном классе связан, по нашему мнению, с его малочисленностью.
Выводы по второй главе:

1. Исследование проводилось на основе опросника Ганца Айзенка. Данный опросник поможет определить психологические показатели девиантного поведения, в частности уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

2. Исходя из проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что подростки с девиантным поведением характеризуются наличием ярко выраженных акцентуаций характера, неадекватностью самооценки и высоким уровнем агрессии. Характерные черты девиантного поведения: высокий уровень ригидности, агрессивности, низкий самоконтроль, выраженная тревожность и фрустрация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы было рассмотреть возможные причины девиантного поведения подростков. Для достижения цели мы решили ряд задач.

Первая задача заключалась в рассмотрении понятия, форм и признаков девиантного поведения. Решая ее, мы выявили, что однозначного понятия девиантного поведения не отмечается в научной литературе, оно исследуется в разных сферах, и, в зависимости от сферы исследования, имеет свое определение. Как и понятия, нет и определенной классификации такого поведения. Изучив научную литературу, мы выявили основные группы и типы отклоняющегося поведения, разделенные по подходам (медицинский, педагогический и психологический подход исследования).

Вторая задача подразумевала под собой исследования психологических и эмоциональных особенностей подростков. Решая ее, мы определили, что подростковый возраст является самым сложным и динамичным этапом в жизни человека. В этот период организм претерпевает как физиологические, так и психологические и психические изменения, которые отражаются практически на всем.


Для определения девиантного поведения подростков, мы подобрали методику и провели исследование, по результатам которого было выявлено, что проявление отклоняющегося поведения выражается посредством ярко выраженной акцентуации характера, неадекватностью самооценки и высоким уровнем агрессии. Тем самым, мы решили третью и четверную задачу исследования.

Все задачи решены, соответственно, цель исследования достигнута.

Список литературы



    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – М.: Академический проект, 2006. – 701 с.

    2. Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Андерсон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. С. 53 – 80.

    3. Анохина И.П., Москаленко В.Д. Вестник Академии наук СССР. 1987. Т. 57. № 1. С. 103-108.

    4. Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 460 с.

    5. Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 460 с.

    6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2014.

    7. Гроголева О. Ю. Психология мотивации [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.Ю.

    8. Гроголева. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2015. — 126 c.

    9. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения росиийской мо-лодежи (социологический аспект) // Вестник Моск. ун-та. Серия 18: Социология и политология. 2017. № 3

    10. Завражнов В. В., Железнова Е. Д. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков // Молодой ученый. 2017. № 19

    11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

    12. Избранные психологические труды. М.: 1989. - 433 с.

    13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства.- СПб., 2001. – 98 с.

    14. Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология / Л. Ц. Кагермазова. – М.: Академия, 2009. – 300 с.

    15. Калугина Т.С. В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России. Международная научно-практическая конференция. 2014. С. 152-156.

    16. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. М., 2015.

    17. Клиннерт В. Д. и другие. Эмоции как регуляторы поведения: Социальная референция в младенчестве // Эмоции. Теория, исследования и опыт. Т. 2. Н.Ю .: Акад. Пресс, 1983. 109 с.

    18. Ковалёв В. В. Патологии личности и девиантное поведение : руководство по психиатрии. М., 2016.

    19. Ковалев Л.А. правонарушение и закон // Правоведение. – 1991.- № 1. С. 50 – 59.

    20. Крылов, А. А. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] / А. А. Крылов. – СПб: Изд-во ЛГУ, 1987. – 354 с.

    21. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков.- СПб., 2004, 201 с.

    22. Личко А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] / А. Е. Личко. – М. : Медицина, 1985. – 423 с.

    23. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2006. – 456 с.

    24. Мясников Н.К. Вопросы наркологии. 2001. № 1. С. 42-47.

    25. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2006. – 400 с.

    26. Подольский А. И. Диагностика подростковой депрессивности.- СПб-.: Питер, 2004. – 214 с.

    27. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, Т.М. Горбатенко и др.; под ред. А.В. Петровского НИИ общ.ипед. Психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 510 с.

    28. Регуш Л. А., Алексеева Е. В., Орлова А. В., Пежемская Ю. С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: Научно-методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 34 с.

    29. Северный А. А., Иовчук Н.М. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016. Т. 116. № 4-2. С. 37-43.

    30. Смирнова А. Н. Социальная субъектность и девиантное поведение подростков // Социологические исследования. 2017. № 6.

    31. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Аспект Пресс, 2004.- 365с.

    32. Сухарева О.А. Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 2 (24). С. 66-70.

    33. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток // Хрестоматия по психологии развития и возрастной психологии. Психология школьника. Рязань, 2006. - 512 с.

    34. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.- Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.-304 с.