Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология направления 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо пояснить, что же является таким провокатором выражения эмоциональных особенностей данного возраста. Предметом выражения служит внутренние переживания и внутренняя жизнь, что нельзя отметить во внешней сфере. Несмотря на то, что существует два вида выражения эмоциональной сферы человека: положительные эмоции и отрицательные эмоции, нельзя сказать, что дисбаланс происходит из-за отрицательных эмоций. Многие исследователи, поддерживая такое мнение, проводили повторные исследования, в ходе которых установилось, что и положительные и отрицательные эмоции должны быть в равных пропорциях, так как их баланс помогает человеку проще регулировать свое поведение и определять состояние. Также нельзя говорить и о пользе тех или иных эмоций, такой двойственный вопрос позволяет утверждать, что эмоциональная сфера должна быть урегулирована так, чтобы не появлялось превращение полезных эмоций во вредные, что происходит в результате интенсивности тех или иных эмоций.

В исследованиях Е. П. Ильина, можно найти некоторые заключения, касающиеся особенностей эмоциональной сферы подросткового периода: «подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается» [13, с. 39].

Как мы отметили ранее, у человека в эмоциональной сфере выделяются как положительные, так и отрицательные эмоции. Но исследователями данного вопроса выделяется так называемое промежуточное определение, именуемое «эмоциональным нулем». Выражением такого состояния является скука. Безусловно, если баланс зависит от равномерного распределения положительных и отрицательных эмоций, то эмоциональный ноль представляет некоторую опасность для подростка. Если ребенок в подростковом возрасте не может быстро найти себе занятие по интересам, то такой процесс может вызвать злость, ненависть и раздражительность. Если все же проблема не будет решена, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы подросток, находясь в состоянии гнева и тоски, отправился искать занятие, это не может привести к чему-то хорошему. Данная проблема требует незамедлительного вмешательства взрослого.


В психологических исследованиях вопроса об особенностях эмоциональной сферы подроста выделяются такие понятие, как «трудный подросток». Это те подростки, которые склонны к нарушению общественного порядка, дисциплины и способны на совершение противоправных действий. Такие подростки отличаются от своих сверстников тем, что наиболее часто переживают состояние скуки и также часто замещают это состояние ярким выражением эмоций, побуждающих на действие. Такой «вид» подростков отмечается в работах Л. А. Регуша и А. А. Реана.

Рассматривая особенности эмоциональной сферы подростков, необходимо отметить, что данный вопрос нужно исследовать, учитывая половую принадлежность ребенка. Психология изучения данного вопроса отмечает, что девочки, в отличии от мальчиков, наиболее интенсивны и эмоциональны в таком возрасте, чаще переживают и способны говорят о чувствах. А мальчики выражаются в изменении поведения. Например, они более склонны к каким-то физическим и резко-эмоциональным поступкам (могут лезть в драка, быть инициаторами драки, грубят). В отличии от девочек, меньше говорят о своих чувствах, а многие действия сопровождаются лишними эмоциями.

По данным исследования Л. А. Регуша, выделяются следующие гендерные особенности подросткового возраста: «пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек – 13-15 лет. Получается, что 13 лет- возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п» [27, с. 26].

Данный вопрос исследовался В. Г. Казанской [16 , с. 90]. . В результате исследования было отмечено, что детям в подростковом возрасте свойственно «застревать» на своих эмоциях, в результате чего происходит реакция, в большей степени у девочек, очень сильно погружаются в свои переживания и очень резко реагируют на то, что кто-то пытается помочь решить проблему.

Наиболее значимой областью исследования особенностей эмоциональной сферы у подростков в научном исследовании является взаимодействие с родителями и со сверстниками, хотя достижения в школе и занятие досуговой деятельности тоже волнуют подростков. Обращаясь к исследованиям А. И. Подольского и О. А. Идобаевой, можно выделить следующие заключения: «на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что

ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит» [25, с. 130].

В этом возрасте чаще начинают думать о будущем и оценивать свои способности и навыки. Планируя свою жизнь, подростки сталкиваются с различными видами переживаний, так как оценочно понимают, что имеют недостаточно навыков для осуществления жизненных целей. Причем, такой процесс оценки собственных ресурсов отмечается больше у интеллектуально-развитых подростков.

Широкая палитра чувств и эмоций, которая переполняет подроста, способствует развитию в этом возрасте способности саморегулирования таких процессов.

Для полноценного определения особенностей эмоциональной сферы у подростков, нам необходимо рассмотреть некоторые виды эмоциональных нарушений, которые были зафиксированы и выделены исследователями данного вопроса. Так, одним из наиболее частым и ярким проявлением таких нарушений является депрессивное состояние. Определим, что депрессия – это «аффективное состояние, характеризующиеся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения» [5, с. 104]. Депрессия сопровождается следующими признаками:

  • Ощущение отверженности и печали;

  • Отсутствие аппетита;

  • Бессонница;

  • Ограничивание социальных контактов;

  • Поиски причины в нарушении физического состояния.

Во многом, как можно заметить, депрессивное состояние подростка сходно с состоянием депрессии у взрослого человека. Отличие является в том, что у подростка на первый план выходит проблемы выражения и состояния внутренних чувств, в последствии чего отмечаются наиболее частые случаи суицида, нежели во взрослом возрасте.

Также, необходимо отметить, что общими факторами депрессивного состояния у взрослого и подростка является влияние генетических особенностей и факторы окружающей среды. Чаще всего, депрессивное состояние появляется после прекращения продолжительных связей с близкими или каких-либо других отношений. У подростков, как и у взрослых, депрессивное состояние может появиться в момент осознания того, что появляется некое ощущение невозможности реализовать себя.


Еще одним нарушением эмоциональной сферы у подростка является появление страха или состояние тревоги. Также, как и депрессия, страхи и тревоги могут возникать в любом возрасте, но особенно часто они появляются в подростковом возрасте. По мнению исследователей Н . М. Иовчук и А. А. Северного, «младшего подростка появляются специфические страхи. Они продукт воображения (страх перед ведьмами, чертями, монстрами), страх перед животными. У старших подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем, директором), социальные страхи ( страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Исследователи также отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей. На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком)» [28, с. 40]. Страхи могут появляться и там, где ранее их не было, такой тезис можно обосновать тем, что и – за повышенного уровня возбудимости, страхи и тревожность возникают даже в школе перед уроком или самостоятельной работой. По результатам исследования С. В. Андерсена, в школе страхи и тревожность могут иметь следующие показатели: «общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения- 56 баллов; страх ситуации проверки знаний- 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих- 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов» [2, с. 60].

Расстройство эмоциональной сферы может проявляться и в других формах, например, истериках. Исследования говорят о том, что влияние на такое расстройство могут оказывать различные сферы: семейные взаимоотношения, психологическое состояние родителей, друзья, школа.

Для подросткового возраста свойственно отклоняющееся (девиантное), поведение, которое имеет ряд особенностей.

У многих подростков отмечается отрицательное и резко отрицательное отношение к обучению (школе в частности), к одноклассникам (в более скрытой форме). Для подростов с девиантным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития, отклонение от позитивных социальных ценностей, отмечается склонность к физическому насилию для достижения собственных целей. Исследователи выделяют такой вид подростков, как подростки-правонарушители, которые оценивают себя ниже законопослушных граждан по врешнему виду, уму, честности и другим качествам. Также такие подростки часто винят в неудачах что-то внешнее (н-р.: меньше везет, чем остальным). Довольно часто у девиантных подростков возникает, по мнению Д.И. Фельдштейна «
значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и телепередач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой» [Фельдман, 2006, с. 417].

А. Е. Личко выделяет ряд параметров развития личности подроста с девиантным поведением:

  • Отношение к будущему неопределенное;

  • Будущее – прямое отражение желаний;

  • Отвергаются общечеловеческие ценности;

  • Нет интереса к учебе, развитию и познанию [Личко, 1985, 213].

Большинство подростков с девиантным поведением живут в семьях с неблагополучным психологическим климатом. К большинству подростков с отклоняющемся поведениям относятся мальчики, из которых у 50% отмечается склонность к алкоголизации, а их социальные отношения имеют высокий уровень конфликтности [Личко, 1985, 213].

Подростком с девиантным поведением свойственна ригидность, которая в меньшей степени контролируется интеллектуальными способностями, то говорит о том, что подростки подвержены влиянию своих эмоции больше значение для них представляют собственные переживания. Также А. Е. Личко отмечает, что «можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением – более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты. Возможно, что данную их особенность определяет сниженная критичность мышления». Неразвитое логическое и конкретное мышление младших подростков говорит о том, что подростком свойственно искажение действительности, выражающееся в стремлении скрыть особенности своего поведения (отклонения, характерные для девиантного поведения).

Подводя итог вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что у подростка с отклоняющемся поведением имеют следующие психологические особенности:

  1. Неумение преодолевать различные проблемы и трудности;

  2. Сниженный уровень самоконтроля; Синдром тревожного ожидания;

  3. Выраженная неуверенность в себе, связанная с неуспеваемостью в школе;

  4. Негативное отношение к учебной деятельности;

  5. Слабый самоконтроль;

  6. Агрессивность;

  7. Высокая ригидность;

  8. Выраженная фрустрация (тревога, отчаяние, разочарование) [Личко, 1985, 213].