Файл: 1 Сущность и содержание систем управления Основные понятия и определения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1.1 Сущность и содержание систем управления
Основные понятия и определения
Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу
(организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.
Целью управления называется желаемое состояние системы, которое должно быть достигнуто в результате управленческого воздействия.
Социальное управление, опираясь на фундаментальные знания экономической теории, социологии, политологии, методы различных наук, преследует, прежде всего, прагматические цели - получить наибольший социальный эффект на данном социальном пространстве при наименьших управленческих издержках.
Составными элементами предмета теории управления выступают:
-сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;
-механизм управления разными системами социально-экономического организма;
- механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т. д.);
-приемы, техника и методика процесса управления;
-структурные элементы системы управления;
-общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений;
- основные категории, используемые в управленческих науках.
Система — это единое целое, состоящее из частей, взаимозависимых элементов (в переводе с греч.— целое); Пример (человеческое общество, человек и т.д)
Система состоит из элементов. Все элементы системы должны быть взаимозависимыми или взаимодействующими. Самые разные элементы могут быть объединены в “целое”, но это “целое’ еще не система, пока не сформирован механизм их взаимодействия. Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. Мир в целом представляет собой сложную систему, которая, в свою очередь, состоит из множества больших и малых систем. Системы имеют разнообразные формы. Среди крупных систем выделяют следующие:
биологические; технологические (деление деятельности на стадии и процессы);
технические (производственные мощности предприятий);
экономические (единство хозяйственных и финансовых связей);
социальные (люди, а также возникающие между ними отношения, в т.ч. социально-экономические: предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т. д.);
организационные (включает в себя структуры управления, положения и инструкции, с помощью которых воздействует на управляемую подсистему).
Все системы взаимосвязаны и создают целостный организм.
Системы делятся: на естественные — природные; искусственные — социальные, т. е. созданные человеком.
Субъект и объект управления
Чаще всего воздействие при управлении понимается как однолинейное:
субъект - объект. Мы видим обычно лишь эти прямые связи, но есть и обратные связи: воздействие объекта на управляющий субъект.
Эти связи очень важно учитывать особенно в публичном управлении: реакция населения на управленческие меры органов государственной власти муниципального управления может изменить и часто меняет управленческие решения. К тому же, субъекты и объекты управления в этом процессе могут поменяться местами: объект становится субъектом.
Например, подчиненные требуют, чтобы начальник, который утратил доверие ушел с занимаемой должности, и добиваются этого.
Наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) является одной из основополагающих закономерностей управления.
Нарушения равновесия между субъектом и объектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризиса постоянно нарастает: внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень динамична, ее изменения зависят от очень многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.
Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт,
НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на о6ъект управления.
Главный элемент любой социально-экономической системы - человек.
Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственного воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием
или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного.
В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них - от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.
Чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий:
1. Соответствие и совместимость
2. В рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью.
3. Как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в эффективном взаимодействии.
Функции управления
Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.
Управление можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.
Французский менеджер и ученый А. Файоль считал, что к обязательным относятся следующие управленческие функции: планирование;
В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них - от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.
Чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий:
1. Соответствие и совместимость
2. В рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью.
3. Как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в эффективном взаимодействии.
Функции управления
Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.
Управление можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все без исключения функции управления. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют функции управления. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должная мотивация, в некоторых государственных и частных организациях не всегда осуществляется должный контроль.
Французский менеджер и ученый А. Файоль считал, что к обязательным относятся следующие управленческие функции: планирование;
организация; распорядительство; координирование; контроль.
Впоследствии этот перечень был существенно расширен путем внесения в него таких управленческих функций как: мотивация; лидерство; коммуникация; исследование ситуаций; оценка внутренней и внешней среды; принятие решений; подбор персонала; представительство; ведение переговоров.
В настоящее время различные виды управленческой деятельности обычно объединяют в укрупненные функциональные блоки и считают базовыми управленческими функциями планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Подходы к изучению проблем социального управления:
1.
Системный позволяет рассматривать управляемую, и управляющую подсистемы, как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи. Организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
2.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.
3.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
4.
Синергетический подход – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем.
Рассмотрим
основные
принципы
системного
подхода
к
управлению.
Основные признаки и принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (Л. фон Берталанфи, Р. Джонсон, ф.
Впоследствии этот перечень был существенно расширен путем внесения в него таких управленческих функций как: мотивация; лидерство; коммуникация; исследование ситуаций; оценка внутренней и внешней среды; принятие решений; подбор персонала; представительство; ведение переговоров.
В настоящее время различные виды управленческой деятельности обычно объединяют в укрупненные функциональные блоки и считают базовыми управленческими функциями планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Подходы к изучению проблем социального управления:
1.
Системный позволяет рассматривать управляемую, и управляющую подсистемы, как целостный комплекс взаимосвязанных, объединенных общей целью элементов, выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи. Организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
2.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.
3.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
4.
Синергетический подход – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем.
Рассмотрим
основные
принципы
системного
подхода
к
управлению.
Основные признаки и принципы системного подхода рассматриваются в ряде работ как зарубежных ученых (Л. фон Берталанфи, Р. Джонсон, ф.
Каст, Р. Розенцвейг, Дж. Гиг), так и отечественных (А. Богданов, А. Берг, В.
Афанасьев, М. Сегров, Э. Минько).
Общая теория систем, созданная А. А. Богдановым (1873- 1928) и продолженная австрийским ученым Л. фон Берталанфи (1901 — 1972), выделяет основные аспекты, признаки и принципы системного подхода, которые позволяют охарактеризовать объект как системное явление.
Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика
— греч.открываю, отыскиваю
— слово, выражающее радость, удовлетворение).
Его положительная роль сводится к тому, что: понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах; кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами; сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.
С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.
Характерными чертами развития социально-экономических систем являются: интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем; комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов; усложнение решаемых проблем и объектов; рост числа связей между объектами; динамичность изменяющихся ситуаций; дефицитность ресурсов; повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов; глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.; усиление роли человеческого фактора в управлении и др.
Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.
Системный подход - это методология исследования объектов как систем.
Система образуется двумя составляющими:
внешним окружением, включающим в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;
внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.
Производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.
Объект (цех, предприятие, организация и т.п.), не отвечающий этим условиям, называется бессистемным, хаотичным. В условиях рыночной экономики целью производственных систем должно быть обеспечение
(повышение) конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 2.1.
Таблица 1.1. Основные термины и понятия в области системного подхода
Термины и понятия
Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
1. Система
Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы).
Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
2. Системный анализ
Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
3. Структура системы
Совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы.
Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным.но достаточным для достижения главной цели системы
4. Содержание системы
Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда
5. Связи (в системе и с внешней средой)
Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческих решений.
Информация должна быть необходимого объема и