Файл: 1 Сущность и содержание систем управления Основные понятия и определения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
качества, в нужном месте и в нужное время.
Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)
6. Вход системы
Компоненты, поступающие в систему (сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.)
7. Энергия системы
Люди и орудия труда, новшества, внутренняя информация. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
8. Вещество системы
Предметы труда (все, что проходит обработку в системе)
9. Выход системы
Товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом
10. Цель системы
Конечное состояние системы или ее выхода, к которому она стремится в силу своей структурной организации. (Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей.)
11. Внешняя среда системы
Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
12. Обратная связь
Требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая изготовителю из сферы потребления либо непосредственно поставщикам входа системы
13. Способ принятия управленческого решения
Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения
14. Организация управления
Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения
15. Коррелятор организации
Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования
управления системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
16. Информация
Необходимое отраженное разнообразие
(необходимое — степень описания системы: отраженное — отражающее ее содержание, структуру, связи и способ принятия решения)
17. Аппарат сравнения
Элемент системы, обеспечивающий контроль над ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
18. Отношения в системе
Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели.
Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений
19. Построение системы
Определение числа компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление связей между ними. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии
20.
Функционирование системы
Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей, координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы
21. Развитие системы
Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и других факторов, обеспечивающий выживание системы
22. Активаторы системы
Операторы или факторы позитивного воздействия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
23. Дезактиваторы системы
Операторы или факторы негативного воздействия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
24. Поведение системы
Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов

действия объективных экономических законов, применение научных подходов к управлению и изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или рационального поведения
25. Противоречия в системе
Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями.
Снижение прогиворечий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
26. Вмешательство
Способ воздействия субъекта управления (более высокого уровня) на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
27. Обучение системы
Процесс накопления знаний и овладения навыками принятия рациональных управленческих решений
Исследование сущности управления следует начинать с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, установления различий между управлением функционирования системы в заданных условиях и управлением развития системы.
Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.
Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме.
Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от числа изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер. Сущность управления можно рассматривать как совокупность следующих понятий: организации управления, процесса управления и информации.
Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.
Основное положение системного подхода заключается в том, что если элемент принадлежит системе или содержится в ней, то он всегда меньше системы.
Как комплексная методология процесса познания и анализа систем системный подход характеризуется следующими основными признаками:
1. исследуемый объект оценивается как единое целое независимо от рассматриваемой точки зрения;


2. решение частных проблем подчиняется решению проблем, общих для всей системы;
3. познание объекта не ограничивается только механизмом функционирования, а расширяется до выявления внутренних закономерностей развития объекта;
4. элементы системы, имеющие второстепенное значение в одних условиях, могут оказаться существенными при изменении обстоятельств.
Главные

принципы системного подхода:
единство — система рассматривается как единое целое и как совокупность частей;
целостность — элементы могут быть разной направленности, но они одновременно совместимы;
динамичность - способность системы к изменению состояния под воздействием направленных или случайных факторов;
взаимозависимость системы и среды, т.е. система проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;
иерархичность - т.е. ранжирование частей, каждый элемент системы рассматривается как подсистема, а сама система — как элемент более сложной системы;
организованность - приведение в порядок составных частей и объединяющих их связей;
множественность состоянии и описания системы — построение различных моделей, каждая из которых описывает определенное состояние системы;
декомпозиция - возможность расчленения объекта на составные части, каждая из которых имеет цели, вытекающие из общей цели системы.
Ряд взаимосвязанных ракурсов рассмотрения системного подхода определяет его сущность:

элементный, показывающий, из каких элементов состоит система при ее построении и исследовании;

структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, характер связей и способы взаимодействия компонентов;

функциональный, отвечающий на вопрос, какие функции выполняет сама система и образующие ее компоненты;

коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими как по горизонтали (сотрудничество), так и по вертикали (соподчиненность);

интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы проходила в своем развитии и каковы тенденции (перспективы) се развития.

Системный подход в исследовании организации и территорий позволяет рассмотреть элементы, каждый из которых выполняет определенную функцию. Значительный вклад в становление системного подхода внесли такие ученые как В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи,
И.В.Блауберг, Р. Акофф, Д. М. Гвишиани, А. Богданов, Э.Г. Юдин, В.А. Ядов и др.
В.Г. Афанасьев подчеркивает, что системный подход «позволяет органически соединить анализ и синтез, качественные и количественные методы исследования».
1
Несмотря на то, что в научной литературе существует множество определений системы, обычно понимают ее как
«комплекс элементов, находящихся во взаимодействии»
2
. Соответственно, в рамках системного подхода исследование социальных процессов должно быть направлено на анализ взаимодействий субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой подсистем. Специфика их взаимодействия определяет вектор и параметры развития социальной системы.
Ситуационный подход и процесс управления
Значительный вклад в становление ситуационного подхода внесли Т.
Бернс, Д. Сталкер, В. С. Дудченко, A. И. Пригожин, Г. П. Щедровицкий, B.
В. Щербина и др. Основное теоретическое положение ситуационного подхода к анализу социальных систем заключается в том, что эффективность ее функционирования определяется степенью адаптивности ее подсистем к факторам и ограничениям внешней среды. Поливариантность развития социальных систем определяется высоким уровнем нестабильности внешней среды, экономических и политических факторов, оказывающих значительное влияние на векторы инфраструктурного развития.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Например, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако, существует множество различных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот
— руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным
1
Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. - С. 27-28.
2
Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М., 1969. - С.28.

подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься этим. Например, научные исследования и разработки могут осуществляться под руководством вице-президента по маркетингу или по производству, но могут рассматриваться как важная самостоятельная функция с подчиненностью непосредственно президенту компании.
Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как процесс, состоящий из четырех шагов.
1.
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции.
Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
Процессный подход.
Наибольшую трудность в понимании, что такое процессный подход в управлении, вызывает само понятие «процесс». В русском языке это слово