Файл: 1 Сущность и содержание систем управления Основные понятия и определения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные.
Горизонтальные и вертикальные связи в системе управления.
Горизонтальные связи носят характер согласования и явл-ся, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – связи подчинения, необход в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.
Иерархический тип структур управления.
Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
Соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; Разделение процесса труда на отдельные функции и специализация работников по выполняемым ф-циям; формализация и стандартизация д-ти, обеспечивающие однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность решения различных задач; Обезличенность выполнения работниками своих ф-ций;
Квалификационный отбор, в соответствии с которым наём и увольнение с работы произв в строгом соответствии с квалиф требованиями.
Управление - функция организованных систем различной природы
(биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
1.Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины.
Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства.
Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности -- социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения.
Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.
2. Координация - это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей

характеризуются тождественностью, равновеликостью.
Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации - это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере.
Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
3. Реординация - упорядочение снизу вверх. Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации. Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать.
К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.
Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное. Реординация - это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные

действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).
Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.
Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами: от социоцентричной к персоноцентричной модели управления.
Всю социальную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.
Управляющая подсистема обеспечивает процесс целенаправленного воздействия.
Управляемая же подсистема обеспечивает процесс создания материальных и духовных благ.
В управляемой и управляющей подсистемах можно выделить элементы системы меньшего уровня, которые тесно взаимосвязаны друг с другом:
1.Техническая система. Сюда входит сочетание технических средств и различного оборудования для использования в различных социальных организациях.
2.Технологическая система. Данная система представляет собой разделение материального и духовного производства на стадии и процессы, и управление ими.
3.Организационная система. Здесь с помощью структуры управления используются различные технические средства, предметы труда, ресурсы, информация для достижения определённой цели.
4.Экономическая система. Она представляет собой целостность хозяйственных и финансовых процессов.
5.Социальная система. Данная система определяется как совокупность отношений людей, возникающих на основе совместной деятельности.
1   2   3

Понятие и виды социальных инноваций
Организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность в современных условиях рыночной экономики, должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения, которые затрагивают не только технологическую и экономическую, но социальную сферу фирмы и определяются как социальные инновации. «Инновация» (от латинского innovatio) обозначает введение в практику чего-либо нового.

Термин «социальные инновации» в экономической литературе начал использоваться в 60-е годы ХХ века. В частности, социальные инновации обсуждались в трудах таких ученых, как Питер Друкер, Майкл Янг, а несколько позже - в работах Пьера Розанваллона, Жака Фурнье и Жака
Аталли. Однако социальные инновации и их проявление возникли задолго до этого. Например, Роберта Оуэна, реформатора XIX века, считают основателем корпоративного движения, способствующего социальным преобразованиям, а великие социологи Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль
Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.
Применительно к коммерческим и некоммерческим организациям под социальными инновациями обычно понимаются социально-ориентированные новшества в области организации труда и управления. Инновации в социальной сфере организации представляют собой сознательно организуемые нововведения или процессы, реализуемые компанией в соответствии с изменяющимися условиями её функционирования и имеющие целью эффективное использование социального потенциала организации.
Наиболее популярным в современной экономической литературе является следующее определение социальных инноваций - это нововведения в социальном управлении компанией, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности внешней среды, сосуществования различных культурных систем, повышения уровня информатизации общества, усиления процессов инновационного развития производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов социального менеджмента оказываются несостоятельными.
Социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими инновациями. Если первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то в материально- технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, задача социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материально-техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в более широкой сфере применения, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации. Также можно отметить, что при реализации социальных инноваций отсутствует обязательное сопровождение требования нового технического оснащения.
В связи с тем, что многие организации и предприятия вынуждены постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, развивать традиционные или искать кардинально новые подходы к решению социальных проблем, особое место получила новая отрасль знаний
«социальная инновации» вопросы теории и практики социальных нововведений.


Источником социальных инноваций, как правило, являются проблемы, которые возникают в результате изменений внешней среды, и которые невозможно решить с помощью традиционных методов, например через изменение структуры потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных социальных проблем даёт импульс к разработке новых средств и норм в социальной сфере отечественных компаний.
Если рассматривать содержание социальной инновации как процесса, то ее можно рассматривать как процесс генерирования новой идеи, экспериментальной апробации, ее распространения. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практическое опыта с целю получения нового или улучшения производимого продукта
Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере компании является:
-решение социальных проблем организации;
-формирование сбалансированного функционирования компании в условиях нестабильной экономической среды;
-развитие организационной культуры фирмы;
-повышение качества трудовой жизни персонала за счет более полного удовлетворения потребностей сотрудников;
-модернизация системы социальных отношений, как с сотрудниками компании, так и с внешними субъектами стратегического взаимодействия;
-повышение уровня социальной ответственности организации и др.
Выделяют следующие области инноваций в социальной сфере организаций:
·совершенствование и создание методов управления и лидерства;
·улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования;
·вовлечение рядовых сотрудников и партнёров к управлению фирмой;
·внедрение усовершенствованных систем обучения и адаптации персонала;
·улучшение социальных условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда;
·разработка технологий управления организационным поведением работников;
·формирование условий для развития креативного мышления персонала организации;
·развитие системы отношений с субъектами внешнего взаимодействия;
·совершенствование процессов и систем управления социальными инновациями в организации.
Исходя из этого социальные инновации могут быть достаточно разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики социальных процессов.