Файл: Роль внеурочных занятий в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства для реализации требований фгос ноо по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Роль внеурочных занятий в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства для реализации требований ФГОС НОО»

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой) Орловой Софьей Сергеевной

(Ф.И.О.)

Специальности 44.02.02 Преподование в начальных классах

номер группы 184 ПНК-11/21АУ-2
Руководитель Игнатьева Зинаида Владимировна

(Ф.И.О.)

2022 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы внеурочной деятельности………………………………..5

1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»……………………………………………5

1.2 Требования к программам внеурочной деятельности согласно ФГОС…….…7

1.3 Формы внеурочной воспитательной работы по основным направлениям…..10

2. Организация внеурочной деятельности в МБОУ Шустиковская ООШ………14

2.1 Общие сведения о деятельности МБОУ Шустиковская ООШ……………….14

2.2 Примерный план проведения внеурочной деятельности согласно ФГОС на 2022/2023 учебный год для учеников начальной школы МБОУ Шустиковская ООШ………………………………………………………………………………….16

2.3 Планируемая эффективность от проведенных мероприятий………………....22

Заключение…………………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………………………………………….27

Введение

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.


Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Все вышеописанное и объясняет актуальность выбранной темы.

Объектом курсовой работы является учебно-воспитательный процесс в МБОУ Шустиковской ООШ в начальной школе.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Определить цели и задачи внеурочной деятельности;

  2. Проанализировать требования к программам внеурочной деятельности согласно ФГОС;

  3. Формы внеурочной воспитательной работы по основным направлениям.

Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.

1. Теоретические основы внеурочной деятельности
1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников,
благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цели внеурочной деятельности:

  • Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.


Задачи внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  10. Организация информационной поддержки учащихся.

  11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.


1.2 Требования к программам внеурочной деятельности согласно ФГОС
В ФГОС нового поколения определены требования к программам внеурочной деятельности: в разделе «результаты» должны быть зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты, системно-деятельностный подход; в структуре - наличие частей «интеграция учебной и внеурочной деятельности»; включение «неаудиторной занятости»; в условиях зафиксировано наличие кадров педагогов-воспитателей, система повышения их профессиональной компетентности; материально-техническое обеспечение; наличие информационной среды, методического обеспечения.

В программах строго продумывается соответствие форм и содержания ожидаемым результатам, поставленным целям.

Оценка личностных достижений школьников может осуществляться через портфолио.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы.


Реализация внеурочной деятельности требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания образования.

Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.

Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Для создания материально-технической базы внеурочной деятельности следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).