Файл: Роль внеурочных занятий в области изобразительной деятельности и декоративноприкладного искусства для реализации требований фгос ноо по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди школьных предметов в МБОУ Шустиковская ООШ уроки изобразительного искусства имеют исключительно большие возможности для организации и проведения самых разнообразных форм внеурочной работы во всех классах начальной школы. Это определяется, прежде всего, тем, что содержание образовательной области «Искусство» неразрывно связано с окружающей природой, предметами быта, явлениями природы и социальной жизни. При этом оно интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания.

Являясь органической частью всей учебно-воспитательной деятельности МБОУ Шустиковской ООШ, внеурочная деятельность по художественному творчеству также подчиняется триединой системе целей «обучение-воспитание-развитие», на которой строится вся система отечественного образования.

В основу преподавания изобразительного искусства во внеурочной деятельности положена система развития у детей способности эстетически воспринимать действительность Мира и творчески отражать её в художественных образах. Педагог стремится к тому, чтобы в результате учебного процесса успешно и закономерно развивались художественно-творческие способности обучающихся. В учебном процессе все изобразительные приёмы и правила выступают для ученика не обособленно друг от друга, а в комплексе работают на создание выразительного художественного образа.

В образовательном учреждении МБОУ Шустиковская ООШ разработана программа внеурочной деятельности «Мир искусства», которая нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала младшего школьника, формирование у него ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся этого возраста развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующе значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально–ценностного, эстетическое восприятие мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Содержание программы «Мир искусства» является продолжением изучения школьного курса изобразительного искусства, и основано на освоении различными видами и техниками искусства. Программа знакомит обучающихся со следующими направлениями:


1. «Беседы об искусстве» направлены на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

2. «Живопись» - занятия ведутся в технике акварельной живописи. В процессе обучения учащиеся учатся видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), а затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (пленэр).

3. «Рисунок» - данное направление является ведущей учебной дисциплиной, основанной на традициях русской реалистической школы. В задачу входит обучение умению видеть и передавать «форму» с ее характерными пропорциями и особенностями, понимать ее конструкцию, передавать ее в монохромном изображении на плоскости. Работа ведется различными графическими материалами (основной материал – графитный карандаш).

4. «Керамика» - специализированный курс малой скульптуры в рамках данной программы. В ходе занятий изучаются законы плоскостной и объемной композиции в материале (глина, шамот, глазури).

Большое внимание в МБОУ Шустиковской ООШ на занятиях уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;  

- самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте искусства в жизни;

- освоению современных видов искусства;

- обучению практическим навыкам художественно–творческой деятельности, пониманию связи художественно–образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;



- знакомству с историей искусства.

Особое место на занятиях отводится экспериментированию, как одному из ведущих методов познания окружающего мира. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству.

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемыми на занятии. Работа с обучающимися строится от образа к эмоциональному насыщению в рамках одной темы.

В ходе освоения программы «Мир искусства» школьники «пропускают» через себя эстетические ценности, информацию об окружающем мире, которые постепенно станут мотивационной основой их поступков. При этом взаимодействие детей с эстетической средой удовлетворяет их познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию, реализует внутренний потенциал.

Программа «Мир искусства» из-за особенностей своего содержания обладает большим спектром возможностей для формирования УУД младших школьников.

В результате занятий творчеством у обучающихся разовьются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий и всего курса. А создание портфолио - эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности ребёнка, продукты его творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Как видно из всего вышесказанного особенности внеурочной деятельности по предмету обеспечивают широкие возможности использования её в современном образовательном пространстве школы. Описанный подход позволяет наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка — художника, скульптора, исследователя-экспериментатора и значительно расширить круг общения.

2.3 Планируемая эффективность от проведенных мероприятий
Эффективностью от проведенных мероприятий может быть создание образовательной среды:

– обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

– гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

– преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования.

  • реализация программы внеурочной деятельности основного общего образования должна обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

  • развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;

  • овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий;

  • формирования социальных ценностей обучающихся, основ  их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;

  • организации сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

  • включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • обновления содержания основной образовательной программы основногообщего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.



Заключение
Внеурочная работа в МБОУ Шустиковской ООШ не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.

Педагогу по внеурочной деятельности изобразительного искусства необходимо помнить, что важным звеном в развитии творческого потенциала личности школьника является развитие воображения. Это формирует у учащихся способность переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться в любой ситуации, находить творческие нестандартные решения. Наиболее эффективно развивается воображение при взаимодействии разных видов творческой деятельности и разных типов художественного мышления.

Успех внеурочной деятельности в большей мере зависит от методики организации деятельности школьников. Смею надеяться, что поставленная мною цель: как организовать внеурочную деятельность показать возможности различных форм внеурочной деятельности по изобразительному искусству в формировании личности ребенка, достигнута. В своей работе я пыталась показать, что у хорошего преподавателя, который любит свою работу и внимательно относится к своим учащимся, изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность - единый образовательный и воспитательный процесс.

Учитель должен правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия. Формальное применение методов школьной , классной работы мешает живой организации внеклассной работы и ущемляет ее творческий характер. Эту работу учитель должен организовывать так, чтобы помочь ребятам жить по – новому, помочь заглянуть в жизнь, прикоснуться к ней.

Список использованной литературы


  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2019.

  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2019.

  3. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2017.

  4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

  5. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2017.

  6. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программывнеурочной деятельности: Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

  7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности:Познавательная деятельность: Проблемно-ценностное общение. – М.:Просвещение, 2011. – 96 с.

  8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество: Социальное творчество. – М.: Просвещение, 2011. – 97 с

  9. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2016.

  10. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2017.

  11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2018.

  12. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2018.

  13. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2018.

  14. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2015.

  15. Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2015.

  16. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2019.

  17. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2018.

  18. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

  19. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2020.

  20. Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2018.