Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 1. Десятичная система счисления

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; способствовать формированию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием «десятичная система записи чисел»;

научатся представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Метапредметные:

Личностные: проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Познавательные: работают в информационной среде; владеют основными методами познания окружающего мира.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свое действие.

Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Организация начала

урока*

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Создание ситуации успеха. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку

Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Один из учащихся читает стихотворение:

Прибавляю, отнимаю –

Математику я знаю,

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!»

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1) Определите порядок выполнения действий и вставьте соответствующие числа в «окошки».

На доске:

45 : 15 + 39 : 13 + 85 : 17 + 48 : 16 =

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания устного счета:


1)

45 : 15 + 39 : 13 + 85 : 17 + 48 : 16 =

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

2) Запишите в каждом ряду пропущенные числа:

а) 90 дес., 91 дес., … , 99 дес., 100 дес.;
б) 900, 910, … , 990, 1000.

2) Записывают пропущенные числа:

а) 92 дес., 93 дес., 94 дес., 95 дес., 96 дес., 97 дес.,

98 дес.

б) 920, 930, 940, 950, 960, 970, 980.




– Как узнать, сколько в числе десятков?
– Как можно прочитать число 1000?

– Запишите любые числа, в которых 2 сотни.

– Увеличьте любое из этих чисел на 4 сотни.

– Сколько сотен в этом числе?

– Увеличьте это число на 3 сотни.

– Сколько сотен в этом числе?

– Нужно закрыть разряд единиц и прочитать оставшееся число. Оно будет обозначать число десятков.

– 1000 – это 100 десятков; 1000 – это 10 сотен.

– 200, 201, 234, 258 и т. д.

– 234 + 400 = 634.

– 6 сотен.

– 634 + 300 = 934.

– 9 сотен.

– Сколько сотен получим, если число 934 увеличим на 1 сотню?

– Прочитайте данные числа, выделяя десятки.
– Прочитайте данные числа, выделяя сотни

– 934 + 100 = 1034, получим 10 сотен и ещё 34.
– 234 – 23 дес., 932 – 93 дес., 975 – 97 дес.,

1000 – 100 дес.

– 234 – 2 сот., 932 – 9 сот., 975 – 9 сот.,

1000 – 10 сот.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока**

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

IV. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (I часть,

с. 4‒5).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Прочитайте числа, которые держат ученики Лесной школы. Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из чисел?

– Какая цифра обозначает число сотен в записи числа 594?

– А в записи чисел 451, 275 какая цифра обозначает число десятков, число единиц?

– Итак, одна и та же цифра в записи числа может иметь разные значения в зависимости от того, в каком разряде она стоит. В записи числа значение цифры от разряда к разряду (от единиц к десяткам, от десятков к сотням) увеличивается в 10 раз. Поэтому систему записи чисел, которой мы пользуемся, называют десятичной системой счисления.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
– 594, 451, 275.

– 594 – 5 сот. 9 дес. 4 ед.; 451 – 4 сот. 5 дес. 1 ед.; 275 – 2 сот. 7 дес. 5 ед.

– В записи числа 594 цифра 5 обозначает число сотен.

– В записи чисел 451, 275 цифра 5 обозначает число десятков, число единиц.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль действий по результату

Задание 2.

– Что обозначает каждая цифра в записи чисел?

Сотни

Десятки

Единицы



6

7

2

9

0

6

6

6

4

0

0

1

0

1




Задание 3

– Запишите числа с помощью цифр

– 448; 905; 950; 200

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 7‒8).

Задание 11.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Выполните устные вычисления.

Отвечают на вопросы учителя. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Выполняют устные вычисления.

Ответы:

31 240 40

110 4 60

48 81 300

3 100 25

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор

Задание 12.

– Чем похожи и чем различаются выражения? Выполните вычисления.

– Выражения похожи числами и арифметическими действиями.

Отличаются выражения порядком действий, поскольку во втором выражении есть скобки.


48 : 6 + 26 · 2 = 60

(48 : 6 + 26) · 2 = 68








Задание 13.

– Запишите выражения и вычислите их значения.

Записывают выражения и вычисляют их значения.

а) 760 – 60 : 4 = 645

б) 17 · 5 – 38 = 47





в) 52 : 4 · 5 = 90

г) (120 + 60) : 90 = 2








Задание 15

– Вычислите значения буквенных выражений

Вычисляют значения буквенных выражений

(см. ресурсный материал к уроку)

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий

на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какая система счисления называется десятичной?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Выражать доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость



Урок 2. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; способствовать формированию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием «десятичная система записи чисел»;

научатся представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых

Метапредметные:

Личностные: задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение»,

и умеют находить ответ на него

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; активно используют математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I–II. Организация начала урока. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет (задания пишутся на доске) с целью актуализации знаний.

– Дополните каждую величину:

1 м2 = 26 дм2 + 1 дм2 = 38 см2 +

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

1 м2 = 26 дм2 + 74 дм2 1 дм2 = 38 см2 + 62 см2

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

– Расставьте порядок выполнения действий и вставьте числа в «окошки»:

72 : 18 + 32 : 16 + 96 : 12 + 64 : 16 =





72 : 18 + 32 : 16 + 96 : 12 + 64 : 16 =



– Найдите лишнее выражение:

48 : 8 36 : 6 60 : 10

54 : 9 42 : 7 56 : 7

30 : 5 120 : 20 180 : 30


Ответ: лишнее выражение 56 : 7.

– Назовите пропущенные числа:

а) , 800999, , 801001, , 801003, , 801005,

б) 300000, , 399998, , 399996, , 399994,


а) 800998, 800999, 801000, 801001, 801002, 801003, 801004, 801005, 801006
б) 300000, 399999, 399998, 399997, 399996, 399995, 399994, 399993

III– IV. Сообщение темы и целей урока. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 5‒6).

Задание 3.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

– Запишите цифрами числа.

– Что называют разрядным слагаемым?

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


Записывают цифрами числа: 448, 905, 950.

– Каждое слагаемое суммы называют разрядным слагаемым.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной

задачи

Задание 4.

– Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Записывают числа в виде суммы разрядных слагаемых:

327 = 3 · 100 + 2 · 10 + 7

638 = 6 · 100 + 3 · 10 + 8

418 = 4 · 100 + 1 · 10 + 8 И т. д.

Задание 5.

– Какие числа представлены в виде суммы разрядных слагаемых?

6 · 100 + 9 · 10 + 2 = 692 1 · 10 + 8 = 18

1 · 100 + 3 · 10 = 130 7 · 100 + 5= 705

Задание 6

– Запишите все трехзначные числа, используя цифры 8, 0 и 5 так, чтобы в записи каждого числа цифры не повторялись.

– А теперь так, чтобы в записи каждого числа цифры повторялись

Составляют и записывают числа: 805, 850, 508, 580.
Составляют и записывают числа: 855, 858, 885, 805, 850, 888, 588, 558, 585, 508, 580, 555

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 8).

Задание 16.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Запись: Было – 85 л

Долили – ? л

Стало – 192 л

Решение:

Ответ: 107 л воды долили в бочку.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок

Задание 17.

– Прочитайте задачу. Что известно? Каких тетрадей ученик купил больше и на сколько?

– За какие тетради он заплатил больше денег?

Решение:

9 – 5 = 4 (т.) – на столько больше в линейку.

– За тетради в линейку он заплатил больше денег.


Задание 18.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.




Цена

Кол-во

Стоимость

В линейку

?

? на 4 б.

? на 12 р. б.

В клетку

?

?

Решение: 12 : 4 = 3 (р.) – цена одной тетради.

Задание 19.

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу.




Цена

Кол-во

Стоимость

В линейку

?

9 т.

? р. на 12 р. б.

В клетку

5 т.

? р.

Решение:

1) 9 – 5 = 4 (т.) – стоят 12 р.

2) 12 : 4 = 3 (р.) – цена одной тетради.

3) 9 · 3 = 27 (р.) – стоят тетради в линейку.

4) 5 · 3 = 15 (р.) – стоят тетради в клетку.

Задание 20

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать?

Решите задачу

Запись: 4 м – 320 р.

1 м – ? 7 м – ?

Решение:

1) 320 : 4 = 80 (р.) 2) 80 · 7 = 560 (р.)

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие слагаемые называют разрядными?

– Какое задание понравилось вам больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, для чего проговаривают цель урока и определяют, достигнут или нет результат. Говорят о трудностях, с которыми встретились на уроке.

понимание



интерес



польза



старательность






Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности



Урок 3. Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел.

Стартовая педагогическая диагностика № 1

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: повторить особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов; способствовать формированию умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с особенностями построения десятичной системы счисления;

научатся: различать названия разрядов, читать и записывать римские цифры, использовать правила записи чисел в римской системе; представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; оценивать собственную работу, проводить анализ допущенных ошибок

Метапредметные:

Личностные: приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно оценивают результаты своей деятельности.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1) Вставьте знак >, < или =.

10 дм … 10 см 1 м … 10 дм

1 дм2 … 10 см2 1 м2 … 10 дм2

1 дм2 … 100 см2 1 м2 … 100 дм2

5 см2 … 5 дм2 5 дм2 … 5 м2

6 дм2 … 60 см2 8 м2 … 80 дм2

6 дм2 … 600 см2 8 м2 … 800 дм2

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

1) 10 дм > 10 см 1 м = 10 дм

1 дм2 > 10 см2 1 м2 > 10 дм2

1 дм2 = 100 см2 1 м2 … 100 дм2

5 см2 < 5 дм2 5 дм2 < 5 м2

6 дм2 … 60 см2 8 м2 > 80 дм2

6 дм2 = 600 см2 8 м2 = 800 дм2

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




2) Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд величин, и продолжите ряды.

а) 96 см2, 1 дм2, 104 см2, 1 дм2 8 см2, …

б) 1 дм2, 90 см2, 80 см2, …

в) 30 см2, 60 см2, 90 см2, 1 дм2 20 см2, …

г) 100 см2, 2 дм2, 300 см2, 4 дм2, …


Дополняют ряд величин:

а) 1 дм2 12 см2

б) 70 см2

в) 1 дм2 50 см2

г) 500 см2

3) Таня начертила две прямые линии. На одной из них она отметила 3 точки, а на другой – 5 точек. Всего было отмечено 7 точек. Как она это сделала?

Выполняют чертеж:



II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 6‒7).

Задание 7.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.


– Запишите все двузначные числа, в которых число единиц в 2 раза меньше числа десятков.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

– 21, 42, 63, 84.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия всоответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль действий по результату

Задание 8.

– Кроме десятичной системы счисления часто используют римскую систему записи чисел. Римские цифры можно увидеть на циферблатах часов, на старинных зданиях; римскими цифрами иногда обозначают номер главы в книге, месяц, год, век. При записи чисел римскими цифрами используется семь цифр (букв). Какое число обозначает каждая римская цифра?

I – 1 X – 10 С – 100 M – 1000

V – 5 L – 50 D – 500

Задание 9.

– Для записи целых чисел в римской нумерации используются семь основных цифр:

I

V

X

L

C

D

M

1

5

10

50

100

500

1000

– С их помощью можно записать любое целое число не более 4000, при этом некоторые из цифр (I, X, C, M) могут повторяться, но не более трех раз. При записи чисел в римской системе счисления меньшая цифра может стоять справа от большей; в этом случае она прибавляется к ней.

Например, число 283 по-римски записывается так:

CCLXXXIII, т. е. 200 + 50 + 30 + 3 = 283. Здесь цифра, изображающая сотню, повторена два раза, а цифры, изображающие соответственно десяток и единицу, повторены по три раза. Меньшая цифра может быть записана и слева от большей, тогда ее следует вычесть из большей. В этом случае повторения меньшей цифры не допускаются. Запишем по-римски число 94:

XCIV = 100 – 10 + 5 – 1 = 94.

Это так называемое «правило вычитания». Существует шесть вариантов использования «правила вычитания»:

IV

IX

XL

XC

CD

CM

4

9

40

90

400

900

– С помощью римских цифр можно записывать и большие числа. Для этого над теми цифрами, которые обозначают класс тысяч, ставится одна черта, а над цифрами, которые обозначают класс миллионов, – двойная черта.

Например, число 123 123 будет выглядеть так:

______

CXXIIICXXIII;

число 123 123 123 так:

1______

CXXIIICXXIIICXXIII.




Задание 10

– Прочитайте числа, записанные римскими цифрами.

– В каком году построен замок?

– Какое время показывают часы?

– MDXIV = 1514.
– Замок построен в 1514 году.

– Часы показывают 3 часа 23 минуты
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   95


III. Включение нового вактивное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 9‒11).

Задание 21.