Файл: Урок Десятичная система счисления Тип урока открытие новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

1) Решите примеры-цепочки.



1) Решают цепочки:

32 · 2 = 64 24 · 4 = 96 15 · 5 = 75

64 : 4 = 16 96 : 2 =4 8 75 : 3 = 25

16 + 4 = 20 48 + 2 = 50 25 + 3 = 28

20 · 4 = 80 50 · 2 = 100 28 · 3 = 84

2) Найдите ошибку, которую допустил ученик.

а) 2640, 2660, 2680, 2720, 2740.

б) 3111, 3222, 3333, 3400, 3444, 3555.

в) 5429, 5426, 5423, 5420, 5418, 5414.

2) Находят и исправляют ошибки:

а) 2640, 2660, 2680, 2700, 2720, 2740.

б) 3111, 3222, 3333, 3444, 3555.

в) 5429, 5426, 5423, 5420, 5417, 5414.

3)  Вставьте пропущенные цифры так, чтобы каждое следующее число уменьшалось на 21 десяток.

7 5, 7 5, 7 5, 7 5,

7 5.

3) Вставляют цифры:

7845, 7635, 7425, 7215, 7005.

4) Дополните каждое число до 1000.

999 + = 1000 300 + = 1000

800 + = 1000 820 + = 1000

550 + = 1000 650 + = 1000

4) Вставляют числа:

999 + 1 = 1000 300 + 700 = 1000

800 + 200 = 1000 820 + 180 = 1000

550 + 450 = 1000 650 + 350 = 1000

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 18–19).

Задания 10, 11.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.


– Назовите числа по порядку.

– Запишите числа.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Называют числа по порядку.

Записывают три числа, которые при счете следуют за числом 3997, и три числа, которые предшествуют ему.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль действий по результату

Задание 12.

– Составьте равенства.

99 999 + 1 = 100 000 999 999 + 1 = 1 000 000

Задание 13.

– Из какого четырехзначного числа надо вычесть 1, чтобы получилось трехзначное число?

1000 – 1 = 999

Задание 14.

– Запишите какое-нибудь трехзначное число. Поменяйте в нем местами цифры в разрядах единиц и сотен. Запишите получившееся число. Какое число больше и на сколько?

Пример:

589 < 985; 985 – 589 = 356

Задание 15.

– Составьте равенства.



30000 + 5000 = 35000 6020 + 100 = 6120

30000 + 500 = 30500 100800 + 2000 = 102800

30000 + 50 = 300050 76400 + 30 = 76430

30000 + 5 = 30005 1000000 + 900000 = 1900000

Задание 16.

– Вычислите устно.

3600 – 600 = 3000 1275 – 1000 – 200 – 70 = 5

28000 – 20000 = 8000 1999 – 999 = 1000

Задание 17

– Выразите длины в километрах и метрах.
– Выразите величины в метрах

124568 м = 124 км 568 м 70031 м = 70 км 31 м

504040 м = 504 км 40 м

72 км 275 м = 72275 м 8 км 64 м = 8064 м

10 км 740 м = 10740 м

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 22–23).

Задание 29.


Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
– Выполните построения.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Прямоугольник:

Квадрат:








Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Развивать чувство доброжелательности. Приводить убедительные доказательства в диалоге.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

Задание 30.

Сколько всего треугольников на каждом рисунке?

а)



б)















Ответ: 5. Ответ: 4.

Задание 31.

– Как можно вычислить площадь первой фигуры?

– Как можно вычислить площадь второй фигуры?

Вычисляют площади первой и второй фигур (см. Ресурсный материал к уроку).

Задание 32.

– Сколько копеек в 1 рубле?

– Вычислите устно.

– В 1 рубле 100 копеек.

Работают самостоятельно.

Задание 33.

– Клоун жонглирует шестью одинаковыми по виду кольцами. Одно из колец легче каждого из остальных. Как найти это кольцо, выполнив только два взвешивания колец на чашечных весах без гирь?

– Делим по три кольца. Кладем на весы. Выбираем те три кольца, что легче. Берем из них два. Кладем на весы по одному. Если веса равные, то легкое то, что осталось; если неодинаковые, то легкое то, что легче.

Задание 34.

– Подсчитайте стоимость покупки по чеку.

– На какую сумму покупатель получит скидку по дисконтной карте?

– Сколько денег покупатель должен заплатить за свою покупку с учетом скидки?

– 369 рублей 50 копеек – стоимость покупки по чеку.

– 36950 коп. : 10 = 3695 к. = 36 руб. 95 коп. – на
36 рублей 95 копеек покупатель получит скидку по дисконтной карте.

– 36950 коп. – 3695 коп. = 33255 коп. =

= 332 руб. 55 коп.

322 рубля 55 копеек покупатель должен заплатить за свою покупку с учетом скидки.

Задание 35

– Какая фигура изображена?

– Увеличьте размеры данного прямоугольника в 3 раза. Постройте прямоугольник с новыми размерами

– Изображен прямоугольник.

Запись:

15 мм · 3 = 45 мм – ширина;

25 мм · 3 = 75 мм – длина.

Строят прямоугольник

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Прием «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока

Способны проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Урок 7. Поразрядное сравнение многозначных чисел

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для развития навыка читать многозначное число путем разбивки его записи на классы; содействовать развитию умений записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе, сравнивать многозначные числа

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с названиями, последовательностью и записью чисел от 0 до

1 000 000;

научатся: читать многозначные числа путем разбивки их записи на классы; записывать многозначные числа цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе

Метапредметные:

Личностные: понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: контролируют свою деятельность: обнаруживают ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера.

Коммуникативные: умеют устанавливать, с какими учебными задачами могут справиться самостоятельно


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1) Математический диктант.

а) Запишите самое большое трехзначное число.

б) Запишите соседей числа 1005.

в) Увеличьте число 2004 на 4 тысячи.

г) Запишите самое маленькое четырехзначное число.

д) Запишите цифрами: 23 сот., 46 дес., 21 сот. 7 ед., 8 тыс. 54 дес., 60 сот. 4 ед., 70 дес. 2 ед., 603 дес.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.

1) Выполняют математический диктант.

а) 999

б) 1004, 1006

в) 6004

г) 1000

д) 2300, 460, 2100, 7 , 8540, 6004, 702, 6030

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания




2) Вставьте пропущенные цифры так, чтобы каждое следующее число увеличивалось на 12 сотен:

37, 37, 37,

37, 37.

2) Вставляют пропущенные цифры:

1237, 2437, 3637, 3837, 4037




3) Сравните величины:

7 км 560 м … 756 м 450 см … 44 дм

543 м … 5430 дм 3 км 48 м … 3480 м

3) Сравнивают величины:

7 км 560 м > 756 м 450 см > 44 дм

543 м = 5430 дм 3 км 48 м < 3480 м




4) Решите задачу.

Длина одной улицы 1200 м. Когда вторую улицу продолжили на 200 м, то она стала вдвое длиннее, чем первая. Какова была длина второй улицы первоначально?

4) Решают задачу (устно).

Ответ: 2200 м

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Работа по учебнику (с. 24–25).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.


– Сформулируйте способ поразрядного сравнения чисел. Выполните сравнение чисел.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

416 > 316 275 > 245 367 > 360

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей.

Применять правила делового сотрудничества.

Осуществлять контроль деятельности

по результату

Задание 2.

– Выполните сравнение чисел.

361 < 613 90652 < 91003

2976 > 2859 26578 < 26758

1999 < 2000 194057 < 194107

4503 < 4518 68341 > 6843

Задание 3.

– Назовите высоту каждого из вулканов.  Какой вулкан самый высокий?

– Назовите вулканы в порядке уменьшения их высот.

– Ключевская Сопка – 4750 м.
– Ключевская Сопка, Острый Толбачик, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Авачинская Сопка.

Задание 4

– Какая из рек России имеет наибольшую длину?

– Какая из приведенных здесь рек – наименьшую?

– Назовите реки в порядке увеличения их длин

– Река Лена имеет наибольшую длину – 4400 м.

– Река Индигирка – 1726 м.

– Индигирка, Печора, Дон, Колыма, Амур, Енисей, Волга, Обь, Лена

III. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 26–27).

Задание 9.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Запишите цифрами многозначные числа, встречающиеся в данных предложениях.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Запись: 9 219 м, 230 000 м2, 1957 г.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать ее выбор. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравст-венной отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Задание 10.

– Выполните устные вычисления.

15 · 4 = 60 1250 – 50 = 1200 609 + 1 = 610

150 · 4 = 600 6084 + 200 = 6284 690 – 1 = 689

Задание 11.

– Выразите время в минутах.


– Выразите время в часах.
– Выразите время в секундах.

6 ч = 360 мин

1 ч 12 мин = 72 мин

120 с = 2 мин

720 с = 12 мин

360 мин = 6 ч

5 сут. = 120 ч

3 мин = 180 с

4 мин 40 с = 280 с

9 мин 9 с = 549 с

Задание 12.

– Выполните деление с остатком.

36 : 5 = 7 (ост. 1) 100 : 16 = 6 (ост. 4)

Задание 13.

– При делении 100 на неизвестное число частное равно 7, а остаток – 2. Как найти неизвестное число?

100 : х = 7 (ост. 2)

(100 – 2) : 7 = 98 : 7 = 14

х = 14

Задание 14.

– Увеличьте на 4 сотни каждое из чисел.

12058 + 400 = 12458 100 000 + 400 = 100 400

9030 + 400 = 9430

Задание 15.

– Уменьшите на 5 тысяч каждое из чисел.

855 000 – 5000 = 850 000 305 100 – 5000 = 300 100

4 995 000 – 5000 = 4 990 000

Задание 16.

– Каждое из равенств верно. Какие числа написаны на перевернутых карточках?

См. Ресурсный материал к уроку.

Задание 17.

– Купили банан массой 250 г. Масса кожуры составляет две пятых этой массы. Вычислите массу съедобной части банана.

Решение:

1) 250 : 5 · 2 = 100 (г) – масса кожуры банана.

2) 250 – 100 = 150 (г) – масса съедобной части банана.

Задание 18

– Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Решите задачу




Произво-

дительность

Время

Кол-во

пальто

По плану

?



10 дней

250 п.

По факту

? на 2 п. б.




? п.

Решение:

1) 250 : 10 = 25 (п.) – производительность по плану.

2) 25 + 2 = 27 (п.) – производительность по факту.

3) 27 · 10 = 270 (п.) – сшили

IV. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось вам больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Способны проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности


Ресурсный материал к уроку

а) c + 279 = 801



801 – 279 = 622

б) c · 42 = 168



168 : 42 = 4

в) c – 98 = 455



455 + 98 = 553

г) c : 37 = 21



21 · 37 = 777





Урок 8. Запись результатов сравнения с помощью знаков < или >

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

Педагогические задачи: способствовать формированию умений выполнять запись результатов сравнения с помощью знаков < или >; содействовать развитию умения решать текстовые задачи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выполнять поразрядное сравнение многозначных чисел, записывать результаты сравнения

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия.

Регулятивные: умеют работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: учатся конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

учащихся

I. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.
– Соедините равные величины.

700 см2 7 м2

700 см 7 м

700 дм2 7 дм2

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.



700 см2

700 см

700 дм2



7 м2

7 м

7 дм2




Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу




– Решите задачу.

Верблюд с грузом 100 кг пробежал рысью за день 80 км, а другой верблюд с грузом 250 кг прошел за день 35 км. На сколько больше километров в день пробежал первый верблюд, чем прошел второй?

– Что обозначает выражение 250 – 100?

Ответ: 80 – 35 = 55 (км) (это задача с лишними данными).

– Оно означает, на сколько груз первого верблюда легче, чем груз второго.




– Догадайтесь, как составлен каждый ряд чисел, и продолжите его (назовите в каждом ряду еще 4 числа):

а) 588, 590, 592, 594, …

б) 909, 808, 707, 606, …

в) 1000, 950, 900, 850, …


а) 588, 590, 592, 594, 596, 598, 600, 602, 604

б) 909, 808, 707, 606, 608, 610, 612, 614, 616

в) 1000, 950, 900, 850, 800, 750, 700, 650, 600, 550

II. Открытие нового знания, нового способа действия.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением заданий.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять контроль деятельности

по результату

Работа по учебнику (с. 25).

Задание 5.

– Прочитайте неравенства. Какие из них верные?

– Верные неравенства:

2001 > 1002 90603 < 90613

777 < 7777 5200 < 42000

Задание 6.

– Назовите самое большое шестизначное число. Назовите самое маленькое семизначное число.

– 999999самое большое шестизначное число.

– 1000000самое маленькое семизначное число.

Задание 7.

– Назовите самое большое четырехзначное число, в записи которого все цифры различны.

– 9876.

Задание 8

– Назовите самое маленькое пятизначное число, записанное различными цифрами

– 10234
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   95