Файл: Государственное автономное и профессиональное образовательное учреждение волгоградский социально педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными задачами являются: развитие интереса к предмету; расширение кругозора; формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.

«Математика и конструирование»

Главные идеи: формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками; передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений; воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и развитию познавательного интереса к математике, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения. Содержание курса Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».


По программе «Перспективная начальная школа» «Занимательная математика».

Основные задачи: формирование у детей интереса к изучению математики, обучение приемам работы с учебником математики (информационная грамотность).

По программе «Школа 2000» «Занимательная математика»1-2 класс, «Геометрия вокруг нас» 3-4 класс.

Данный курс состоит из двух разделов: 1-2 класс «Занимательная математика», 3-4 класс «Геометрия вокруг нас».

Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творческиСодержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

По программе «Начальная шкала 21 века» «Занимательная математика»

Данный курс включает: арифметические действия; величины; решение и составление ребусов, содержащих числа, числовые головоломки; время, единицы времени; масса, единицы массы, литр; мир занимательных задач; старинные задачи; логические задачи; задачи на переливание.

В первой главе мы рассмотрели теоретическую базу проблемы исследования. Нами была изучена теоретическая литература с целью выявления современных проблем развития познавательной активности учащихся начальной школы.

Мы выяснили, что важным условием эффективного развития познавательной активности младших школьников на внеурочных занятиях является желание ребенка к получению новых знаний, интерес к предмету, различные формы проведения внеурочных занятий, занимательная математика.
Вывод по первой главе

В первой главе «Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
рассматривается проблема формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Рассматривая данную проблему, мы пришли к выводу, что исследуемое нами понятие является одним из ключевых. Большой вклад в рассмотрении данной проблемы внесли следующие выдающиеся: А. Г. Асмолов , А.З.Зак, М.Н. Канцева, и многие другие. Анализируя психолого-педагогическую литературу мы остановились на следующем определении: «Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

В начальной школе математика является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Под средствами формирования познавательных универсальных учебных действий мы рассматриваем: технологию проблемного диалога (различают два вида диалога: побуждающий и подводящий), организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, игровые технологии, парные задания, где учебным действием служат коммуникативные действия.

Исходя из вышесказанного, нами были определены педагогические условия, влияющие на формирование познавательных УУД:


  1. сосредоточенность, концентрация внимания младших школьников на изучаемом материале;

  2. собственная инициатива младших школьников «узнать больше»;

  3. положительные эмоциональные переживания младших школьников.

Мы пришли к выводу, что развитие познавательных навыков осуществляется в школе не только посредством рабочих программ всех учебных предметов, но и через программы организации внеурочной работы.

- внеурочная деятельность – организуется на основе вариативной составляющей базисного образовательного плана, отличная от урочной системы обучения. Организация внеурочной деятельности младших школьников является обязательной частью образовательного процесса в школе;

– в содержание внеурочной деятельности необходимо включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней;

– внеурочная деятельность предполагает широко использовать не только исторический, но и занимательный материал, игры разума, задачи из практической и реальной жизни, ребусы, кроссворды, головоломки, игры разной степени сложности;

– кружок как форма внеурочной деятельности позволяет учителю полноценно формировать УУД и творческие способности детей, обеспечить индивидуальный выбор обучающихся в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями.

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия имеют основное значение в овладении предметными знаниями в учебной деятельности школьников, так как включаются в ее структуру и связаны с регулятивными, личностными и коммуникативными универсальными учебными действиями.





ГЛАВА II. Методические особенности формирования познавательных Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на занятиях математического кружка

2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников. В эксперименте участвовали дети, обучающиеся в начальных классах. В группу вошли 6 учеников 2 класса.

В педагогической психологии разработано несколько вариантов определения уровня сформированности познавательных УУД у школьников. В данной работе мы использовали методику исследования школьников по способу решения 22 предложенных задач, разработанную А.З.Заком для выявления уровня сформированности одного из видов познавательных УУД логические УУД. [11]

Методика предназначена для диагностики уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников.

Результаты исследования позволяют установить степень развития теоретического способа решения задач, уровень сформированности познавательных УУД в целом, сделать вывод об особенностях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение, т. е. каким образом ребенок может делать выводы на основе тех условий, которые предлагаются ему в качестве исходных, без привлечения других соображений, связанных с ситуативной, а не содержательной стороной условий.

Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование. Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

Процедура группового обследования уровня развития умения решать задачи состояла в следующем. Детям раздали карточки, на которых написано 22 задачи. Задачи можно варьировать, чтобы обеспечить детям самостоятельность в решении. Время выполнения задания для нормы 30 минут.

Инструкция детям: «Дети, вам даны карточки с условиями 22 задач. Задачи 1-4 – простые, для их решения нужно лишь внимательно прочитать условие. В задачах 5-10 использованы искусственные слова. Когда вы будете решать эти задачи, то можете в уме заменить искусственные слова реальными (настоящими). Задачи 11-12 – сказочные, их надо решить, используя только те (хотя и необычные) сведения о животных, которые даны в задачах. В задачах 13-16 нужно в ответе написать только одно имя. В задачах 17-18 – одно или два, в зависимости от того, кто как считает. В задачах 19-20 – обязательно 2 имени, в задачах 21и 22 – тои имени, даже, если одно и то же имя будет повторяться дважды».