Файл: Государственное автономное и профессиональное образовательное учреждение волгоградский социально педагогический колледж.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая характеристика организации кружка.
Программа кружка создана в рамках образовательной программы «Школа России». «Царица наук» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Кружок «Царица наук» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.)
Ценностными ориентирами содержания кружка являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты освоения курса «Царица наук».
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | Вид Формируемых познавательных УУД |
1 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». | 1 | + | | логические УУД |
2 | Решение логических задач | 1 | + | | логические УУД |
3 | Упражнения, игры, задачи. | 1 | + | | общеучебные, логические УУД |
4 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. | 1 | + | | логические УУД |
5 | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | + | | логические УУД |
6 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | | + | логические УУД |
7 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | + | логические УУД |
8 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | 1 | | + | логические УУД |
9 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | + | логические УУД |
10 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | + | логические УУД общеучебные УУД |
11 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД |
12 | Упражнения, игры, задачи. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД |
13 | Решение олимпиадных задач, счёт. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
14 | Загадки-смекалки | 1 | + | | |
15 | Как люди научились считать | 1 | | + | общеучебные УУД |
16 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
17 | Старинные меры длины. | 1 | + | | Установление причинно-следственных связей |
18 | Игра «Веришь или нет». | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД |
19 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
20 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | + | | общеучебные УУД логические УУД |
21 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
22 | Конкурс знатоков. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
23 | Математические фокусы. | 1 | | + | логические УУД Установление причинно-следственных связей |
24 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. | 1 | | + | логические УУД Установление причинно-следственных связей |
25 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. | 1 | | + | логические УУД Установление причинно-следственных связей |
26 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
27 | Решение задач для знатоков математики. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
28 | Игра «Цифры в буквах». | 1 | | + | логические УУД Установление причинно-следственных связей |
29 | КВМ «Царица наук». | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
30 | Поиск решения задач с разными вариантами. | 1 | | + | общеучебные УУД Установление причинно-следственных связей |
31 | Математика вокруг нас. | 1 | | + | логические УУД |
32 | Игра «Поле чудес». | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
33 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. | 1 | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
34 | Интеллектуальный марафон. | 1 Всего :34 ч | | + | общеучебные УУД логические УУД Установление причинно-следственных связей |
Данный курс направлен на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающей эмоциональное взаимодействие и общение со сверстниками и взрослым. В игровой деятельности дети доходят до понимания того, что каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Особенностью данной программы является решение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, креативности мышления школьников. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Несмотря на совместную деятельность детей и учителя, основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. А так как в курсе используются задачи разной сложности, то даже слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно), что послужит для них толчком к выполнению следующего задания, на уровень сложнее предыдущего. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
На занятиях кружка «Царица наук» используются разнообразные методы и приёмы: игровая и практическая деятельность, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.
Занятие кружка строится в соответствие со следующей структурой:
1.«Мозговая гимнастика» (1-2 минут): для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
2.Разминка (2 минуты): создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона и подготовка ребёнка к активной познавательной деятельности.
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут).
4. Веселая переменка (2-3 минуты): развитие двигательной сферы ребёнка, выполнение несколько различных заданий одновременно.
5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут): решение нетиповых, поисково-творческих задач, не связанных с учебным материалом.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты): повышение остроты зрения, снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.
7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (3-5 минут):анализ, сравнение, построение дедуктивных умозаключений.
2.3 Опытно-экспериментальной работа и анализ ее результатов
В данной работе был использован экспериментальный метод. Работа характеризуется как психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:
- констатирующий этап – первоначальное диагностирование у младших школьников уровня сформированности познавательных УУД;
- формирующий этап – разработка методики формирования познавательных УУД посредством решения логических задач;
- контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности познавательных УУ.
В эксперименте участвовали дети, обучающиеся в начальных классах. В группу вошли 6 учеников 2 класса.
На констатирующем этапе было выделено три уровня умения решать задачи:
Высокий;(решены 10 задач) умение анализировать условия задачи, достаточное развитие умения действовать во внутреннем плане, относительно хорошее развитие действия анализа и синтеза, умение выделять структурную общность задач.
Средний: (решены 1-4 задачи) недостаточное развитие умения анализировать условие задачи, действие на основе впечатления от условия, действие анализа и синтеза и умение действовать во внутреннем плане развиты в минимальной степени, неумение выделять структурную общность задач.
Низкий: (решена 1 задача) не умеет анализировать условие задачи, действовать во внутреннем плане, действия анализа и синтеза не развиты, структурную общность задач не выделяет.
Констатирующий этап показал следующие результаты:
- высокий уровень – нет
-средний уровень – 66 %
- низкий уровень – 33%
Таким образом, ученики в основной своей массе не умеют анализировать задачу, заменять данное отношение на обратное и лишь немногие могут действовать в уме в минимальной степени. Также ученики показали низкий уровень сформированности теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемной ситуации.
На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 2 класса во внеурочной деятельности. Учитывались педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики:
-
сосредоточенность, концентрация внимания младших школьников на изучаемом материале; -
собственная инициатива младших школьников «узнать больше»; -
положительные эмоциональные переживания младших школьников.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
На внеурочных занятиях включались задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, связанные с умением делать выводы, используя приемы анализа, синтеза сравнения и обобщения. Также широко использовались занимательные упражнения: логические цепочки, магический квадрат, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, ребусы и т.п.
Для развития логического мышления активно использовались дидактические игры, которые стимулировали, прежде всего, наглядно – образное мышление, а затем и словесно – логическое. Многие дидактические игры позволили учащимся рационально использовать имеющие знания в мыслительных действиях, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщать.
Сюжеты многих задач были с историческим содержанием и заимствованы из произведений детской литературы, а это способствовало установлению межпредметных связей и повышения интереса к математике.