Файл: Государственное автономное и профессиональное образовательное учреждение волгоградский социально педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая характеристика организации кружка.

Программа кружка создана в рамках образовательной программы «Школа России». «Царица наук» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Кружок «Царица наук» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. самостоятельно. После 7–8 мин занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.)

Ценностными ориентирами содержания кружка являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Предполагаемые результаты освоения курса «Царица наук».

Личностными результатамиизучения данного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Вид

Формируемых познавательных УУД

1

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

1

+




логические УУД

2

Решение логических задач

1

+




логические УУД

3

Упражнения, игры, задачи.

1

+




общеучебные, логические УУД


4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

1

+




логические УУД

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

1

+




логические УУД

6

Задачи с изменением вопроса.

1




+

логические УУД

7

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1




+

логические УУД

8

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

1




+

логические УУД

9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1




+

логические УУД

10

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

1




+

логические УУД

общеучебные УУД

11

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД


12

Упражнения, игры, задачи.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД


13

Решение олимпиадных задач, счёт.


1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

14

Загадки-смекалки

1

+







15

Как люди научились считать

1




+

общеучебные УУД


16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

17

Старинные меры длины.

1

+




Установление причинно-следственных связей

18

Игра «Веришь или нет».

1




+

общеучебные УУД

логические УУД


19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

20

Интересные приемы устного счёта.

1

+




общеучебные УУД

логические УУД


21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

22

Конкурс знатоков.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

23

Математические фокусы.

1




+

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1




+

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

25

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

1




+

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

26

Задачи с многовариантными решениями

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

27

Решение задач для знатоков математики.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

28

Игра «Цифры в буквах».

1




+

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

29

КВМ «Царица наук».

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

30

Поиск решения задач с разными вариантами.

1




+

общеучебные УУД

Установление причинно-следственных связей

31

Математика вокруг нас.

1




+

логические УУД


32

Игра «Поле чудес».

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

1




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей

34

Интеллектуальный марафон.

1


Всего :34 ч




+

общеучебные УУД

логические УУД

Установление причинно-следственных связей



Данный курс направлен на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширение математического кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Обучение детей организуется в форме игры, обеспечивающей эмоциональное взаимодействие и общение со сверстниками и взрослым. В игровой деятельности дети доходят до понимания того, что каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Особенностью данной программы является решение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, креативности мышления школьников. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Несмотря на совместную деятельность детей и учителя, основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. А так как в курсе используются задачи разной сложности, то даже слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно), что послужит для них толчком к выполнению следующего задания, на уровень сложнее предыдущего. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

На занятиях кружка «Царица наук» используются разнообразные методы и приёмы: игровая и практическая деятельность, экспериментирование, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.

Занятие кружка строится в соответствие со следующей структурой:


1.«Мозговая гимнастика» (1-2 минут): для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

2.Разминка (2 минуты): создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона и подготовка ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут).

4. Веселая переменка (2-3 минуты): развитие двигательной сферы ребёнка, выполнение несколько различных заданий одновременно.

5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут): решение нетиповых, поисково-творческих задач, не связанных с учебным материалом.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты): повышение остроты зрения, снятие зрительного утомления и достижение состояния зрительного комфорта.

7. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (3-5 минут):анализ, сравнение, построение дедуктивных умозаключений.

2.3 Опытно-экспериментальной работа и анализ ее результатов

В данной работе был использован экспериментальный метод. Работа характеризуется как психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов:

- констатирующий этап – первоначальное диагностирование у младших школьников уровня сформированности познавательных УУД;

- формирующий этап – разработка методики формирования познавательных УУД посредством решения логических задач;

- контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности познавательных УУ.

В эксперименте участвовали дети, обучающиеся в начальных классах. В группу вошли 6 учеников 2 класса.

На констатирующем этапе было выделено три уровня умения решать задачи:

Высокий;(решены 10 задач) умение анализировать условия задачи, достаточное развитие умения действовать во внутреннем плане, относительно хорошее развитие действия анализа и синтеза, умение выделять структурную общность задач.

Средний: (решены 1-4 задачи) недостаточное развитие умения анализировать условие задачи, действие на основе впечатления от условия, действие анализа и синтеза и умение действовать во внутреннем плане развиты в минимальной степени, неумение выделять структурную общность задач.

Низкий: (решена 1 задача) не умеет анализировать условие задачи, действовать во внутреннем плане, действия анализа и синтеза не развиты, структурную общность задач не выделяет.


Констатирующий этап показал следующие результаты:

- высокий уровень – нет

-средний уровень – 66 %

- низкий уровень – 33%

Таким образом, ученики в основной своей массе не умеют анализировать задачу, заменять данное отношение на обратное и лишь немногие могут действовать в уме в минимальной степени. Также ученики показали низкий уровень сформированности теоретического способа решения проблем, теоретического подхода к проблемной ситуации.

На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 2 класса во внеурочной деятельности. Учитывались педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики:

  • сосредоточенность, концентрация внимания младших школьников на изучаемом материале;

  • собственная инициатива младших школьников «узнать больше»;

  • положительные эмоциональные переживания младших школьников.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

На внеурочных занятиях включались задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, связанные с умением делать выводы, используя приемы анализа, синтеза сравнения и обобщения. Также широко использовались занимательные упражнения: логические цепочки, магический квадрат, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, ребусы и т.п.

Для развития логического мышления активно использовались дидактические игры, которые стимулировали, прежде всего, наглядно – образное мышление, а затем и словесно – логическое. Многие дидактические игры позволили учащимся рационально использовать имеющие знания в мыслительных действиях, находить характерные признаки в предметах, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщать.

Сюжеты многих задач были с историческим содержанием и заимствованы из произведений детской литературы, а это способствовало установлению межпредметных связей и повышения интереса к математике.