Файл: Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Попало наше тесто,
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)

 

В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)

Полна коробушка 
Золотых воробушков. (Уголь)

Чем больше я верчусь, 
Тем больше становлюсь. (Веретено)

 Загадки обогащают словарь, развивают в ребенке догадливость, сообразительность,   помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка это такая форма работы, которая уместна и на занятии, и на прогулке, и на праздниках, во первых загадка  служит сюрпризным, организационным моментом её можно произносить с разной интонацией и силой голоса, всё зависит от обстоятельств. С помощью загадок можно проводить викторины на любую тему, используя загадки, мы помогаем детям понять, как  можно использовать языковые средства, как богат словами наш родной язык. Загадка – это упражнение для ума,  они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

      Разгадывая загадки, ребёнок подбирает все возможные варианты, анализирует их, и лишь потом выдаёт правильный ответ.  Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.

        «Без примет ходу нет» что же такое народные приметы? Народные приметы это один из видов УНТ. Знакомя дошкольников с народными приметами, мы объясняем, что полная зависимость от природы заставляла крестьянина наблюдать за явлениями природы,  именно за взаимосвязью природных явлений. На каждом занятии,  по приобщению дошкольников к УНТ, а это происходит четыре раза в месяц,  проговаривается народная примета: «Февраль три часа прибавит» «Апрельские ручьи землю будят» «Когда цветёт черёмуха, лови лещей» «При закате облака колечками -  к дождю» и вместе с детьми разбираем, что означает каждое слово. Люди были очень внимательными, даже колодец рыли там, где вилась мошкара, сидели гуси, утки.  Многие приметы со временем приобрели форму пословиц: «Пришёл Пахом  -  запахло теплом». Приметы, имеют связь, с живым календарём природы: «Рябина зацветает – пора сеять лён» «Жаворонок запел – пора выходить на пашню».  Городским детям,  конечно,  сложно разобраться в полевых работах крестьян, поэтому мы ещё используем в своей работе презентации, иллюстрации на темы: «Народные промыслы» «Чаепитие на Руси» «Народный календарь» «История одежды и обуви русского народа»,  дополнительная информация расширяет кругозор дошкольников. Нашим детям
конечно ближе тема наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, домашними животными, поэтому им легче понять смысл приметы: «Грач на горе – весна на дворе» «Мухи и комары назойливые к дождю» «Кошка в клубок – мороз на порог» «Муравьи прячутся – к грозе или сильному дождю», простота  фольклора привлекает детей, и дети с удовольствием используют  свои знания УНТ, в  игровой деятельности.  При изучении фольклорных произведений происходит активное усвоение разговорного языка, становление развитие всех сторон речи,  полноценное владение родным языком или взрослые. Народные приметы плавно могут перетекать в пословицы.

         Пословица – это общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения, которое имеет переносное значение, содержит мораль, выработанную многими поколениями.  Пословицы и поговорки охватывают разнообразные стороны действительности жизни и быта русского народа. В программе О.Л.Князевой по «Приобщению детей к истокам русской народной культуре», которую мы взяли за основу в своей работе, большое предпочтение отдано пословицам и поговоркам. Тридцать занятий из тридцати шести названы русскими пословицами: «Восенушка – осень  --- сноп последний косим» «К худой голове своего ума не приставишь» «Зима не лето в шубу одето» «На героя и слава бежит», в этих названиях заложен весь смысл занятия. Используя поговорки, мы сразу заинтересовываем детей и на протяжении занятия раскрывается смысл пословицы или поговорки. Как ни странно поговорки запоминаются лучше, потому что краткое изречение полно мудрости и смысла:  «Не зная броду, не суйся в воду»,  «На бога надейся, а сам не плошай»,  «Жизнь дана на добрые дела», «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка», « Мокрый дождя не боится», «Маленький, да удаленький», «Вся семья вместе, так и душа на месте»  «Был бы обед, а ложка сыщется». Читая эти поговорки, мы ещё раз убеждаемся,  насколько умным и мудрым был наш народ. Пословицы можно использовать в любом виде детской деятельности и любых режимных моментах. В народе припасены пословицы и поговорки на любые случаи жизни «Домом жить – не развеся уши ходить», «Чай пить – не дрова рубить», «Сделал дело, гуляй смело». Дошкольники нередко сами в своей речи используют пословицы. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.



        Используя в своей речи пословицы и поговорки,  дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 «Шутку шутить – людей насмешить», необходимо так же знакомство дошкольников с потешным фольклором, это небылицы и потешки. Юмор необходим в жизни, иногда чтобы поднять настроение, или  указать на недостатки человека и не обидеть его. Дошкольники уже должны понимать шутки, различать и распутывать события в небылице, знать где,  правда, а где ложь.

«На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги!

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги»

         Потешками,  принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы, изучение этих приговорок вне игры  невозможно. Об  использовании потешек для педагогических целей оставила свидетельство в своих записях виднейшая сибирская собирательница М.В. Красноженова.

«Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели»

 Ребёнок уже в раннем детстве получает информацию, но таким способом, что она оказывается плодотворной.  И уже в старшем дошкольном возрасте дети  используют свои знания в сюжетно- ролевых играх. Девочки поют куклам колыбельные и потешки. Небылицы заставляют ребёнка сравнивать, сопоставлять события и делать выводы, иногда ребята сами могут составить небылицу. При использовании потешек и небылиц у дошкольников развивается связная речь, образная речь, грамматический строй речи, умение составлять рассказ. Потешки сменяются прибаутками.

         Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Прибаутки готовят ребёнка к игре, к тому, чтобы дошкольник постепенно входил в мир социальных проблем.


«Дождик, дождик

Полно лить,

Малых детушек мочить!»

Как правило, прибаутки используем в младших группах, так дети накапливают свой багаж знаний об устном народном творчестве, увеличивается словарный запас.

         Ещё одним из видов УНТ, являются докучные сказки. Докучная сказка это шутка, сказочного характера, докучная сказка обычно предлагается вместо сказки. Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов.  При посещении русской избы Хозяйка иногда пользуется докучными сказками. Особенно актуальны среди детей докучные сказки:   «Про белого бычка», «У Попа была собака», «Жили,  были два гуся», дошкольники как старшие пытаются подшутить над младшими. Докучные сказки содержат издёвки, как обидные, так и не очень.

«Тетушка Арина

Кашу варила.

Егор да Борис

Из – за каши подрались.

Мочала, мочала,

Начинай  сначала!»

         Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора. Главное в докучных сказках, то,  что начиная произносить  докучную сказку,  ты должен её  повторить много раз, а как мы знаем: «Повторение мать учения». Докучные сказки способствуют развитию фонематического слуха, развитию памяти и речи дошкольника. Юмор становится педагогикой. Ребёнок самостоятельно может придумывать небылицы.

        Игра, ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок развивается в игре, ничего не изменилось за много лет. В старину в каждой крестьянской семье рождалось много детей, игрушек не было или было очень мало, а дети остаются детьми, поэтому приходилось придумывать народные игры. Для народных игр в основном не требовалось атрибутов, в основном это были словесные игры: «Жмурки», «Баба на камне», «Колечко», «Краски», «Гори, гори ясно». Каждая игра начиналась со считалки, и заметьте дети не умевшие читать, уже в устной форме, знали тексты игр. Считалки теснейшим образом связаны с  народной игрой.   Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок.

«Стакан лимон, выйди вон»

«Ехала телега, тёмным лесом,

За каким- то интересом

Стуки, звон,

Выйди вон»

Чего мы,  к сожалению, не наблюдаем сейчас. Народные игры это коллективные игры, ребята и старшие,  и младшие играли вместе, учились друг у друга. Игра многофункциональна, её можно применять во всех видах деятельности. Хороводные игры «Ворон», «Солнце», «Две тетери», «Васька – кот» в эти игры дети играют на прогулке и на физкультурных занятиях. Как уже говорилось,  каждая народная игра подразумевает под собой заучивание текста и знания любой считалки, для жеребьёвки, вот здесь и усвоение устной связной речи, развитие фонематического слуха, развитие памяти. Народ понимал педагогическую ценность детских игр и всячески заботился об их сохранности.


         Без преувеличения можно сказать, что детские игры - одно из величайших достижений народного педагогического гения.  В играх отражались национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа.

         Как же нашим дошкольникам обойтись без дразнилки.  Знакомя детей  с УНТ, мы рассказываем о том, что дразнилки — вид творчества, форма проявления детского юмора, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых, но мы никогда не слышим, чтобы дразнились взрослые люди. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки, но на этом всё и кончалось. Дети именно старшего возраста очень не любят, когда их дразнят, обижаются, но всё равно дразнилки есть в речи детей дошкольников. Часто дети смеются над ябедами, ленивыми, обжорами:

 - Скажи: «Арбуз».
- Арбуз.
- Ты – карапуз!

- Скажи: «Шило!».
- Шило.
- У тебя на носу мыло!

Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!

         В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы, ябеды перестают ябедничать, рёвы реветь, как ни странно дразнилка сильно действует на детей в положительную сторону. И мы очередной раз убеждаемся, как правильно мы поступаем,  знакомя детей с УНТ, это наше наследие.

          По меткому определению К.Д. Ушинского, скороговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад». Скороговорки являются неотъемлемой частью работы по  формированию звуковой культуры речи, дикции  ребёнка. К сожалению,  у некоторых  детей,  идущих  в школу, остаётся проблема со звуками, с темпом речи, нечётким произношением слов.  УНТ  приходит на помощь, скороговорки, пословицы  чётки и лаконичны по форме, с их помощью дошкольники учатся  чётко и звонко произносить слова и звуки. Скороговорка, помогает ребёнку усвоить  произношения трудно сочетаемых звуков и слов.  Работая со старшими дошкольниками, мы наблюдали, что у них нарушается плавность речи, в связи с этим надо упражнять детей в негромком, протяжном произношении и тут  на помощь  приходят скороговорки.  Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека. Обычно скороговорки  составлены  в шуточной форме, это помогает ребёнку их запоминать и если что-то не получается мы можем пошутить и посмеяться. Можно сказать, что скороговорка укрепляет нервную систему детей.  На первый взгляд может показаться, что наши предки использовали скороговорки для потехи, но это не так. В скороговорках  скрыт глубокий смысл, чередование звуков продуманно так, что произнося скороговорку на заданный звук, дошкольник научится этот звук выговаривать.