ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 212
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
170 розыскной деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации» и «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и других.
На основании положений, установленных в вышеназванных феде- ральных законах, а также в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорско- го надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно- розыскной деятельности» приводится следующий перечень полномочий и средств прокурорского реагирования на нарушения выявленные прокуро- рами в данном направлении прокурорского надзора: а) знакомиться с представленными подлинными оперативно- служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использо- ванием оперативно-технических средств, а также учетно- регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных ме- роприятий; б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выяв- ленных нарушений закона; в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных орга- нов; д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом пол- номочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной де- ятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопро- са об уголовном преследовании; е) вносить представления об устранении нарушений закона, допу-
171 щенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность.
Таким образом, Генеральный прокурор РФ в своем приказе дает прямое указание уполномоченным прокурорам о пресечении любых нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, о принятии неотложных мер к их восстановлению, возмещению причинен- ного вреда при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установ- ленной законом ответственности.
Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномо- ченного прокурора в зависимости от обстоятельств Генеральный прокурор
РФ предлагает рассматривать как воспрепятствование законной деятель- ности надзирающего прокурора и при наличии оснований принимать ме- ры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной зако- ном ответственности.
Между тем следует иметь в виду, что в сфере надзора за исполнени- ем законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель- ность, уполномоченный прокурор все же не обладает властно-надзорными полномочиями и не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Контрольные вопросы
1 Каковы предмет и объект прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности?
2 Какие органы наделены правом осуществления оперативно- розыскной деятельности и какова их компетенция?
3 Какими полномочиями наделены прокуроры по надзору за испол- нением законов в оперативно-розыскной деятельности?
172
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 18
Раздел V. Прокурорский надзор за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия
5.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в
досудебном производстве, объект и предмет
Прокурорский надзор за органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место среди других основных направлений и является самостоятельным участком прокурорской деятельности. Соглас- но статьям 1, 29 и 30 Закона о прокуратуре РФ, прокурорский надзор рас- пространяется на органы дознания и органы предварительного следствия.
К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные ли- ца, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодатель- ством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дозна- ние.
В соответствии со статьей 150 УПК РФ (в ред. от 01.07.2021 г., с изм. от 23.09.2021 г.) предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предвари- тельное следствие производится следователями: Следственного комитета
Российской Федерации; органов внутренних дел Российской Федерации и
Федеральной службы безопасности. Согласно статье 38 УПК РФ, следова- тель является должностным лицом, уполномоченным в пределах компе- тенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное след- ствие по уголовному делу. У следователя довольно широкий круг полно- мочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодатель- ством. В частности, он уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело в по- рядке, установленном УПК РФ; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руково- дителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и по- рядке, установленным УПК РФ, обязательные для исполнения письмен-
173 ные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, произ- водстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжало- вать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установ- ленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об от- мене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уго- ловного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявлен- ных недостатков, а также осуществлять иные полномочия, предусмотрен- ные УПК РФ.
Согласно статье 40 УПК РФ (в ред. от 01.07.2021 г., с изм. от
23.09.2021 г.) к органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел
Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а так- же иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с фе- деральным законом полномочиями по осуществлению оперативно- розыскной деятельности; 2) органы принудительного исполнения Россий- ской Федерации; 3) начальники органов военной полиции Вооруженных
Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; 4) органы государствен- ного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
В соответствии со статьей 40 УПК РФ на органы дознания возлага- ются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предва- рительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой
32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных действий по уго- ловным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ; 3) осу- ществление иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.
Право возбуждения уголовного дела в порядке, установленном ста- тьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий предоставлено: 1) капитанам морских и речных судов, находящихся в
174 дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителям геолого-разведочных партий и зимо- вок, начальникам российских антарктических станций и сезонных поле- вых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголов- ным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих пар- тий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; 3) главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Предмет прокурорского надзора. Согласно статье 29 Закона о про- куратуре РФ, под предметом прокурорского надзора за исполнением зако- нов органами дознания и предварительного следствия понимается: соблю- дение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок раз- решения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, проведе- ние расследования и законность решений, принимаемых органами след- ствия.
Для оперативного раскрытия и расследования преступлений органы предварительного расследования, при наличии предусмотренных законом оснований и с соблюдением установленного порядка, практически посто- янно применяют меры процессуального принуждения, ограничивающие некоторые конституционные права и свободы человека и гражданина. К ним можно отнести: задержание по подозрению в совершении преступле- ния (статьи 91–96 УПК РФ), привод (статья 113 УПК РФ), принудитель- ное освидетельствование (статья 179 УПК РФ), получение образцов для сравнительного исследования (статья 202 УПК РФ), обыск (статья 182
УПК РФ), выемка предметов и документов (статья 183 УПК РФ), наложе- ние ареста на имущество (статья 115 УПК РФ), личный обыск (статья 184
УПК РФ) и другие.
Безусловно, особое внимание нужно обращать на законность приме- няемых органами предварительного расследования мер процессуального принуждения при производстве следственных действий, напрямую свя- занных с ограничением в той или иной степени конституционных прав и свобод граждан.
175
При осуществлении прокурорского надзора в этом направлении дея- тельности прокуроры обязаны:
– обеспечить конституционное право задержанного или арестован- ного подозреваемого и обвиняемого на помощь адвоката (защитника), на соблюдение органами дознания и следователями положений статьи 49
Конституции РФ, в соответствии с которыми обвиняемый не обязан дока- зывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в его виновно- сти должны толковаться в пользу обвиняемого;
– своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального при- нуждения;
– ежедневно проверять законность помещения и содержания подо- зреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания (ИВС);
– остро реагировать на нарушения порядка задержания, несоответ- ствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим об- стоятельствам происшедшего. Пресекать случаи задержания подозревае- мых в совершении преступлений на основании протоколов об админи- стративных правонарушениях.
Следует отметить, что задержание, произведенное при соблюдении норм закона, с одной стороны, является действенным средством пресече- ния преступной деятельности, создает условия для успешного расследова- ния. Однако с другой стороны, задержание по подозрению в совершении преступления – это существенное ограничение конституционного права гражданина и человека на свободу и неприкосновенность, допускающееся без судебного решения и санкции прокурора. Безусловно, данное обстоя- тельство требует повышенного уровня прокурорского надзора по соблю- дению права каждого на свободу и личную неприкосновенность. В то же время надзор прокурора осуществляется только в рамках уголовно- процессуального законодательства и Закона о прокуратуре РФ и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организацион- но-распорядительную деятельность органов, осуществляющих предвари- тельное расследование, прокурор не имеет права.
176
Приказы Генпрокуратуры России от 17.09.2021 г. № 544 «Об органи- зации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» и от 26.01.2017 г. № 33 (ред. от 19.08.2021 г.)
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельно- стью органов дознания» в их совокупной связи с положениями статьи 37
УПК РФ, затрагивают различные аспекты надзорной деятельности проку- рора в данном направлении. Например, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при прие- ме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответ- ствующих материалов в следственный орган или орган дознания для ре- шения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных про- курором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устране- ния нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве до- знания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении рассле- дования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом хода- тайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о про- изводстве иного процессуального действия, которое допускается на осно- вании судебного решения;
6) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуж- дении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ;
7) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед про- курором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым до- судебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удо- влетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, за-
177 ключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановле- ние об изменении или о прекращении действия такого соглашения в по- рядке и по основаниям, предусмотренным УПК РФ, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вы- несения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемо- го, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
8) отменять незаконные или необоснованные постановления ниже- стоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постанов- ления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подраз- деления дознания и дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
9) рассматривать представленную руководителем следственного ор- гана информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
10) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе до- судебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде за- ключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотре- нии ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
11) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановле- нием о направлении уголовного дела в суд для применения принудитель- ной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении от- мены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного пре- следования в случае, предусмотренном частью первой статьи 214 УПК
РФ;
12) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоот- воды;
13) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследо- вания, если им допущено нарушение требований УПК РФ;