Файл: Прокурорский надзор в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

188
Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством
России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на прове- дение ряда следственных действий. Например, при производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производ- стве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве выемки заложен- ной или сданной на хранение в ломбард вещи; о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1
УПК РФ; о производстве личного обыска, за исключением случаев, преду- смотренных статьей 93 УПК РФ; о производстве выемки предметов и до- кументов, содержащих государственную или иную охраняемую феде- ральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных ор- ганизациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имуще- ство); о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных дока- зательств, указанных в части 2 статьи 82 УПК РФ); о контроле и записи телефонных и иных переговоров; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Для проведения вышеуказанных следственных действий следователь с согласия руководи- теля следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбужда- ет перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление, поскольку указанные процессуальные действия существенно затрагивают основные конституционные права и свободы граждан.
Согласие прокурора необходимо и на применение к подозреваемому
(обвиняемому) таких мер уголовно-процессуального принуждения, как временное отстранение от должности (статья 114 УПК РФ), избрание ме- ры пресечения в виде заключения под стражу (статья 108 УПК РФ) или домашнего ареста (статья 107 УПК РФ). В этих и других предусмотрен- ных уголовно-процессуальным законодательством случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального при- нуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.

189
Принятие некоторых иных процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. В частности, пунктом 13 части 2 статьи 37 УПК РФ предусмотрено полномочие прокурора утверждать по- становление дознавателя о прекращении производства по уголовному де- лу. Если же прекращается уголовное дело следователем, то согласно пункту 9 части 1 статьи 39 УПК РФ аналогичными полномочиями наделён руководитель следственного органа. В то же время следует иметь в виду, что ряд норм УПК РФ предусматривает обязательное получение согласия прокурора, руководителя следственного органа в качестве условия пре- кращения уголовных дел дознавателем и следователем. К таким делам от- носятся прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон (ста- тья 25 УПК РФ); в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ); в связи с возмещением ущерба по конкретным статьям Уголовного кодекса
РФ (часть 3 статьи 28.1 УПК РФ); в связи с применением принудительной меры воспитательного воздействия (часть 1 статьи 427 УПК РФ).
Согласием прокурора является и окончательное утверждение обви- нительного заключения следователя (статья 221 УПК РФ), обвинительно- го акта дознавателя (статья 225 УПК РФ) и обвинительного постановле- ния (статья 226.8 УПК РФ).
Особо следует остановиться на таких полномочиях прокурора как принесение официального извинения реабилитированному. Согласно По- становлению Конституционного Суда РФ от 14.11.2017 г. № 28-П «По де- лу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граж- данина М. И. Бондаренко», правовое положение прокурора как участника процедуры восстановления прав лица, незаконно или необоснованно под- вергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда, в том числе как участника судебного заседания по рассмотрению соответствующего требования, обусловливается статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме. Так, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Феде- рации», устанавливающий в соответствии со статьей 129 (часть 1) Кон- ституции Российской Федерации полномочия, организацию и порядок де-


190 ятельности прокуратуры Российской Федерации, определяет ее как еди- ную федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполне- нием законов (пункт 1 статьи 1), а также обязывает прокурора разъяснять пострадавшим от правонарушений порядок защиты их прав и свобод, осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и воз- мещению причиненного ущерба (пункт 1 статьи 27).
В свою очередь, статья 136 УПК Российской Федерации возлагает на прокурора как участника процедуры реабилитации следующие полномо- чия: принести от имени государства официальное извинение реабилити- рованному за причиненный вред (часть первая), дать письменное указание об опубликовании в средствах массовой информации сообщения о реаби- литации (часть третья), направить письменные сообщения о принятых ре- шениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или ме- сту жительства (часть четвертая). Осуществление прокурором этих пол- номочий в предваряющем судебное разбирательство о возмещении вреда порядке соответствует его статусу должностного лица, осуществляющего от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судо- производства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (часть первая статьи 37 УПК Рос- сийской Федерации) и потому несущего перед гражданином ответствен- ность за ошибки, допущенные органами предварительного расследования.
Таким образом, прокурор от имени государства приносит официаль- ное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК РФ предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должно- сти, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабили- тации. Если вопрос о принесении извинения прокурором поставлен реаби- литированным перед судом, суд возлагает исполнение такой обязанности на прокурора соответствующего уровня, о чем указывает в постановлении.

191
Контрольные вопросы
1
Какие органы и лица наделены правом дознания и предварительно- го следствия и какова их компетенция?
2
В чем состоит предмет прокурорского надзора за исполнением за- конов, дознанием и предварительным следствием?
3 Какими полномочиями наделены прокуроры по надзору за испол- нением законов в досудебном производстве?
4
Какова методика проведения проверок законности содержания по- дозреваемых в изоляторах временного содержания, обоснованности отказа в возбуждении уголовных дел и других направлений деятельности проку- рора при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве?
5
Как прокурор реагирует на выявленные нарушения в досудебном производстве?
6
Какие действия по реабилитации незаконно осужденных выполня- ются прокурором?


192
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   18

Раздел VI. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными
приставами
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охра- няемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осу- ществляет в том числе надзор и за исполнением законов судебными при- ставами
1
Содержание предмета прокурорского надзора за исполнением за- конов судебными приставами составляет надзор: за исполнением законов судебными приставами; за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами; за законностью решений, при- нимаемых судебными приставами
2
Полномочия прокурора. Согласно Закону о прокуратуре РФ надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Наиболее результативным прокурорский надзор стал с приня- тием Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (см. в ред. от 22.12.2020 г.) и изданием специального ука- зания Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 г. № 155/7 «Об организации про- курорского надзора за исполнением законов судебными приставами». В последнем Генеральный прокурор РФ возлагает на своих заместителей, начальников главных управлений и управлений Генпрокуратуры России, прокуроров субъектов РФ, городов, районов и иных территориальных прокуроров обязанность обеспечения надлежащего прокурорского надзо- ра за исполнением законов судебными приставами. На какие ключевые моменты Генеральный прокурор РФ обращает внимание нижестоящих прокуроров? Во-первых, в ходе проверок исполнения законов в деятель- ности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение сле- дующих принципов: законности решений, принимаемых судебными при- ставами; своевременности совершения исполнительных действий и при- менения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства
1
Это положение, касающееся судебных приставов, введено Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. –
№ 31-ФЗ.
2
Бессарабов В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов,
К. А. Кашаев. – Москва : Городец, 2007. – 383 с.

193 граждан; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения. Во- вторых, при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявите- лей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приста- вов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя при этом результаты их рассмотрения. В-третьих, в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорско- го реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.
И это далеко не полный перечень требований Генерального проку- рора РФ, предъявляемых к нижестоящим прокурорам за исполнением за- конов при осуществлении судебными приставами своих функций. Как следует из вышеизложенного, прокурорский надзор прежде всего направ- лен на обеспечение законных прав физических и юридических лиц, реаль- ное исполнение судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
Средства прокурорского реагирования. Следует отметить, что Ге- неральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены доста- точно обширными полномочиями в этой сфере. В частности, при выявле- нии нарушений прокуроры имеют право: принести протест в порядке ста- тьи 23 Закона о прокуратуре РФ на любое незаконное постановление су- дебного пристава-исполнителя, в том числе протест на постановление о наложении ареста на объекты недвижимого имущества; протест на поста- новление об окончании исполнительного производства.
В ходе прокурорского реагирования на выявленные нарушения по исполнению законов при осуществлении судебными приставами своих


194 функций, прокурор может обратиться и к такой форме прокурорского реа- гирования как вынесение соответствующих постановлений. Например, постановление о направлении материалов проверки в орган предваритель- ного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании
(часть 4 статьи 140 УПК РФ) и др.
При осуществлении надзора в данной сфере прокурор имеет право в порядке части 2 статьи 198 АПК РФ обратиться в арбитражный суд с за-
явлением о признании недействительными ненормативных правовых ак- тов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществ- ляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному право- вому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятель- ности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономиче- ской деятельности.
И, наконец, самой распространенной формой реагирования на выяв- ленные нарушения по исполнению законов при осуществлении судебны- ми приставами своих функций является представление об устранении выявленных нарушений закона с постановкой вопроса, в необходимых случаях, о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.
Контрольные вопросы
1 В чем заключается предмет и объект прокурорского надзора по надзору за исполнением законов при осуществлении судебными приста- вами своих функций?
2 Каковы полномочия прокурора в данном направлении прокурор- ского надзора?
3 Какие наиболее распространенные акты прокурорского реагирова- ния в данном направлении прокурорского надзора?

195
Раздел VII. Прокурорский надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
и назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных
под стражу
7.1 Объект и предмет прокурорского надзора
Современный этап развития пенитенциарной системы Российской
Федерации напрямую связан с происходящими в стране экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые предопреде- лили необходимость коренного реформирования законодательства, обес- печивающего применение принудительных уголовно-правовых, уголовно- процессуальных и уголовно-исполнительных средств. Ориентируясь на требования международных стандартов, Российская Федерация предпри- нимает определенные меры для перестройки уголовно-исполнительной системы, для приведения ее в соответствие с передовыми достижениями развитых европейских стран. Между тем длительное время Россия про- должала занимать одно из первых мест в мире по числу заключенных во многом по причине широкого применения меры пресечения в виде заклю- чения под стражу. Например, на 1 января 2010 г. эта мера применялась в отношении 131,4 тыс. подозреваемых и обвиняемых, большинство из ко- торых были лицами, совершившими преступления, не относящиеся к ка- тегории тяжких и особо тяжких. Однако с помощью последовательного применение таких мер пресечения, как домашний арест и запрет опреде- ленных действий, количество лиц, содержащихся в следственных изоля- торах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изолято- ров, значительно уменьшилось. По состоянию на 1 января 2021 г. их число составляло 104,2 тыс. человек. Также снизилось в 6 раз количество осуж- денных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе за счет проводимой с ними профилактической работы субъектами профилактики правонарушений, в число которых входят федеральные органы исполни- тельной власти, органы прокуратуры Российской Федерации и Следствен- ного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.