Файл: Прокурорский надзор в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35 ру к четвертой (отдельной) ветви власти: надзорно-контрольной, и говорят о необходимости закрепления ее статуса в отдельной главе Конституции
РФ
1
. Другие авторы предлагают признать прокуратуру органом прези- дентской власти
2
. Есть мнение, что прокуратура России не относится ни к одной из трех ветвей власти в ее классическом понимании
3
. В итоге, спу- стя два десятилетия с момента принятия Конституции, 5 февраля 2014 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ «О Верхов- ном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», и глава 7 Конституции РФ получила новое, соответствующее ее содержа- нию название – «Судебная власть и прокуратура». Такая редакция данной главы, с одной стороны, не позволяет поставить знак равенства между су- дебной властью и прокуратурой, с другой – формально усиливает пози- цию авторов, воспринимающих прокуратуру как особый государственный орган или отдельную ветвь власти, наделенный такими полномочиями, как самостоятельность; функционирование от имени государства; выпол- нение свойственных только органам прокуратуры задач и функций; наде- ление властными полномочиями; осуществление конкретно- организационной деятельности; обладание правовым статусом и действие на определенной территории
4
Согласно Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г.
№ 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Рос- сийской Федерации» значительно расширялись полномочия Президента
РФ по назначению на должность руководителей прокурорских органов.
После принятия названных выше поправок Генеральный прокурор РФ и его заместители назначались на должность и освобождались от должности
Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъ- ектов РФ назначались на должность Президентом РФ по представлению
Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Для осво- бождения прокуроров субъектов РФ согласование не требовалось, а лишь
1
Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В. Ю. Шобухин. – Екатеринбург, 2005.
2
Дьячков Д. А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов (на примере
Ярославской, Владимирской, Тверской областей) : дис. ... канд. юрид. наук / Д. А. Дьячков. – Ярославль, 2009.
3
Ткачев И. В. Прокуратура как государственный орган с особым статусом / И. В. Ткачев // Законность. – 2014. –
№ 9. – С. 19–21.
4
Ткачев И. В. Указ. соч. – С. 19–21.


36 представление Генерального прокурора РФ Президенту РФ. Иные проку- роры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним проку- роров, назначались на должность и освобождались от должности Прези- дентом РФ. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуро- ры назначались на должность и освобождались от должности Генераль- ным прокурором РФ
1
Президент РФ В. В. Путин 15 января 2020 года, выступая с ежегод- ным посланием Федеральному Собранию РФ, сказал: «Убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально- территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, скажу больше, просто суще- ствовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой»
2
. В этой части данное послание Президента РФ в некоторой степени коснулось и организации деятельности органов прокуратуры. В соответствии с Указом Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Рос- сийской Федерации с внесенными в нее поправками» теперь статья
129 Конституции РФ изложена в следующей редакции.
1 Прокуратура Российской Федерации – единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2 Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на житель- ство или иного документа, подтверждающего право на постоянное прожи- вание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным зако- ном, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные
1
Собрание законодательства РФ. – 10.02.2014. – № 6. – Ст. 548.
2
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. // Российская газета. – 2020. – № 7.

37 денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3 Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Гене- рального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности
Президентом Российской Федерации.
4 Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после кон- сультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Прези- дентом Российской Федерации.
5 Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен феде- ральным законом.
6 Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры го- родов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на долж- ность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Россий- ской Федерации.
Говоря о соотношении положений Конституции РФ и Закона о про- куратуре РФ следует отметить, что в соответствии с п. «о» статьи 71 Кон- ституции РФ правовое регулирование статуса и деятельности прокурату- ры отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Тем самым нормативные акты субъектов Федерации не могут регламентиро- вать вопросы организации и деятельности прокуратуры России. До внесе- ния поправок в Конституцию РФ пункт «л» статьи 72 относили совмест- ному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатуры; нотариата и, в том числе, и прокуратуры. Данная норма была связана с тем, что назна- чение на должность прокуроров субъекта РФ осуществлялось лишь после согласования с органами государственной власти субъекта Российской
Федерации. Порядок и процедура дачи такого согласия определялись кон- ституциями (уставами) субъектов Федерации самостоятельно. С приняти-


38 ем поправок редакция пункта «л» ст. 72 Конституции РФ претерпела из- менение, с исключением из этого пункта органов прокуратуры. Тем са- мым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратили свое конституционное право на согласование назначения на должность прокурора субъекта РФ.
Помимо Конституции РФ, нормативно-правовые акты, составляю- щие правовую основу организации и деятельности прокуратуры Россий- ской Федерации, могут быть классифицированы в зависимости от уровня и юридической силы: 1) международные договоры Российской Федера- ции. Решения межгосударственных органов, как уже указывалось выше, принятые на основании положений международных договоров Россий- ской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Рос- сийской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации; 2)
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и федераль- ные законы. Однако они не исключают, более того предусматривают, воз- можность регулирования отдельных вопросов организации и деятельности прокуратуры нормативными актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Россий- ской Федерации и др
1
Международные договоры. В части 2 статьи 3 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» закреплено положение о том, что деятельность прокуратуры Российской Федерации осуществляется в соот- ветствии с международными договорами Российской Федерации. Без- условно, это указывает на то, что международные договоры являются од- ной из правовых основ организации и деятельности прокуратуры России.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера- ции являются составной частью ее правовой системы. Если международ- ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного до- говора. Безусловно, отсюда следует, что по юридической силе такие меж-
1
Победкин А. В. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» / А. В. Победкин,
В. Н. Яшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

39 дународные договоры, нормы и принципы международного права выше, чем иные нормативные акты. Однако если при их истолковании они про- тиворечат Конституции РФ, то они не подлежат исполнению в нашей стране.
В числе международно-правовых основ организации и деятельности прокуратуры указывается лишь на международные договоры Российской
Федерации, вместе с тем элементом правовой основы являются нормы и принципы международного права, под которыми понимаются императив- ные нормы международного права, принимаемые и признаваемые между- народным сообществом государств в целом, отклонение от которых недо- пустимо.
Под общепризнанной нормой международного права следует пони- мать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федера- цией с иностранным государством (или государствами) либо с междуна- родной организацией в письменной форме и регулируемое международ- ным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
1
Правовая основа «сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де- лам» государств – членов Содружества Независимых Государств преду- смотрена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
2
Напри- мер, одним из видов правовой помощи при непосредственном осуществ- лении международных договоров является выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, особенность которой состоит в ее регулировании специальными международными договорами и отдель-
1
О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и меж- дународных договоров Российской Федерации : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федера- ции от 10 октября 2003 г. № 5 // Рос. газета. – 2003. – 2 дек.
2
О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов- ным делам : Федеральный закон от 21.07.1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 15. – Ст. 1684.


40 ными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора РФ
1
. В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 3 июня 2020 г.
№ 297 «О порядке осуществления международного сотрудничества орга- нами и организациями прокуратуры Российской Федерации» прямо ука- зывается на взаимодействие с компетентными органами иностранных гос- ударств о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения при- говора, правовой помощи и правоохранительном содействии, с аргумен- тацией позиции Генеральной прокуратуры РФ при рассмотрении указан- ных запросов
2
. В названном приказе также ведется речь и о передаче и принятии лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер меди- цинского характера, правовой помощи, а также в связи с проведением проверки соблюдения запрета, установленного Федеральным законом от
07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Россий- ской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовы- ми инструментами». Только в 2020 году по запросу Генеральной прокура- туры РФ экстрадированы: из Греции двое граждан для привлечения к уго- ловной ответственности, а также для отбывания наказания; из Франции – гражданин, признанный виновным в похищении человека; из Киргизской
Республики – приговоренная к 15 годам лишения свободы и конфискации имущества за контрабанду наркотических средств. Также в рамках меж- дународного сотрудничества были выданы России лица для уголовного преследования или исполнения приговора из Кипра, Марокко, Испании,
Польши и других государств.
В то же время Генеральная прокуратура РФ, выполняя обязательства по международному сотрудничеству, давала согласие на экстрадирование лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в Чехию, Бело- руссию, Турцию, Азербайджан и другие страны
3 1
О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней : Федеральный закон от 01.10.1999 г. // СЗ РФ. – 1999. – № 43. – Ст. 5129.
2
О порядке осуществления международного сотрудничества органами и организациями прокуратуры Россий- ской Федерации : Приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2020 г. – № 297.
3
URL: https://genproc.gov.ru/ms/ms_news/archive/.

41
По информации
Главного управления международно- правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с междуна- родными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федера- ции.
В частности, Генеральная прокуратура РФ принимает активное уча- стие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных
Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств
(СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения
Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики
Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Респуб- лики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций
(Международная ассоциация прокуроров). В частности, представители Ге- неральной прокуратуры РФ в составе российских делегаций участвуют в ра- боте сессий и (или) рабочих групп органов и профильных структур в комис- сиях ООН по наркотическим средствам, предупреждению преступности и уголовному правосудию; конференциях государств – участников Конвен- ции ООН против транснациональной организованной преступности и Кон- венции ООН против коррупции. Генеральная прокуратура РФ представлена в Совете Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и под- чиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров) и других международных организациях
1
Продолжается успешное международное сотрудничество Генераль- ной прокуратуры РФ на многосторонней основе и в рамках Координаци- онного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ
(КСГП)
2
С июля 2021 года в Закон о прокуратуре РФ включен раздел IV.1.
(ст. 39.1) «Представительство и защита интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межго-
1
URL: https://genproc.gov.ru/ms/.
2
Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 2000. –
№ 1. – С. 79–86; URL: http://www.ksgp-cis.ru/.


42 сударственных) судах, иностранных и международных третейских судах
(арбитражах)
1
. Тем самым Генеральной прокуратуре Российской Федера- ции предоставляется право защиты интересов Российской Федерации, кроме случаев рассмотрения споров между Российской Федерацией и иностранными государствами (за исключением споров, рассматриваемых
Европейским Судом по правам человека) или международными организа- циями, а также споров, связанных с договорными (контрактными) обяза- тельствами дипломатических представительств и консульских учрежде- ний Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях, иных официальных представительств Рос- сийской Федерации и представительств федеральных органов исполни- тельной власти, находящихся за пределами территории Российской Феде- рации, если иное не предусмотрено отдельными решениями Президента
Российской Федерации. Помимо того, Генеральная прокуратура РФ обес- печивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в
Суде Евразийского экономического союза, Экономическом суде Содру- жества Независимых Государств и в соответствии со ст. 39.2 Закона о прокуратуре РФ защищает интересы Российской Федерации при рассмот- рении Европейским Судом по правам человека жалоб, поданных против
Российской Федерации на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также представляет интересы Российской Федерации при рассмотрении Европейским Судом по правам человека жалоб, подан- ных в соответствии с пунктом 3 данной статьи Российской Федерацией в связи с нарушением другими государствами положений Конвенции о за- щите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федера-
ции». Закон о прокуратуре РФ был принят 17 января 1992 г. В дальней- шем в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Очеред- ные изменения были внесены Федеральным законом от 01.07.2021
г.
№ 265-ФЗ
2 1
Закон о прокуратуре РФ в ред. Федерального закона от 01.07.2021 г. № 265-ФЗ.
2
О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 01.07.2021 г.)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

43
В Законе о прокуратуре РФ содержатся основные положения статуса прокуратуры в целом и различных составляющих ее звеньев, определяется понятие прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющей надзор за соблюдением Конституции РФ и ис- полнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномо- чиями, а также выполняющей иные функции.
В Законе о прокуратуре РФ обозначены основные принципы органи- зации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, система и структура органов прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней по руководству подчиненными органами прокуратуры.
В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характери- зующие отдельные виды (отрасли и иные функции) прокурорского надзо- ра, регулируются общие условия участия прокурора в рассмотрении дел судами.
Значительное место в Законе уделено вопросам прохождения служ- бы в органах прокуратуры и требованиям, предъявляемым к кадрам орга- нов и организаций прокуратуры. Закреплены ограничения, запреты и обя- занности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры, а также основания для прекращения службы в органах и организациях про- куратуры.
Отдельным блоком в Законе о прокуратуре РФ рассматриваются во- просы материального, социального обеспечения и меры правовой защиты прокурорских работников.
Закон о прокуратуре РФ является базовым документом, определяю- щим организацию и обеспечение деятельности органов военной прокура- туры
1
Федеральные законы, регламентирующие деятельность органов
прокуратуры. Помимо Закона о прокуратуре РФ деятельность органов прокуратуры регламентируется также и иными федеральными законами.
В частности, процессуальное положение прокурора в уголовном, граждан- ском, арбитражном процессе, при производстве по делам об администра-
1
Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.