ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел II. Деятельность прокуратуры Российской Федерации
2.1
Место и роль прокуратуры в системе государственных
органов Российской Федерации
Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ состоит из трех самостоятельных ветвей: законодательной, исполнительной и су- дебной. Органы прокуратуры не относятся ни к одной из них. Как указы- валось выше, положения, касающиеся прокуратуры, включены в ст. 129 гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ. В ней определе- ны только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и проку- роров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о прокуратуре РФ.
Закреплением в Конституции РФ специальной главы «Судебная власть и прокуратура» в очередной раз доказывается, что прокуратура не только не является частью судебной власти и не принадлежит к судебной системе, а занимает особое положение среди иных органов государствен- ной власти Российской Федерации. Таким образом, прокуратура является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать неукоснительное соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, принятых в Российской Федерации
1
. Конституционная гарантированность принципа единства и централизации прокуратуры устанавливает в ее си- стеме: единство целей и задач; подчинение нижестоящих прокуроров вы- шестоящему и Генеральному прокурору РФ; независимость органов про- куратуры при осуществлении своих полномочий от органов государствен- ной власти; единство требований, предъявляемых к работникам прокура- туры при поступлении на службу и ее прохождении; установление едино- го механизма прокурорского реагирования на нарушение законов.
Безусловно, такая конституционно-правовая природа прокуратуры не только определяет ее место в системе органов государственной власти
1
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
53 страны, общественных отношений и иных субъектов права, но и свиде- тельствует о придании данному органу государственной власти конститу- ционной стабильности и установлении ее особого положения.
Вполне возможно, что такой конституционно-правовой статус про- куратуры в недалеком будущем, как пишет В. Е. Чиркин, может послу- жить прологом к изменению статьи 10 Конституции РФ об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, поскольку идет про- цесс постепенного «отпочкования» новой ветви власти, контрольной. И он
(процесс) ещё не завершён: во многих странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска
1
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно та- кой конституционно-правовой статус современной российской прокура- туры и дает ей право:
– осуществлять надзор за исполнением действующих на территории
Российской Федерации законов;
– во взаимодействии с законодательной властью участвовать в зако- нодательном процессе и тем самым способствовать единообразному ис- полнению законов на территории Российской Федерации и осуществле- нию исполнительной власти в рамках закона;
– в соответствии с процессуальным законодательством Российской
Федерации участвовать в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывать противоречащие закону реше- ния, приговоры, определения и постановления судов и тем самым оказы- вать содействие судебной власти в обеспечении правосудия.
2.2 Понятие и сущность прокурорского надзора
Под прокурорским надзором понимается самостоятельная и специ- фическая государственная деятельность, которая осуществляется только органами прокуратуры через специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров). Главная ключевая задача органов прокуратуры – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, за-
1
Чиркин В. Е. Контрольная власть / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1993. – № 4. – С. 18. Также см.:
Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. – Москва, 1996. – С. 433.
54 щита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляемая ими посредством вы- явления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности.
При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюде- нием прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оператив- но-хозяйственную деятельность организаций (пункт 2 статьи 26 Закона о прокуратуре)
1
, а надзирают за соблюдением Конституции Российской Фе- дерации и за исполнением российских законов.
Прокурорский надзор не распространяется на граждан, как, напри- мер, это было по Положению о прокурорском надзоре от 24.05.1955 г. и
Законом о прокуратуре СССР 1979 г. В то же время при обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор может вынести мо- тивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уго- ловном преследовании
2
Законом о прокуратуре РФ в редакции от 17.02.2015 г. № 2-П было закреплено, что прокуратура Российской Федерации как единая федераль- ная централизованная система органов осуществляет от имени Россий-
ской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Феде- рации и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации. Тем самым законодательное установление «надзор от имени
Российской Федерации» прямо указывало на отличие прокурорского надзора от иных видов контроля, именуемых в некоторых случаях надзо- ром и осуществляемых такими государственными органами, как Роспо- требнадзор, Россельхознадзор, Госпожнадзор, Росприроднадзор и др.
3
В отличие от контрольно-надзорной деятельности таких государственных органов прокурорский надзор за исполнением законов имеет самые широ-
1
См. подробнее: Бессарабов В. Г. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина /
В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. – Москва : Издательский Дом «Городец». – 2007.
2
п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ред.
Федерального закона РФ от 5.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
3
Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М. С. Шалумов // Государство и право. – 1999. – № 1. – С. 79–80.
55 кие границы его осуществления, распространяется на все урегулирован- ные ими сферы жизни, в том числе и на законность деятельности контро- лирующих органов, и осуществляется с использованием полномочий, ко- торыми наделяются только органы прокуратуры.
Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ), в пункте 1 статьи 1 положение об осуществлении прокурорского надзора от имени Российской Федерации исключено. Думается, что такая редакция
Закона о прокуратуре РФ в этой части наиболее верная, поскольку обла- дание прокурорами особой разновидностью властных правоотношений, выдвижение ими конкретных требований об устранении нарушений зако- на поднадзорным органом или должностным лицом, восстановление нарушенных законных прав и интересов граждан, защита государства и его институтов свидетельствует об опоре органов прокуратуры на проч- ную конституционную основу и обладание прокурорско-надзорной вла- стью, делегированной органам прокуратуры государством.
Более того, согласно ст. 6 Закона о прокуратуре РФ требования про- курора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному испол- нению в установленный срок. Умышленное невыполнение поднадзорным органом либо должностным лицом требований прокурора влечет админи- стративную ответственность в соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ
1
Наиболее полно проявляются властно-надзорные полномочия про- курора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, органами, осуществляющими оператив- но-розыскную деятельность, исполняющими наказания и назначаемые су- дом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Для примера обратимся к положениям главы 4 Закона о прокуратуре
РФ «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учре- ждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принуди- тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу». В соответствии со статьями 32, 33, 34, входя-
1
Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
56 щими в данную главу, прокурор вправе:
1) посещать в любое время места содержания подозреваемых и об- виняемых в совершении преступлений, исправительные и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица за- держаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4) требовать объяснения от должностных лиц и создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужден- ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распо- ряжений, постановлений администрации органов и учреждений;
5) вносить протесты и представления; возбуждать производство об административных правонарушениях; отменять дисциплинарные взыска- ния, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
6) постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, за- ключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принуди- тельного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учре- ждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужден- ных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
2.3
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Под принципом понимается, во-первых, исходное, не требующее до- казательств положение теории (то же, что аксиома или постулат), а, во- вторых, внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведе-
57 ния (то же, что максима или заповедь)
1
. В деятельности прокуратуры так- же имеются принципы, то есть исходные положения, юридически закреп- ляющие наиболее характерные черты организации прокуратуры и опреде- ляющие ее юридическую природу. Эти принципы для прокурорских орга- нов и работников носят фундаментальный характер, обязательны для всех независимо от уровня прокуратуры в звеньях прокурорской системы или занимаемой должности любого прокурорского работника, и поэтому они лежат в основе деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры пронизывают все правовые нормы, регламентирующие ее деятельность, и являются стержнем всей прокурорской системы. Строгое и точное исполнение тре- бований, предъявляемых к прокурорским органам, означает последова- тельное воплощение в жизнь, в том числе и принципов организации, и де- ятельности прокуратуры.
Сведение воедино всех основных начал прокурорской деятельности позволяет выделить следующие основополагающие принципы, закреп- ленные в статье 4 Закона о прокуратуре РФ: централизации, независимо- сти и самостоятельности, законности и гласности.
Принцип централизации прокурорской системы означает:
– органы прокуратуры составляют единую федеральную централи- зованную систему органов и организаций и действуют на основе подчине- ния нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору
Российской Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации со- ставляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организа- ции, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (в ред. Федерального закона от
21.07.2014 г.
№ 233-ФЗ);
– российская прокуратура едина и не подразделяется на федеральные и местные органы. Каждый прокурор в пределах своей юрисдикции выступает
1
Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. – Москва : Мысль, 2001.
58 как представитель единой федеральной централизованной прокурорской си- стемы, осуществляющий надзор от имени Российской Федерации;
– подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех их –
Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов, приравнен- ные к ним военные и другие специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором
Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директо- ров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации, а также дирек- торов филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прирав- ненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, дей- ствующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов
Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указа- ния, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих ап- паратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Фе- дерации. Генеральному прокурору РФ подконтрольны все подчиненные прокуроры. Он вправе проверять деятельность прокуратур низовых звень- ев, давать указания по конкретным вопросам прокурорам районов, горо- дов, минуя прокуроров субъектов Российской Федерации;
– нормативные акты Генерального прокурора по вопросам организа- ции и деятельности прокурорской системы (приказы, указания, распоря- жения, положения и инструкции) обязательны для исполнения всеми ра- ботниками органов и учреждений прокуратуры (в ред. Федерального за- кона от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ).
Принцип независимости органов прокуратуры является одной из гарантий обеспечения объективности и дает возможность руководство- ваться только законами в служебной деятельности и выполнять свой слу- жебный долг.
59
Принцип независимости означает:
– осуществление прокурорских полномочий независимо от феде- ральных органов государственной власти, органов государственной вла- сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознаком- ления иначе как в случаях, когда необходимо ознакомить гражданина с материалами проверки, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки, гражданину разъясняется право обжаловать при- нятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд (в ред. Федераль- ного закона от 02.07.2013
г. № 156-ФЗ);
– недопустимость воздействия в какой-либо форме федеральных ор- ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им ре- шение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности, что влечет за собой установленную законом ответственность (в ред. Феде- рального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– запрещение прокурорским работникам быть членами обществен- ных объединений, преследующих политические цели, и принимать уча- стие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объеди- нений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служеб- ной деятельности не связаны решениями общественных объединений;
– прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, об- разуемых органами государственной власти и органами местного само- управления (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением
60 случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом
Российской
Федерации в порядке, установленном уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации (в ред. Феде- рального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением слу- чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (в ред. Федерального закона от 28.12.2010
г. № 404-ФЗ);
– прокурорские работники не вправе совмещать свою основную дея- тельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педа- гогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансиро- ваться исключительно за счет средств иностранных государств, междуна- родных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором
Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
– прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дей- ствующих на территории Российской Федерации их структурных подраз- делений, если иное не предусмотрено международным договором Россий- ской Федерации или законодательством Российской Федерации (в ред.
Федеральных законов от 02.03.2007
г. № 24-ФЗ, от 02.07.2013
г. № 185-ФЗ.
Гарантии обеспечения независимости прокурора дополняются ст. 6
Закона о прокуратуре, устанавливающей обязательность исполнения тре- бований прокурора. Безусловно, прежде всего, речь идет о требованиях прокурора, вытекающих из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1,
22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре. Они подлежат безусловному испол- нению в установленный срок. Прокурор может запросить статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, которые
2.1
Место и роль прокуратуры в системе государственных
органов Российской Федерации
Государственная власть в соответствии с Конституцией РФ состоит из трех самостоятельных ветвей: законодательной, исполнительной и су- дебной. Органы прокуратуры не относятся ни к одной из них. Как указы- валось выше, положения, касающиеся прокуратуры, включены в ст. 129 гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» Конституции РФ. В ней определе- ны только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и проку- роров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о прокуратуре РФ.
Закреплением в Конституции РФ специальной главы «Судебная власть и прокуратура» в очередной раз доказывается, что прокуратура не только не является частью судебной власти и не принадлежит к судебной системе, а занимает особое положение среди иных органов государствен- ной власти Российской Федерации. Таким образом, прокуратура является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать неукоснительное соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, принятых в Российской Федерации
1
. Конституционная гарантированность принципа единства и централизации прокуратуры устанавливает в ее си- стеме: единство целей и задач; подчинение нижестоящих прокуроров вы- шестоящему и Генеральному прокурору РФ; независимость органов про- куратуры при осуществлении своих полномочий от органов государствен- ной власти; единство требований, предъявляемых к работникам прокура- туры при поступлении на службу и ее прохождении; установление едино- го механизма прокурорского реагирования на нарушение законов.
Безусловно, такая конституционно-правовая природа прокуратуры не только определяет ее место в системе органов государственной власти
1
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
53 страны, общественных отношений и иных субъектов права, но и свиде- тельствует о придании данному органу государственной власти конститу- ционной стабильности и установлении ее особого положения.
Вполне возможно, что такой конституционно-правовой статус про- куратуры в недалеком будущем, как пишет В. Е. Чиркин, может послу- жить прологом к изменению статьи 10 Конституции РФ об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, поскольку идет про- цесс постепенного «отпочкования» новой ветви власти, контрольной. И он
(процесс) ещё не завершён: во многих странах тенденция обособления контрольной власти имеет лишь характер поиска
1
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что именно та- кой конституционно-правовой статус современной российской прокура- туры и дает ей право:
– осуществлять надзор за исполнением действующих на территории
Российской Федерации законов;
– во взаимодействии с законодательной властью участвовать в зако- нодательном процессе и тем самым способствовать единообразному ис- полнению законов на территории Российской Федерации и осуществле- нию исполнительной власти в рамках закона;
– в соответствии с процессуальным законодательством Российской
Федерации участвовать в рассмотрении дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами, опротестовывать противоречащие закону реше- ния, приговоры, определения и постановления судов и тем самым оказы- вать содействие судебной власти в обеспечении правосудия.
2.2 Понятие и сущность прокурорского надзора
Под прокурорским надзором понимается самостоятельная и специ- фическая государственная деятельность, которая осуществляется только органами прокуратуры через специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров). Главная ключевая задача органов прокуратуры – это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, за-
1
Чиркин В. Е. Контрольная власть / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1993. – № 4. – С. 18. Также см.:
Сравнительное конституционное право / отв. ред. В. Е. Чиркин. – Москва, 1996. – С. 433.
54 щита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляемая ими посредством вы- явления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности.
При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюде- нием прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оператив- но-хозяйственную деятельность организаций (пункт 2 статьи 26 Закона о прокуратуре)
1
, а надзирают за соблюдением Конституции Российской Фе- дерации и за исполнением российских законов.
Прокурорский надзор не распространяется на граждан, как, напри- мер, это было по Положению о прокурорском надзоре от 24.05.1955 г. и
Законом о прокуратуре СССР 1979 г. В то же время при обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор может вынести мо- тивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уго- ловном преследовании
2
Законом о прокуратуре РФ в редакции от 17.02.2015 г. № 2-П было закреплено, что прокуратура Российской Федерации как единая федераль- ная централизованная система органов осуществляет от имени Россий-
ской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Феде- рации и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации. Тем самым законодательное установление «надзор от имени
Российской Федерации» прямо указывало на отличие прокурорского надзора от иных видов контроля, именуемых в некоторых случаях надзо- ром и осуществляемых такими государственными органами, как Роспо- требнадзор, Россельхознадзор, Госпожнадзор, Росприроднадзор и др.
3
В отличие от контрольно-надзорной деятельности таких государственных органов прокурорский надзор за исполнением законов имеет самые широ-
1
См. подробнее: Бессарабов В. Г. Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина /
В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. – Москва : Издательский Дом «Городец». – 2007.
2
п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ред.
Федерального закона РФ от 5.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
3
Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности / М. С. Шалумов // Государство и право. – 1999. – № 1. – С. 79–80.
55 кие границы его осуществления, распространяется на все урегулирован- ные ими сферы жизни, в том числе и на законность деятельности контро- лирующих органов, и осуществляется с использованием полномочий, ко- торыми наделяются только органы прокуратуры.
Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о прокуратуре РФ (в ред. Федерального закона от 09.11.2020
г. № 367-ФЗ), в пункте 1 статьи 1 положение об осуществлении прокурорского надзора от имени Российской Федерации исключено. Думается, что такая редакция
Закона о прокуратуре РФ в этой части наиболее верная, поскольку обла- дание прокурорами особой разновидностью властных правоотношений, выдвижение ими конкретных требований об устранении нарушений зако- на поднадзорным органом или должностным лицом, восстановление нарушенных законных прав и интересов граждан, защита государства и его институтов свидетельствует об опоре органов прокуратуры на проч- ную конституционную основу и обладание прокурорско-надзорной вла- стью, делегированной органам прокуратуры государством.
Более того, согласно ст. 6 Закона о прокуратуре РФ требования про- курора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному испол- нению в установленный срок. Умышленное невыполнение поднадзорным органом либо должностным лицом требований прокурора влечет админи- стративную ответственность в соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ
1
Наиболее полно проявляются властно-надзорные полномочия про- курора при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования, органами, осуществляющими оператив- но-розыскную деятельность, исполняющими наказания и назначаемые су- дом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Для примера обратимся к положениям главы 4 Закона о прокуратуре
РФ «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учре- ждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принуди- тельного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу». В соответствии со статьями 32, 33, 34, входя-
1
Собрание законодательства РФ. – 07.01.2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
56 щими в данную главу, прокурор вправе:
1) посещать в любое время места содержания подозреваемых и об- виняемых в совершении преступлений, исправительные и иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица за- держаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
4) требовать объяснения от должностных лиц и создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужден- ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распо- ряжений, постановлений администрации органов и учреждений;
5) вносить протесты и представления; возбуждать производство об административных правонарушениях; отменять дисциплинарные взыска- ния, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;
6) постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, за- ключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принуди- тельного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учре- ждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужден- ных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
2.3
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Под принципом понимается, во-первых, исходное, не требующее до- казательств положение теории (то же, что аксиома или постулат), а, во- вторых, внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведе-
57 ния (то же, что максима или заповедь)
1
. В деятельности прокуратуры так- же имеются принципы, то есть исходные положения, юридически закреп- ляющие наиболее характерные черты организации прокуратуры и опреде- ляющие ее юридическую природу. Эти принципы для прокурорских орга- нов и работников носят фундаментальный характер, обязательны для всех независимо от уровня прокуратуры в звеньях прокурорской системы или занимаемой должности любого прокурорского работника, и поэтому они лежат в основе деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры пронизывают все правовые нормы, регламентирующие ее деятельность, и являются стержнем всей прокурорской системы. Строгое и точное исполнение тре- бований, предъявляемых к прокурорским органам, означает последова- тельное воплощение в жизнь, в том числе и принципов организации, и де- ятельности прокуратуры.
Сведение воедино всех основных начал прокурорской деятельности позволяет выделить следующие основополагающие принципы, закреп- ленные в статье 4 Закона о прокуратуре РФ: централизации, независимо- сти и самостоятельности, законности и гласности.
Принцип централизации прокурорской системы означает:
– органы прокуратуры составляют единую федеральную централи- зованную систему органов и организаций и действуют на основе подчине- ния нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору
Российской Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации со- ставляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организа- ции, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры (в ред. Федерального закона от
21.07.2014 г.
№ 233-ФЗ);
– российская прокуратура едина и не подразделяется на федеральные и местные органы. Каждый прокурор в пределах своей юрисдикции выступает
1
Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. – Москва : Мысль, 2001.
58 как представитель единой федеральной централизованной прокурорской си- стемы, осуществляющий надзор от имени Российской Федерации;
– подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех их –
Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов, приравнен- ные к ним военные и другие специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором
Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директо- ров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации, а также дирек- торов филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прирав- ненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, дей- ствующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов
Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указа- ния, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих ап- паратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Фе- дерации. Генеральному прокурору РФ подконтрольны все подчиненные прокуроры. Он вправе проверять деятельность прокуратур низовых звень- ев, давать указания по конкретным вопросам прокурорам районов, горо- дов, минуя прокуроров субъектов Российской Федерации;
– нормативные акты Генерального прокурора по вопросам организа- ции и деятельности прокурорской системы (приказы, указания, распоря- жения, положения и инструкции) обязательны для исполнения всеми ра- ботниками органов и учреждений прокуратуры (в ред. Федерального за- кона от 21.07.2014
г. № 233-ФЗ).
Принцип независимости органов прокуратуры является одной из гарантий обеспечения объективности и дает возможность руководство- ваться только законами в служебной деятельности и выполнять свой слу- жебный долг.
59
Принцип независимости означает:
– осуществление прокурорских полномочий независимо от феде- ральных органов государственной власти, органов государственной вла- сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознаком- ления иначе как в случаях, когда необходимо ознакомить гражданина с материалами проверки, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки, гражданину разъясняется право обжаловать при- нятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд (в ред. Федераль- ного закона от 02.07.2013
г. № 156-ФЗ);
– недопустимость воздействия в какой-либо форме федеральных ор- ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им ре- шение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности, что влечет за собой установленную законом ответственность (в ред. Феде- рального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– запрещение прокурорским работникам быть членами обществен- ных объединений, преследующих политические цели, и принимать уча- стие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объеди- нений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служеб- ной деятельности не связаны решениями общественных объединений;
– прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, об- разуемых органами государственной власти и органами местного само- управления (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением
60 случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом
Российской
Федерации в порядке, установленном уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации (в ред. Феде- рального закона от 28.12.2010 г. № 404-ФЗ);
– не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением слу- чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (в ред. Федерального закона от 28.12.2010
г. № 404-ФЗ);
– прокурорские работники не вправе совмещать свою основную дея- тельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педа- гогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансиро- ваться исключительно за счет средств иностранных государств, междуна- родных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором
Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
– прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дей- ствующих на территории Российской Федерации их структурных подраз- делений, если иное не предусмотрено международным договором Россий- ской Федерации или законодательством Российской Федерации (в ред.
Федеральных законов от 02.03.2007
г. № 24-ФЗ, от 02.07.2013
г. № 185-ФЗ.
Гарантии обеспечения независимости прокурора дополняются ст. 6
Закона о прокуратуре, устанавливающей обязательность исполнения тре- бований прокурора. Безусловно, прежде всего, речь идет о требованиях прокурора, вытекающих из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1,
22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре. Они подлежат безусловному испол- нению в установленный срок. Прокурор может запросить статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, которые