Файл: Экономическая сущность расходов классификация и виды расходов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Поступления от продажи объекта ОС - 11 800 руб. (в т.ч. НДС - 1 800 руб.); доход по принадлежащим организации акциям акционерного общества - 30 000 руб.; проценты по предоставленному работнику займу - 400 руб.
- Первоначальная стоимость реализованного объекта ОС - 10 000 руб., сумма начисленной амортизации - 4 000 руб. Организацией осуществлены расходы:
- Признан к уплате штраф за нарушение условий договога аренды - 3 700 руб.; списана дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности - 15 000 руб.
При проведении инвентаризации товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и пр.).
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.
Расходы, возникающие вследствие пожара, в бухгалтерском учете признаются прочими расходами (п. 13 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
В налоговом учете потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Налоговые органы считают, что для признания в целях налогообложения прибыли внереализационных расходов материальные потери от пожара необходимо документально подтвердить:
- справкой Управления Государственной противопожарной службы, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания;
- актом инвентаризации. При этом в акте нужно зафиксировать стоимость утраченного имущества.
Кроме того, организация должна документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного.
В связи с пожаром, случившимся на складе, принадлежавшем ООО «Омикрон», материалы были списаны следующим способом:
Дебет 94 - Кредит 10 (первичные документы: сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма ИНВ-19), справка органов Госпожнадзора о факте пожара);
Дебет 91/2 - Кредит 94 (первичные документы: постановление органов Госпожнадзора об отказе в возбуждении уголовного дела, бухгалтерская справка).
Наиболее распространенной прочей деятельностью является предоставление в аренду активов.
Доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду относятся к прочим доходам (расходам) организации. Но только в том случае, если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации.
ООО «Омикрон» сдает в аренду складские помещения. Ежемесячная сумма арендной платы, которую получает ООО «Омикрон» согласно договору, составляет 24 000 руб. (в том числе НДС - 4 000 руб.). Затраты, связанные со сдачей помещения в аренду (соответствующая доля амортизационных отчислений, зарплаты обслуживающего персонала и отчислений на социальное страхование, а также стоимость коммунальных услуг), составляют 10 000 руб. в месяц. Сдача имущества в аренду не является предметом деятельности ООО «Омикрон».
Бухгалтер ежемесячно делает проводки:
- Дебет 76 Кредит 91-1- 24 000 руб. - начислена арендная плата за отчетный период;
- Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"- 4 000 руб. - начислен НДС;
- Дебет 91-2 Кредит 02 (70, 69, 23, ...)- 10 000 руб. - отражены затраты, связанные со сдачей помещения в аренду;
- Дебет 51 Кредит 76- 24 000 руб. - получена сумма арендной платы;
- Дебет 91-9 Кредит 99-10 000 руб.- определен финансовый результат (прибыль) от сдачи имущества в аренду.
Для признания прибыли от сдачи в аренду прочими доходами были осуществлены два условия:
- сдача имущества в аренду не обозначена как вид деятельности в уставе организации;
- сумма доходов от аренды не превышает 5% от общей суммы выручки за отчетный период.
Вывод
В современной экономике существует несколько классификаций расходов. По типу встречаются следующие виды расходов:
- Одноэлементные.
- Накладные расходы или косвенные.
- Особые издержки.
Исходя из экономического содержания, виды бюджетных расходов бывают капитальными и текущими.
Капитальные расходы служат для обеспечения инноваций и инвестиций. Они включают в себя:
- затраты на инвестиции
- денежные средства
- затраты на проведение ремонтных работ или расходы
- расходы
- иные затраты
Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов.
Учетная политика организации является одним из наиболее важных документов, регулирующих бухгалтерский учет доходов и расходов в рамках организации. При этом учетная политика организации в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» должна основываться на нормах законодательства о бухгалтерском учете и нормативных актов органов, регулирующих бухгалтерский учет.
В настоящее время в России создается пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России.
Первая степень - это закон об аудиторской деятельности
Вторая степень - приказ президента, распоряжения правительства РФ
Третья степень - система нормативного регулирования аудиторской деятельности
Четвертая степень - способа аудиторской деятельности
Пятая степень - документы, нужные для регламентации стандартов.
В 2018 году организацией были получены доходы, не являющиеся доходами от обычных видов деятельности
Наиболее распространенной прочей деятельностью является предоставление в аренду активов.
Доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду относятся к прочим доходам (расходам) организации. Но только в том случае, если сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации.
ООО «Омикрон» сдает в аренду складские помещения. Ежемесячная сумма арендной платы, которую получает ООО «Омикрон» согласно договору, составляет 24 000 руб. (в том числе НДС - 4 000 руб.). Затраты, связанные со сдачей помещения в аренду (соответствующая доля амортизационных отчислений, зарплаты обслуживающего персонала и отчислений на социальное страхование, а также стоимость коммунальных услуг), составляют 10 000 руб. в месяц. Сдача имущества в аренду не является предметом деятельности ООО «Омикрон».
2. Анализ расходов предприятия.
2.1 Задачи анализа.
Важными показателями, характеризующими деятельность предприятий, являются расходы. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние экономических субъектов.
Основная цель анализа расходов - эффективное управление их величиной, что выражается в максимизации доходов и минимизации расходов.
Основными задачами анализа расходов являются:
изучение в динамике и в сравнении с планом общей величины доходов и расходов, а также изучение их состава и структуры;
изучение причин изменения расходов по статьям калькуляции; проведение факторного анализа прямых расходов и выполнения смет косвенных расходов;
анализ себестоимости по видам продукции, работ, услуг; выявление убыточных изделий (работ, услуг) и имеющих наибольшее значение в объеме производства и реализации;
анализ себестоимости новых изделий (работ, услуг) в сравнении с проектной (плановой) себестоимостью;
поиск возможностей сокращения различных видов расходов; выявление непроизводительных расходов, потерь и принятие решений по их устранению и предупреждению;
оптимизация расходов в сравнении с объемами и финансовыми результатами;
оценка процесса ценообразования;
оценка эффективности каналов сбыта продукции (товаров, работ, услуг) и др.
Объектами анализа расходов являются следующие показатели:
полная себестоимость произведенной и проданной продукции (работ, услуг), в целом, и по элементам затрат;
расходы на 1 рубль готовой продукции (работ, услуг); себестоимость отдельных изделий (работ, услуг); отдельные статьи затрат; цены на отдельные изделия (работы, услуги); выручка от продаж;
объем продаж по видам изделий (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражении;
2.2 Анализ расходов по форме 2 «отчет о прибыли и убытках».
Анализ расходов предприятия по данным бухгалтерской отчетности заключается в расчете показателей динамики и структуры расходов, анализе контролируемости расходов, расчете показателей ресурсоемкости продукции и критического объема продаж (точки безубыточности).
Предварительным этапом в анализе расходов предприятия является анализ положений учетной политики, регламентирующих учет расходов. Если учетная политика недоступна для анализа, можно установить метод калькуляции себестоимости (калькуляция с полным распределением затрат или калькуляция по переменным затратам (директ - костинг) на основании формы № 2: заполненная строка «Управленческие расходы», говорит о применении директ - костинга, незаполненная -- о калькуляции с полным распределением затрат.
При анализе динамики и структуры расходов используются формы № 1, № 2, № 5 и динамика расходов (Приложение B1). Начиная анализ расходов по данным бухгалтерской отчетности, необходимо помнить, что все расходы должны найти свое отражение в форме № 2 (расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы), либо должны быть включены в состав активов (и найти свое отражение в форме № 1).
Данные таблицы (Приложение В1) Расходы по обычным видам деятельности показывают, что в структуре затрат от обычных видов деятельности наибольший удельный вес имеют затраты на оплату труда сотрудников предприятия (в среднем 33,2%) и прочие затраты (в среднем 31,2%). Далее по убыванию следуют материальные затраты (22,2%), амортизация (7,3%) и отчисления на социальные нужды (5,8%). Структура затрат от обычных видов деятельности в течение 2007-2009 гг. сохраняется.
Данные таблицы (Приложение B2) Динамика расходов показывают, что в период 2016-2018 гг. общая сумма расходов предприятия возросла на 22,9% за счет роста в основном прочих затрат по основному виду деятельности и прочих расходов предприятия. В 2017-2018 гг. расходы предприятия снизились на 29,04% за счет снижения прочих расходов (на 30,3%), затрат на оплату труда (7,4%) и соответственно отчислений на социальные нужды (5,4%).
Структуру расходов следует анализировать по направлениям деятельности, элементам расходов и статьям калькуляции.
Анализ расходов проводится по следующим направлениям:
- выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов (горизонтальный анализ);
- рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (вертикальный анализ);
- при наличии информации за несколько периодов проводится трендовый анализ доходов и расходов;
- определяются различные соотношения доходов и расходов организации (коэффициентный анализ):
-соотношение общей суммы доходов и расходов,
-соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности,
-соотношение прочих доходов и расходов.
Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный периоды, что позволяет выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.
Структура расходов по обычным видам деятельности по элементам анализируется по данным формы № 5:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты.
Анализ структуры расходов по обычным видам деятельности по статьям калькуляции в полном объеме не может быть произведен. По данным бухгалтерской отчетности возможна лишь такая разбивка:
- себестоимость реализации;
- коммерческие расходы;
- управленческие расходы.
В процессе интерпретации полученных результатов надо обратить внимание на темп прироста расходов и их составляющих в соотношении с темпом прироста выручки, при этом, безусловно, рост выручки должен быть больше, только в этом случае прибыль организации будет возрастать. Анализируя структуру расходов, надо обратить внимание на удельный вес прочих расходов. Значительные суммы, отраженные как прочие расходы, затрудняют анализ, делая предприятие менее прозрачным с точки зрения внешних пользователей. Кроме того, стоит сопоставить расходы на производство и реализацию всей продукции и расходы на производство и реализацию проданной продукции. Для растущей организации характерно превышение первого показателя над вторым.