Файл: Экономическая сущность расходов классификация и виды расходов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя структуру расходов по элементам, надо учитывать, что, как это отмечалось выше, некоторые элементы потенциально более «налогоемкие»: например, затраты на оплату труда, которые приводят к платежам в социальные фонды; амортизация, которая опосредованно связана с платежами по налогу на имущество. С учетом этого организация имеет стимул уменьшать «налогоемкие» элементы расходов, а также прибыль и увеличивать те элементы, которые более благоприятно сказываются на налоговых платежах, как, например, материальные затраты и прочие затраты (по которым имеет место возмещение НДС). Поэтому при анализе надо иметь в виду, что, возможно, элементы расходов -- затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация преуменьшены, а материальные и прочие расходы преувеличены. Особое внимание при анализе структуры расходов следует уделять резким изменениям показателей удельных весов. За этими изменениями могут стоять и изменения технологии, вида деятельности, изменения в номенклатуре продукции, а также схемы налоговой оптимизации, следствием начала применения которых как раз и бывает резкое уменьшение «налогоемких» составляющих и увеличение материальных и прочих расходов.
Далее следует оценка изменений этих соотношений в отчетном году по сравнению с предыдущим. Если имеют место отклонения, превышающие по модулю 10 %, то следует вывод о «неконтролируемости» затрат, что негативно характеризует как эффективность менеджмента, так и качество прибыли.
Анализ критического объема продаж позволяет оценить степень коммерческой надежности предприятия, то есть его устойчивость к снижению спроса и соответственно объема продаж.
Для расчета критического объема продаж:
К переменным затратам условно можно отнести материальные затраты практически в полном объеме, значительную часть затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Все остальные затраты можно квалифицировать как постоянные.
Анализируя результаты расчетов, следует оценить достаточность запаса коммерческой надежности организации (он не должен быть меньше 10 %), а также оценить операционный риск организации.
Операционный риск связан с удельным весом постоянных расходов, чем он больше, тем больше возможный убыток предприятия в случае падения объема производства и продаж, но в то же время значительные постоянные затраты позволяют организации резко увеличивать прибыль в благоприятные периоды своей деятельности, в условиях роста объема реализации. Таким образом, в процессе анализа надо сопоставить структуру расходов и общую динамику объема реализации.
Анализ безубыточности проводится по показателям доходов и расходов от обычных видов деятельности.
Также проводится анализ ресурсоемкости продукции, целью которого является установление удельных расходов на ресурсы на 1 руб. выручки и отслеживание их динамики, которая характеризует тенденции изменения эффективности использования ресурсов. От показателей ресурсоемкости во многом зависит динамика маржи и прибыли от продаж..
Оценивая результаты расчетов, следует обращать внимание на динамику показателей ресурсоемкости, связанных с «налогоемкими» элементами затрат. Положительной оценки заслуживает снижение показателей ресурсоемкости, поскольку следствием такой динамики является рост рентабельности продаж.
Снижение зарплатоемкости одновременно с ростом материалоемкости может свидетельствовать о том, что организация изменила технологию в направлении уменьшения создаваемой добавленной стоимости. С одной стороны, это отрицательно характеризует производство и может расцениваться как его деградация, а с другой, развитие системы аутсорсинга, проявление которой фиксируется в бухгалтерской отчетности именно как снижение добавленной стоимости, является вполне прогрессивным признаком развития бизнеса.
Факторный анализ расходов от обычной деятельности выполняется по затратоотдаче.
Исходными данными для анализа являются:
- выручка от продажи товаров за отчетный и предыдущий годы из формы № 2;
В процессе интерпретации полученных результатов необходимо дать оценку контролируемости расходов и выявить причины, повлекшие изменение расходов.
Анализ расходов предприятия по данным методикам дает полную оценку всему предприятию и позволяет при эффективном управлении расходами достичь высоких результатов деятельности предприятия, максимизировать прибыль и повысить эффективность производства.
Главная цель для любого предприятия – получение прибыли. На основе предоставленных данных в таблице можно проанализировать финансовые результаты предприятия ООО «Омикрон» за 2017-2018 год.
По данным, предоставленным в таблице (Приложение В3), видно, что высокая выручка позволяет предприятию оставаться в плюсе. Чистая прибыль на 2018 год составила 90710 рублей. При этом наблюдается положительная динамика финансовых результатов предприятия. Так, в 2017 году в ООО «Омикрон» чистая прибыль составляла 85684 рублей.
На величину чистой прибыли помимо выручки, только в негативном ключе, повлияло изменение управленческих расходов. По сравнению с 2017 годом, когда ее размер составлял 245060 тыс рублей, в 2018 году он увеличился на 57810 тыс рублей и в конечном итоге составил 302870 тыс рублей. Кроме того, уменьшению возможной чистой прибыли поспособствовало увеличение текущего налога на прибыль. За год он увеличился на 12974 тыс. рублей.
Исходя из информации, предоставленной выше, можно сделать вывод, что предприятие ООО «Омикрон» движется в верном ключе. Из года в год выручка превышает расходы организации, с каждым годом становясь все больше. Так, благодаря выручке, чистая прибыль в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 5026 тысячи рублей
2.3. Анализ объекта по форме 1 «бухгалтерский баланс».
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении организации. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например в случае ликвидации организации. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Анализ проводится по балансу (форма №1) с помощью одного из следующих способов:
- анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;
- строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;
- производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.
Анализ непосредственно по балансу — дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.
можно выделить две основные черты вертикального анализа:
- переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учётом отраслевой специфики и других характеристик;
- относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчётности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости (устойчивости) организации. Так, например, увеличение доли собственных средств за счёт любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости организации. При этом наличие нераспределённой прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности .
Исследование изменения структуры активов организации позволяет получить важную информацию. Например, увеличение доли оборотных средств в имуществе может свидетельствовать:
- о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств организации;
- об отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической мобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса;
- о сворачивании производственной базы;
- об искажение реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учёта и т.д.
В общих чертах признаками «хорошего» баланса являются:
- валюта баланса в конце отчётного периода увеличилась по сравнению с началом;
- темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов;
- собственный капитал предприятия превышает заёмный и темпы его роста выше, чем темпы роста заёмного капитала;
- темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые;
- доля собственных средств в оборотных активах должна быть более 10 %.
Основным источником информации о финансово-экономических показателях деятельности ООО «Омикрон» является годовая отчетность:
· форма №1 «Бухгалтерский баланс» за 2017-2018 гг. .
Для начала стоит проанализировать структуру и динамику финансово-хозяйственного состояния организации.
Исходя из данных, предоставленных в таблице (Приложение В4)
Из таблицы (Приложение В4) видно, что активы организации уменьшились на 7 051 тыс. руб., или на 14,87 %. При этом произошло изменение структуры активов в сторону роста доли внеоборотных активов. В составе оборотных активов снижение по всем показателям: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства.
В составе пассивов также видим снижение:
- капитал и резервы на 6 135 тыс. руб., или на 38,11% (получение убытка в отчетном году);
- кредитов и займов на 2 092 тыс. руб., или на 18,57% (погашение кредита).
Следует отметить, что произошло увеличение кредиторской задолженности на 1 176 тыс. руб., или на 5,86%. Главным образом росту способствовала задолженность перед поставщиками и прочими кредиторами.
Проанализируем имущество предприятия. Имущество ООО «Омикрон» уменьшилось на 7051 тыс. руб., или на 14,87% за счет снижения внеоборотных средств на 1 129 тыс. руб.(6,4 %) и оборотных активов – на 5 922 тыс. руб.(20%). Наибольшее влияние оказало снижение оборотных активов (процент изменения к итогу изменения баланса составил 83,98%).В начале года в структуре активов наибольшую часть составляли оборотные активы 62,80%, а на внеоборотные активы приходилось только 37,20%, то на конец года оборотные активы составили 59,08%, то есть произошло снижение доли оборотных активов. Основной удельный вес в структуре активов на конец 2009 года занимают основные средства (30,60%), запасы (29,56%), дебиторская задолженность (29,39%).
В абсолютной величине стоимость основных средств за год уменьшилась на 1 129 тыс. руб., или на 8,38, однако их доля в общей сумме активов увеличилась на 1,07% вследствие внутренних факторов (начисление амортизации, списание, продажа). Дебиторская задолженность уменьшилась на 3290 тыс. руб., или 21,71%, а ее доля - на 2,57%, что является положительным моментом. Но сумма кредиторской задолженности в балансе значительно превышает сумму дебиторской – 9 367 тыс. руб. Запасы снизились на 2 128 тыс. руб. и составили на конец года 11 939 тыс. руб., доля запасов на конец периода составила 29,56%, по сравнению с началом года наблюдается уменьшение на 0,09 процентных пункта. На предприятии наблюдается негативная ситуация снижения стоимости имущества и увеличения доли внеоборотных активов в структуре актива.
Собственный капитал ООО «Омикрон» составляет на конец года 24,68%, краткосрочные обязательства – 75,31%, в том числе кредиторская задолженность – 52,58%.
Изучение структуры пассива баланса позволило установить причину финансовой неустойчивости организации. Такой причиной является высокая доля заемных средств (свыше 50%) в структуре источников финансирования хозяйственной деятельности.
Вывод
Основная цель анализа расходов - эффективное управление их величиной, что выражается в максимизации доходов и минимизации расходов.
Основными задачами анализа расходов являются:
изучение в динамике и в сравнении с планом общей величины доходов и расходов, а также изучение их состава и структуры;
изучение причин изменения расходов по статьям калькуляции; проведение факторного анализа прямых расходов и выполнения смет косвенных расходов;
анализ себестоимости по видам продукции, работ, услуг; выявление убыточных изделий (работ, услуг) и имеющих наибольшее значение в объеме производства и реализации;
анализ себестоимости новых изделий (работ, услуг) в сравнении с проектной (плановой) себестоимостью;
поиск возможностей сокращения различных видов расходов; выявление непроизводительных расходов, потерь и принятие решений по их устранению и предупреждению;
оптимизация расходов в сравнении с объемами и финансовыми результатами;
оценка процесса ценообразования;
Анализ расходов предприятия по данным бухгалтерской отчетности заключается в расчете показателей динамики и структуры расходов, анализе контролируемости расходов, расчете показателей ресурсоемкости продукции и критического объема продаж (точки безубыточности).