Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ФДО)
В. А. Гончарова
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Учебное пособие
Томск
2021

УДК 34(075.8)
ББК 67я73
Г 657
Гончарова В. А.
Г 657
Введение в профессию : учебное пособие / В. А. Гончарова. –
Томск : ФДО, ТУСУР, 2021. – 89 с.
В пособии освещается понятие юриспруденции как особого, социально важного вида профессиональной деятельности. Рассматриваются виды юриди- ческих специальностей, профессиональные требования к должностям, предпола- гающим необходимость наличия юридического образования.
Для студентов направления 40.03.01 «Юриспруденция», обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
© Гончарова В. А., 2021
© Оформление.
ФДО, ТУСУР, 2021

3
Оглавление
Введение ...................................................................................................................... 4
1 Общие методологические и теоретические положения учебного курса
«Введение в профессию» .......................................................................................... 6
1.1 Предмет учебного курса «Введение в профессию» .................................... 6 1.2 Метод учебного курса «Введение в профессию» ........................................ 7 1.3 Место учебного курса «Введение в профессию» в системе учебных дисциплин ....................................................................... 8
2 Понятие юриспруденции.
Общие особенности юридической профессии ................................................... 11
2.1 Понятие юриспруденции .............................................................................. 11 2.2 Виды юридической деятельности ............................................................... 14 2.3 Специфика потребностей в профессиональной деятельности юриста ... 20
3 Социальное содержание юридической профессии ........................................ 25
3.1 Роль юриста в обществе ............................................................................... 25 3.2 Профессиональная подготовленность юриста ........................................... 32
4 Юридические специальности ............................................................................ 43
4.1 Современные тенденции к расширению сфер юридической профессиональной деятельности ......................................... 43 4.2 Зарубежный опыт использования профессиональной юридической деятельности ......................................... 44 4.3 Частноправовое направление деятельности юриста ................................. 47 4.4 Публично-правовая сфера деятельности юриста ....................................... 58
Заключение ............................................................................................................... 83
Литература ................................................................................................................ 84
Глоссарий .................................................................................................................. 85


4
Введение
Важнейшей задачей юридического образования является подготовка ква- лифицированных специалистов – юристов – для профессионального осуществ- ления правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности во всех органах государственной власти, местного самоуправления, на предпри- ятиях и в организациях всех форм собственности. Актуализации качественной подготовки юристов способствует и расширение сфер возможного применения юридических знаний: появления юридического аудита, правовой экспертизы, повсеместного развития системы юридического консалтинга.
Должный уровень юридического образования, устойчивость и систем- ность приобретенных в ходе обучения знаний и умений являются залогом успеш- ной профессиональной реализации студента и – в масштабах государства – обес- печивают государственный и муниципальный, частный аппарат профессиона- лами-правоведами. Данное обстоятельство играет большую роль в построении и укреплении основ правового и социального государства, коим по смыслу поло- жений Конституции Российской Федерации является и наша страна.
Учебный курс «Введение в профессию» призван познакомить студентов с понятием юриспруденции как важного вида социальной деятельности, с видами юридической деятельности, юридическими специальностями и требованиями, предъявляемыми к ним. Изучение и понимание сущности профессии юриста, со- циальных и профессиональных требований-стандартов – составная часть про- цесса профессиональной подготовки юридических кадров.
Соглашения, принятые в учебном пособии
Для улучшения восприятия материала в данном учебном пособии исполь- зуются пиктограммы и специальное выделение важной информации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает определение или новое понятие.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведения или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чи- тателю лучше понять основные идеи.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

5
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает аксиому.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает изложенный материал или проводит анализ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·


6
1 Общие методологические и теоретические положения
учебного курса «Введение в профессию»
1.1 Предмет учебного курса «Введение в профессию»
Определение предмета учебного курса «Введение в профессию» является необходимым условием последовательного изучения и постижения смысла про- фессии юриста. Поскольку условием адекватного восприятия существа получае- мой профессии является раннее усвоение студентом-юристом характера его бу- дущей юридической деятельности, особое значение приобретает изучение юрис- пруденции как важного социального и правового явления. В этой связи следует заключить, что общим предметом рассматриваемого учебного курса является юриспруденция в многообразии ее форм и проявлений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В рамках представленного курса последовательно и системно освещается социальное назначение юриспруденции как науки, вида общественно полезной деятельности, образовательной составляю- щей; исследуются история возникновения и развития юриспруден- ции, профессиональные требования, предъявляемые к профессии юриста, система юридических специальностей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Результатом освоения учебной дисциплины должно стать фундаменталь- ное представление:
 о профессии юриста в целом и о ее разновидностях;
 психологии труда юристов;
 истории становления профессии юриста в различных социально-эконо- мических формациях;
 профессиональных навыках юриста;
 правовой культуре и правовой этике профессии юриста;
 других сущностных ее характеристиках.
В конечном итоге изучение профессиональной юридической деятельности определяется задачей ее совершенствования как с точки зрения повышения соб- ственно профессиональных качеств юриста, так и с точки зрения требований, предъявляемых обществом к представителям данной профессии.

7
1.2 Метод учебного курса «Введение в профессию»
Как каждая отрасль знаний и каждая учебная дисциплина, курс «Введение в профессию» имеет не только свой предмет, но и свой особый метод, позволя- ющий ответить на вопрос о том, каким образом данная учебная дисциплина спо- собствует познанию и усвоению собственного предмета.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине
понимается совокупность приемов, способов получения объектив-
ного и достоверного знания о предмете исследования. Данное поло-
жение распространяется также и на предмет учебной дисциплины
«Введение в профессию». Совокупность же методов научного по-
знания в действительности формирует методологию исследования.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Методология учебной дисциплины «Введение профессию» представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функ- ционирования юридической деятельности, профессии юриста, профессиональ- ных требований и навыков юриста.
К основным методам изучения, познания содержания и сущности юриди- ческой деятельности, применяемым в курсе «Введение в профессию», относятся:
1) общефилософский метод – диалектический метод, дающий возмож- ность раскрыть то или иное явление, в частности юридическую дея- тельность как социально подвижное явление в динамике и взаимодей- ствии с иными близкими ему явлениями: государством и правом;
2) общенаучный метод – системный метод (метод системного анализа), предполагающий рассмотрение юриспруденции как системного обра- зования;
3) общенаучный метод – функциональный метод, предполагающий изу- чение функций профессии юриста (например, функция обеспечения надлежащей подготовки специалистов юридического профиля; право- творческая, правоприменительная и правозащитная функции);
4) общенаучный метод – сравнительно-правовой метод, сущность кото- рого применительно к анализу юриспруденции состоит в сопоставле- нии отечественных юридических отраслей и особенностей с аналогами в зарубежных странах.
Приведенный список не является исчерпывающим для целей изучения и усвоения юриспруденции. В меньшей степени применяются методы анализа и


8 синтеза, дедукции и индукции, статистический и формально-юридический ме- тоды.
1.3 Место учебного курса «Введение в профессию»
в системе учебных дисциплин
Учебная дисциплина «Введение в профессию» носит вводный по отноше- нию к иным юридическим дисциплинам характер, является своего рода спосо- бом ознакомления студентов с той будущей деятельностью в ее многообразии и сложности, с которой им придется иметь дело в профессиональном плане. Дан- ная дисциплина при этом не однородна и не тождественна со схожими дисци- плинами, изучаемыми на начальном этапе освоения юридической профессии: профессиональной этикой юриста, правоохранительными органами и теорией государства и права.
Так, профессиональная этика юриста – это исторически сложившаяся со- вокупность нравственных норм, предписаний, кодексов, научных теорий о долж- ном поведении представителя юридической профессии, его нравственных каче- ствах и обязанностях. Как учебная дисциплина «Введение в профессию» лишь частично пересекается с данным курсом: основу изучаемого материала состав- ляют понятие и история юриспруденции как объективно развивающегося соци- ального явления, а также, что несколько роднит его с профессиональной этикой, требования, предъявляемые к лицам, претендующим на занятие определенных юридических должностей: судьи, прокурора, следователя. В то же время пред- метом профессиональной этики юриста являются более глубинные, нравствен- ные аспекты деятельности юриста. Часто в учебной литературе по профессио- нальной этике юриста перед студентом ставятся вопросы соотношения чувства и долга, морали, религии и права.
Теория государства и права представляет собой учебную дисциплину и фундаментальную юридическую науку, которая изучает сущность, наиболее об- щие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирова- ния государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. «Введение в профес- сию» активно использует категориальный аппарат теории государства и права: государство, право, права и свободы человека и гражданина. Теория государства и права формирует и наполняет содержанием сферы деятельности юриста: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную. В то же время


9 усвоение феномена юриспруденции как особого вида социально важной деятель- ности способствует более обстоятельному и глубокому изучению теории госу- дарства и права, наполняя ее сущностным смыслом.
Правоохранительные органы как учебная дисциплина в качестве предмета изучения имеют систему и структуру органов государственной власти, осуще- ствляющих охрану и защиту правопорядка, государственного строя, прав и сво- бод человека и гражданина. Основной целью данной учебной дисциплины явля- ется демонстрация роли правоохранительных органов в государственном меха- низме и в обществе, их особые полномочия по охране конституционного строя, прав человека, защите других социальных ценностей. В отличие от многих дру- гих курсов отраслевой направленности, учебная дисциплина «Правоохранитель- ные органы» посвящена изучению вопросов и положений организации и деятель- ности данных органов. Подробное же изучение особенностей деятельности су- дов, прокуратуры и следствия является предметом изучения специальных юри- дических дисциплин.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
«Введение в профессию» не предполагает обращения к си- стемно-структурным аспектам деятельности правоохранительных органов, однако с использованием понятий и категорий дисциплины
«Правоохранительные органы» определяет существо их деятельно- сти, выявляет профессиональные требования, необходимые для по- ступления на службу в органы прокуратуры, следствия, полиции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Учебная дисциплина «Введение в профессию» направлена на первоначаль- ное знакомство студентов с характером и существом юридической деятельности, активно использует понятийный и методологический аппарат других дисциплин и переплетается с ними в части предметов изучения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что составляет предмет учебной дисциплины «Введение в профес- сию»?
2. Какими методами оперирует учебная дисциплина «Введение в профес- сию»?
3. Что представляет собой диалектический метод?

10 4. Как соотносятся дисциплины «Введение в профессию» и «Профессио- нальная этика юриста»?
5. Что является предметом изучения учебной дисциплины «Правоохрани- тельные органы» и каково ее значение при изучении курса «Введение в профессию»?