Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66 2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражда- нин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;
3) судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного во- енного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда ав- тономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитраж- ного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализиро- ванного арбитражного суда может быть гражданин, достигший воз- раста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не ме- нее 7 лет;
4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конститу- ционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в обла- сти юриспруденции не менее 5 лет.
Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность су- дьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:
1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъ- ектов Российской Федерации, должностях государственной службы, му- ниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия
Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должно- стях в юридических службах организаций, должностях в научных орга- низациях;
2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональ- ным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Правовой статус
1   2   3   4   5   6   7

сотрудника полиции, его права, обязанности и гарантии деятельности установлены нормами Федерального закона

67 от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О полиции». Согласно его положениям, сотрудником полиции является гражданин Российской
Федерации, который осуществляет служебную деятельность на долж- ности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное зва- ние, предусмотренное ст. 26 данного Федерального закона.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодатель- ные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обес- печивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом феде- ральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ре- гулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, зако- нодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным ре- гламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), от- данные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному на- чальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распоря- док организации, входящей в систему федерального органа исполни- тельной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охра- няемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

68 10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о при- обретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобрете- ния гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и за- преты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной за- интересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предот- вращению такого конфликта;
14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупцион- ного правонарушения.
Примечательно то, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, проис- шествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и
(или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места со- вершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный ор- ган или подразделение полиции.


69
Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.
Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиня- ется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые соответствующим
Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руко- водствоваться законом. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обя- занностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, наси- лие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требо- ваний сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законом.
Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и граж- данина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных за- конодательством Российской Федерации. Государственная защита жизни и здо- ровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также иму- щества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации.
Вопросы кадрового обеспечения органов полиции установлены Федераль- ным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные зако- нодательные акты Российской Федерации», согласно которому на службу в ор- ганы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должност- ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад- лежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком
Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным Федеральным законом, способные по своим личным и


70 деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Важной частью деятельности органов полиции является осуществление оперативно-розыскной деятельности, понятие которой дается в Федеральном за- коне от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной де- ятельности».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Так, согласно ст. 1 данного закона оперативно-розыскная де-
ятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно
оперативными подразделениями государственных органов, уполно-
моченных на то данным Федеральным законом (органы, осуществля-
ющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномо-
чий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в
целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства
от преступных посягательств.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся сле- дующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.

71
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Правовое положение сотрудников органов следствия опреде- лено нормами Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от
30.04.2021) «О Следственном комитете Российской Федерации», со- гласно которому сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образова- тельной программе, обладающие необходимыми профессиональ- ными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он:
1) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в закон- ную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давно- сти, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;
3) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведе- ниям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности федеральной госу- дарственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой им должности связано с использованием таких све- дений;
4) имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в след- ственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета. Поря- док медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие за- болевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета, исполнению служеб- ных обязанностей сотрудника Следственного комитета, перечень таких заболеваний и форма медицинского заключения утверждаются Прави- тельством Российской Федерации;


72 5) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, бра- тья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником или федеральным государственным гражданским служащим Следственного комитета и если замещение должности фе- деральной государственной службы или федеральной государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) вышел из гражданства Российской Федерации;
7) имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в Следственный комитет;
9) не представил установленные сведения или представил заведомо лож- ные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имуще- ственного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
10) не соблюдал ограничения и не исполнял обязанности, установленные
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодей- ствии коррупции».
Компетенция следователя неисчерпывающим образом определена Уго- ловно-процессуальным кодексом РФ, согласно которому следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Ко- дексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследствен- ности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за ис- ключением случаев, когда в соответствии с указанным Кодексом тре- буется получение судебного решения или согласия руководителя след- ственного органа;

73 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следст- венных действий, об исполнении постановлений о задержании, приво- де, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой ст. 221 приведенного Кодекса, реше- ние прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного де- ла, о возвращении уголовного дела следователю для производства до- полнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалифи- кации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного за- ключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Кодексом.
Важным представителем публично-правового направления деятельности юриста является прокурор.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Так, согласно положениям Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 (ред. от 30.12.2020О прокуратуре Российской Федера-
ции» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации,
получившие по имеющим государственную аккредитацию образова-
тельным программам высшее юридическое образование по специ-
альности «Юриспруденция», или высшее образование по направле-
нию подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при на-
личии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруден-
ция», или высшее образование по специальностям, входящим в укруп-
ненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением
квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональ-
ными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья
исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокура- туры и находиться на указанной службе, если оно:
 имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное