Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74 проживание гражданина Российской Федерации на территории ино- странного государства;
 признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособ- ным;
 лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
 имело или имеет судимость;
 имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника;
 состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и су- пруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подкон- трольностью одного из них другому;
 отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведе- ниям, составляющим государственную тайну, если исполнение слу- жебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, свя- зано с использованием таких сведений.
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотрен- ных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими фе- деральными законами. Так, согласно ст. 45 Гражданского процессуального ко- декса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Рос- сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо- ваний. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоро- вья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление про- курора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в гос- ударственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая

75 медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными пра- вами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоро- вью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложен- ных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рас- смотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Схожее правило содержится в нормах Арбитражного процессуального ко- декса РФ, согласно ст. 52 которого прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
 с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненорма- тивных правовых актов органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Фе- дерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и за- конные интересы организаций и граждан в сфере предприниматель- ской и иной экономической деятельности;
 иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государ- ственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридиче- скими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия
Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федера- ции, доля участия муниципальных образований;
 иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской


76
Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале
(фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля уча- стия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
 иском об истребовании государственного и муниципального имуще- ства из чужого незаконного владения.
Обращение в Верховный Суд Российской Федерации направляет Гене- ральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального проку- рора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федера- ции направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или замести- тель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним проку- роры или их заместители.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальны- ми правами и несет процессуальные обязанности истца.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требо- вать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
По указанным выше делам прокурор вправе вступить в дело, рассматрива- емое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессу- альными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспе- чения законности.
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в каче- стве государственного обвинителя. Помимо этого, согласно ст. 37 Уголовно-про- цессуального кодекса РФ, прокурор является должностным лицом, уполномо- ченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессу- альной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполно- мочен, в частности:
 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
 выносить мотивированное постановление о направлении соответству- ющих материалов в следственный орган или орган дознания для реше- ния вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных про- курором нарушений уголовного законодательства;

77
 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия.
Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии с законода- тельством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного
Суда Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В то же время основным направлением деятельности прокурора является надзорная деятельность. Согласно положениям законодательства о прокуратуре выделяются такие виды надзора, как надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари- тельное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудитель- ного характера, администрациям мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга- нов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответствен- ность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находя- щихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Никто не вправе без разрешения прокурора раз- глашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завер- шения. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат без- условному исполнению в установленный срок.
Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необ- ходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций,


78 представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней с момента предъяв- ления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Деятельность должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и решений регламентировано нормами Фе- дерального закона «Об органах принудительного исполнения Рос- сийской Федерации» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Так, система принудительного исполнения Российской Федерации вклю- чает:
 федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функ- ции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, ис- полнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее – федеральный орган прину- дительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;
 территориальные органы Федеральной службы судебных приставов
(далее – территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;
 научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе сана- торно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (да- лее – подведомственные организации).
К работникам федерального органа принудительного исполнения, терри- ториальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее – органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее – сотрудники), федеральные государст- венные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государ- ственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие

79 и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная числен- ность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служа- щих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утвержда- ется Президентом Российской Федерации.
Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от ис- полняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приста- вов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации; ведущих судебных приста- вов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее – судебные при- ставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного по- рядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приста- вов – главном судебном приставе Российской Федерации; судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судеб- ных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (да- лее – судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (да- лее – дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного ис- полнения.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном произ- водстве», судебный пристав-исполнитель, в частности:
 принимает меры по своевременному, полному и правильному исполне- нию исполнительных документов;
 предоставляет сторонам исполнительного производства или их пред- ставителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
 рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производ- ства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъ- ясняя сроки и порядок их обжалования;
 обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомне- ния в его беспристрастности;
 получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;


80
 объявляет розыск должника по исполнительному документу, его иму- щества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержа- щему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке обще- ния с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав до- ступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации;
 осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с меж- дународными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международ- ными договорами Российской Федерации;
 при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно- процессуальным законодательством.
Судебный пристав-исполнитель имеет право:
 получать при совершении исполнительных действий необходимую ин- формацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
 проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных до- кументов на работающих у них должников и ведения финансовой до- кументации по исполнению указанных документов;
 давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных испол- нительных действий;
 входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или при- надлежащие им, производить осмотры указанных помещений и храни- лищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании опреде- ления соответствующего суда совершать указанные действия в отно- шении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или при- надлежащих им;
 арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать аре- стованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

81
 налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, нахо- дящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кре- дитных организациях, в размере, указанном в исполнительном доку- менте;
 использовать нежилые помещения при согласии собственника для вре- менного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
 в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к долж- ностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
 объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
 вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным докумен- там, находящимся в производстве;
 при совершении исполнительных действий проверять документы, удо- стоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном произ- водстве.
Вопросы поступления на службу в органы, осуществляющие принудитель- ное исполнение, регламентированы Приказом ФССП России от 13.03.2020 № 191
«Об утверждении порядка Приема документов для поступления на службу в ор- ганы принудительного исполнения РФ, перечня должностных лиц, имеющих право принимать документы для поступления на службу в органы принудитель- ного исполнения РФ, перечня уполномоченных руководителей и иных долж- ностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения
Российской Федерации, и принятия по ним решений, формы заявления с прось- бой о поступлении на службу в органы принудительного исполнения РФ».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Каковы современные тенденции развития юридических специально- стей?


82 2. Каковы особенности подходов к определению роли юриста и юридиче- ским специальностям в зарубежных странах?
3. Какие требования предъявляются к лицу при назначении его адвока- том?
4. В чем заключаются обязанности юрисконсульта?
5. Какие виды нотариата предусмотрены российским законодательством?
6. В чем заключается назначение органов судейского сообщества?
7. Возложены ли на сотрудника полиции какие-либо обязанности вне ис- полнения им служебной деятельности?
8. Что такое оперативно-розыскная деятельность?
9. Какие виды надзора осуществляют органы прокуратуры?
10. Каковы полномочия судебного пристава-исполнителя?

83
1   2   3   4   5   6   7