Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Такой способ позволяет более четко выделить сходства и различия между раз- ными видами юридической деятельности, что также помогает в определении правовой природы юридической деятельности. Обращение теоретиков к типоло- гии способствовало созданию следующих классификаций.
По субъектам выделяют индивидуальные и коллективные типы юридиче- ской деятельности. В данном случае к первому типу можно отнести деятельность адвоката, должностного лица, а к коллективным – охрану общественного по- рядка, деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательных и исполни- тельных органов субъектов Федерации, органов прокуратуры и т. д.
Выделяют также постоянную (борьба с преступностью, работа учрежде- ний по регистрации прав на недвижимость и т. п.) и временную юридическую деятельность (заключение конкретного договора, издание приказа и т. п.).
Ученый В. М. Горшенев выделял следующие типы юридической деятель- ности: правотворчество, правоприменение, учредительная и контрольная дея- тельность [8. С. 7].
Данную классификацию расширил В. Н. Карташов, добавив к перечислен- ным видам (типам) распорядительную, интерпретационную, правоконкретизи- рующую и координационную деятельность и деятельность по систематизации правовых актов [9. С. 81–102].
В современных условиях, когда во многих положениях о федеральных ор- ганах исполнительной власти и регламентах федеральных органов исполнитель- ной власти закреплены функции «обслуживания населения» и предоставления
«социальных услуг», к указанному выше перечню видов юридической деятель- ности следует добавить также правообеспечительную юридическую деятель- ность. Сегодня в России не только федеральные агентства, но и федеральные ми- нистерства осуществляют различные услуги. Например, разрешительные отделы
МВД России выдают лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны. Сказанное позволяет говорить о том, что сегодня многие государ- ственные органы власти осуществляют функции «обслуживания населения» по- средством систематического грамотного применения определенных правовых средств и способов.
Как справедливо отмечает К. И. Амирбеков, «правообеспечительная дея- тельность представляет собой постоянное взаимодействие публично-властных субъектов по системной и согласованной разработке и использованию специаль- ных правовых способов и средств в установленных процессуально-правовых


20 формах и осуществления правовых действий с целью поддержания и устойчи- вого поведения состояния правообеспеченности в данном обществе и государ- стве» [10. С. 12].
Правообеспечительная деятельность в широком смысле включает в себя деятельность как власти, так и личности и иных субъектов, направленную пре- имущественно на создание механизмов адекватной и эффективной реализации участниками правоотношений их прав и защиты.
2.3 Специфика потребностей
в профессиональной деятельности юриста
Профессия юриста – это определенный род занятий людей, имеющих спе- циальную подготовку, которые в соответствии с профессиональными стандар- тами и действующими правовыми нормами осуществляют различные действия – правотворчество, правоприменение, правообеспечение, – образующие в совокуп- ности отрасль правовых работ, занимающую значительное место в системе обще- ственного разделения труда. Основной социальной целью юристов является по- всеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопо- рядка. Исходя из обозначенной собственной социальной значимости, профессия юриста требует наличия специальных навыков и знаний.
Усложнение структуры общественных отношений, а следовательно и воз- растание количества правовых споров, в условиях формирования правового гос- ударства обусловливает заметное повышение требовательности к деятельности судов, правоохранительных органов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Особенно очевидным важное социальное назначение юридиче- ской помощи становится благодаря анализу положений Федераль- ного закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Фе- дерации» от 21.11.2011 № 324-ФЗ. Данным Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Рос- сийской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно- правовые основы формирования государственной и негосударствен- ной систем бесплатной юридической помощи и организационно-пра- вовые основы деятельности по правовому информированию и право- вому просвещению населения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

21
Целями Федерального закона № 324-ФЗ являются:
1) создание условий для реализации установленного Конституцией Рос- сийской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмот- ренных данным Федеральным законом, другими федеральными зако- нами и законами субъектов Российской Федерации (далее – бесплатная юридическая помощь);
2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юри- дической помощи, а также содействие развитию негосударственной си- стемы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;
3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены феде- ральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:
1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
2) социальная справедливость и социальная ориентированность при ока- зании бесплатной юридической помощи;
3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установ- ленных законодательством Российской Федерации случаях;
4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юриди- ческую помощь, норм профессиональной этики и требований к каче- ству оказания бесплатной юридической помощи;
5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, ока- зывающих бесплатную юридическую помощь;
6) свободный выбор гражданином государственной или негосударствен- ной системы бесплатной юридической помощи;


22 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридиче- ской помощи и ее своевременность;
8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической по- мощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;
9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридиче- ской помощи.
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов право- вого характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и му- ниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещен- ных законодательством Российской Федерации видах.
Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:
1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками го- сударственной системы бесплатной юридической помощи в соответ- ствии с данным Федеральным законом;
2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками не- государственной системы бесплатной юридической помощи в соответ- ствии с данным Федеральным законом;
3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
К видам бесплатной юридической помощи относятся государственная и негосударственная юридическая помощь.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) государственные юридические бюро.

23
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юри- дическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной си- стеме бесплатной юридической помощи в порядке, установленном указанным выше Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъ- ектов Российской Федерации.
Негосударственная система бесплатной юридической помощи формиру- ется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бес- платной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) и негосударст- венные центры бесплатной юридической помощи.
Образовательные организации высшего образования для реализации целей правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридиче- ской специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования. Порядок создания образовательными организациями выс- шего образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках не- государственной системы оказания бесплатной юридической помощи определя- ются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую по- мощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, состав- ления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юри- дическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования.
Клиническое обучение, предполагающее раннее погружение студента- юриста в среду оказания правовой помощи и выполнения мероприятий по пра- вовому просвещению, является образовательной технологией со значительным обучающим и практико-ориентированным потенциалом. В то же время как пра- вовое просвещение, правовое информирование, так и консультирование граждан


24 по обращениям в порядке реализации положений Конституции РФ и Федераль- ного закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» обеспечивают выполне- ние государством его социальных задач, что делает клиническое обучение важ- ным инструментом государственной политики в сфере обеспечения прав и сво- бод граждан.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Выводы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Обобщая сказанное, можно определить юридическую профессию как офи- циально признанный государством и регламентированный законом род деятель- ности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, обес- печением соблюдения членами общества правовых предписаний, требующий не- обходимых знаний и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответствен- ность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения труда.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое юриспруденция?
2. В каких значениях термин «юриспруденция» используется в литера- туре?
3. Что такое юридическая наука?
4. Какие структурные части включает в себя юридическая наука?
5. В каких аспектах понимается юридическая наука?
6. Что такое юридическая практика и как она соотносится с юридической деятельностью?
7. Что представляет собой структура юридической деятельности?
8. Какие существуют виды юридической деятельности?
9. Что собой представляет бесплатная юридическая помощь?
10. На каких принципах основывается бесплатная юридическая помощь в
России?

25
1   2   3   4   5   6   7

3 Социальное содержание юридической профессии
3.1 Роль юриста в обществе
Серьезные экономические, политические и социальные изменения, кото- рые переживает российское общество, заметно сказываются на его социальной структуре, что, безусловно, привлекает внимание и ученых-юристов. Послед- ствия и ход этих изменений отражаются на функционировании государства и права, использовании их возможностей в целях разрешения проблем, с которыми сталкивается страна в своем развитии. Вместе с изменением государственного, социально-экономического и политического строя меняется и содержание юри- дической профессии, она наполняется новыми социальными смыслами, приоб- ретает новые задачи и цели. В этой связи принципиально важное значение при- обретает вопрос о юристах не только как о представителях особой профессии, но и как об особой социально-профессиональной группе.
Прослеживая историческое развитие юридической профессии, можно утверждать, что юристы – это живое воплощение объективной неразрывной свя- зи государства и права, обеспечение устойчивого и планомерного развития дан- ных явлений. Поэтому представляются не вполне убедительными попытки отде- лить профессию юриста от государства, связывая ее только с обществом и пра- вом. Вне связи с государством юридическая профессия, так же как и право, пол- ностью утрачивает свой смысл.
В самом широком социальном плане труд юристов как лиц, приводящих в действие право, является важнейшим средством объединения общества, устра- нения возникающих в нем конфликтов. С одной стороны, юристы способствуют преодолению противоречий в правовом развитии общества путем приведения за- конодательства в соответствие с его новыми потребностями (на уровне право- творческой деятельности в различных государственных, муниципальных орга- нах), а с другой – устраняют конфликты между различными субъектами обще- ственных отношений, предполагающих правовое опосредование (на уровне пра- воприменительной и правозащитной деятельности).
Сущность и социальная направленность юридической профессии особен- но отчетливо проявляются в функциях юристов как социально-профессиональ- ной группы:

26 1. Фундаментальная функция юридического сообщества – профессио- нальное обеспечение механизма правового регулирования.
2. В процессе реализации правотворческой функции задача юристов за- ключается прежде всего в том, чтобы перевести на язык правовых ка- тегорий и норм потребности и интересы всего общества, способство- вать трансформации воли народа в государственную волю путем за- крепления ее в законе.
3. Правоприменительная деятельность.
4. Профилактика правонарушений и преступлений за счет правового вос- питания, просвещения, консультирования населения и организаций по правовым вопросам.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Роль юриста в обществе наиболее наглядно проявляется в плоскости анализа исторического развития данной сферы професси- ональной деятельности. Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации: она появилась вместе с правом и по мере его развития, усложнения структуры общественных отношений роль юриспруденции в обществе и государстве постоянно возрас- тала.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Элементы юриспруденции возникали в процессе развития законодатель- ства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему об- щего образования ещё в древности. Примечательно то, что первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии, языческому культу, тради- циям и обычаям. Например, в Индии право брахманов связывалось с религией и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам
Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.
Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дис- циплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первыми протоюристами римского общества с определенной долей условности можно считать жрецов. В целях разъяснения применения jus legitimum (leges и plebi scita) жрецы как един- ственные знатоки права активно создавали новые правовые нормы. Новые пра- вовые нормы появлялись при толковании старых правил. Жрецы давали право- вые советы, помогали при заключении сделок и учили правильному ведению