Файл: Введение в профессию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 оказанию содействия в оформлении документов и актов имущест- венно-правового характера.
4.4 Публично-правовая сфера деятельности юриста
К представителям публично-правового направления деятельности юриста следует отнести, в частности, судью, следователя, прокурора.
Правовые основы статуса судей в России определены нормами Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно положениям приведенного законодательного акта, судебная власть в Российской
Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установ- ленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнитель- ной властей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Судьями в соответствии с указанным Законом являются ли-
ца, наделенные в конституционном порядке полномочиями осущест-
влять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессио-
нальной основе. Судьи независимы и подчиняются только Консти-
туции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осу-
ществлению правосудия они никому не подотчетны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, об- щественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физи- ческих лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществле- ния правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неиспол- нение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответ- ственность.
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Феде- рации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья кон- ституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отно- шениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти,

59 достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Россий- ской Федерации» дает ряд важных для организации деятельности судьи правовых понятий: конфликта интересов и личной заинтересо- ванности судьи.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муници- пального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федера- ции, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Рос- сийской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повли- ять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается воз- можность получения судьей при исполнении должностных обязанностей дохо- дов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с ко- торыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.
Нормами Закона установлена разветвленная система обязанностей судьи и запретов, напрямую связанных с социально значимым характером его профес- сии, а также необходимостью обеспечения беспристрастного и объективного правосудия по гражданским, уголовным и административным делам.
Так, судья не вправе:
1) замещать иные государственные должности, должности государствен- ной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной поли- тической деятельности;


60 3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через до- веренных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогиче- ской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно пре- пятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя со- ответствующего суда (для мировых судей – председателя соответствующего рай- онного суда, для председателей судов – президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов – президиумов вышестоящих судов).
При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может фи- нансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, между- народных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без граждан- ства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Рос- сийской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, меж- дународными и иностранными организациями;
5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные сред- ства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансо- выми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные сред- ства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансо- выми инструментами. Понятие «иностранные финансовые инструменты» ис- пользуется в приведенном законе в значении, определенном Федеральным зако- ном от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в ино- странных банках, расположенных за пределами территории Российской Федера- ции, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструмен- тами»;


61 5.2) иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное про- живание гражданина Российской Федерации на территории иностранного госу- дарства;
6) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
7) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным зако- ном к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, став- шие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
9) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмот- ренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, де- нежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспорт- ных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственно- стью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Феде- рации;
10) принимать без разрешения соответствующей квалификационной кол- легии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
11) выезжать в служебные командировки за пределы территории Россий- ской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации, международными договорами Российской Феде-

62 рации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Рос- сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Рос- сийской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской
Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международ- ными и иностранными организациями;
12) входить в состав органов управления, попечительских или наблюда- тельных советов, иных органов действующих на территории Российской Феде- рации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (устав- ного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами ино- странных государств, международными и иностранными организациями;
13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегули- рования трудового спора.
Важной гарантией деятельности судьи является его независимость, кото- рая обеспечивается:
 предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
 запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмеша- тельства в деятельность по осуществлению правосудия;
 установленным порядком приостановления и прекращения полномо- чий судьи;
 правом судьи на отставку;
 неприкосновенностью судьи;
 системой органов судейского сообщества;
 предоставлением судье за счет государства материального и социаль- ного обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежа- щего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему территориальными органами федерального ор- гана исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реали- зации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в


63 сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневе- домственной охраны, по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом
Российской Федерации «Об оружии».
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосу- дия преследуется по закону. Не допускается внепроцессуальное обращение к су- дье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной кол- легии по делам, находящимся в производстве суда. При этом под внепроцессу- альным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю су- дебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа мест- ного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или граж- данина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федера- ции, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства. Информация о внепроцессуаль- ных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок раз- мещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информа- ции о внепроцессуальных обращениях устанавливается Верховным Судом Рос- сийской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Россий- ской Федерации.
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотрен- ных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Нельзя не отметить, что важную роль в обеспечении независи- мости судей играют органы судейского сообщества. Судьи федераль-


64 ных судов и судов субъектов Российской Федерации являются чле- нами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении пол- номочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для вы- ражения интересов судей как носителей судебной власти.
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:
 Всероссийский съезд судей;
 конференции судей субъектов Российской Федерации;
 Совет судей Российской Федерации;
 советы судей субъектов Российской Федерации;
 общие собрания судей судов;
 Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
 квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
 Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного эк- замена на должность судьи;
 экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по при- ему квалификационного экзамена на должность судьи.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизвод- ства;
2) защита прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судеб- ной деятельности;
4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения су- дьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Частные вопросы деятельности органов судейского сообщества установ- лены Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской
Федерации» от 14.03.2002 № 30-ФЗ.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи,

65 сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после по- лучения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в сред- ствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения посту- пивших заявлений. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области право- применения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юрис- пруденция» или высшее образование по направлению подготовки
«Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии ди- плома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследова- ние в отношении которого прекращено по реабилитирующим основа- ниям;
3) не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на терри- тории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособ- ным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсико- мании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению пол- номочий судьи.
При соответствии вышеуказанным требованиям:
1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в обла- сти юриспруденции не менее 15 лет;