ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ред.), не должен использоваться при выражении и распространении мыслей. Любые письменные или печатные материалы, пластинки, магнитные и видеоленты, а также другие средства выражения информации, используемые в нарушение этого положения, должны обязательно быть изъяты по решению судьи или компетентными органами, определенными законом, если промедление недопустимо.
В Индии свобода слова может быть ограничена в интересах суверенитета и целостности страны, безопасности государства, дружественных отношений с иностранными государствами, общественного порядка, приличия или морали либо во избежание проявлений неуважения к суду, распространения порочащих кого-либо сведений или подстрекательства к правонарушениям (ч. 2 ст. 19 Конституции).
В России право на информацию рассматривается как элемент свободы мысли и слова. Поэтому в Конституции РФ по существу перечисляются действия, которые могут свободно осуществляться каждым гражданином. Как сказано в ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4).
Однако свобода информации совершенно не мыслима без независимых СМИ и запрета цензуры. В этой связи Конституция РФ гарантирует свободу деятельности СМИ и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29).
Право на информацию может превратиться в конституционную фикцию в результате установления монополии на СМИ. С целью сохранения их независимости Конституция Беларуси установила, что «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» (ст. 33).
Конституции многих зарубежных стран устанавливают круг субъектов, обязанных предоставлять определенную информацию по требованию граждан. Соответствующие положения имеются в конституциях Молдовы (ст. 34), Румынии (ст. 31), Словакии (ст. 26). Чехии (ст. 17), Узбекистана (ст. 30). Филиппин (ст. 7 ч. III) и в ряде других конституций.
Однако наиболее полно право гражданина на информацию и корреспондирующие ему юридические обязанности иных субъектов конституционного права по ее предоставлению урегулированы нормами ст. 61 Конституции Польши. На их основе гражданин имеет право получать информацию о деятельности органов публичной власти и их должностных лиц. Это право охватывает также получение информации о деятельности органов хозяйственного и профессионального самоуправления, а также иных лиц и структурных подразделений в объеме, в котором они выполняют задачи публичной власти и осуществляют хозяйственное распоряжение коммунальным достоянием или имуществом государственной казны.
Право на информацию предполагает доступ к документам, а также допуск на заседания коллегиальных органов публичной власти, сформированных всеобщими выборами, с возможностью записи звука или изображения. Оно может быть ограничено исключительно по мотивам охраны прав и свобод других лиц и хозяйствующих субъектов, а также охраны публичного порядка, безопасности или важного экономического интереса государства, установленных в законе (ч. 1-3).
В сходной формулировке закреплено право на информацию в Конституции Бразилии. Согласно ст. 5 Конституции каждый имеет право получить от публичных органов информацию, касающуюся своих особых либо же коллективных или общих интересов. Она предоставляется в сроки, установленные законом, за исключением секретной информации, которая необходима для обеспечения безопасности общества и государства.
Значительный практический интерес представляют положения о праве на информацию Конституции Филиппин. Она наделяет граждан страны правом на доступ в установленных законом рамках к «официальным документам, равно как и к документам и бумагам, имеющим отношение к
государственным актам, актам хозяйственной деятельности либо постановлениям, а также к данным проводимых правительством исследований, которые были использованы в целях разработки политики правительства» (ст. 7 ч. III)
Преимущество конституций Польши. Бразилии и Филиппин по сравнению с основными законами других государств состоит в том, что они закрепляют не только право гражданина на информацию, но главное механизм его реализации. Они по существу нормативно моделируют потенциальные конституционно-правовые отношения в информационной сфере.
Исключительно редко на конституционном уровне устанавливаются конкретные меры юридической ответственности за нарушение норм, закрепляющих ограничения права на информацию. В качестве примера можно сослаться на ст. 14 Конституции Греции, которая предусматривает конфискацию газет и других изданий после выхода их в свет в следующих случаях:
Порядок реализации права граждан на информацию регулируется актами текущего законодательства. В России, например, действуют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», федеральные законы от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также подзаконные нормативные правовые акты.
На самом высоком уровне урегулирован порядок осуществления права граждан на информацию в Швеции. Это единственная в мире страна, где принят Основной закон о свободе высказываний (1991 г.), который является составной частью Конституции Швеции.
Право на объединение в той или иной формулировке закреплено почти во всех ныне действующих конституциях стран мира. В России на конституционном уровне установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ст. 30).
Право на объединение может быть реализовано в различных организационных формах. Как показывает опыт современной России, граждане создают политические партии, профсоюзы, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, религиозные группы и организации и т. д.
В конституциях зарубежных стран наиболее полно урегулировано право на объединение в форме политических партий. Они определяют место и роль политических партий в обществе и государстве, принципы, на которых они могут создаваться и осуществлять свою деятельность. Через партии граждане содействуют определению демократическим путем национальной политики государства (ст. 49 Конституции Италии), способствуют выявлению и выражению политической воли народа (ст. 41 Конституции Молдовы), соперничают на демократических началах при формировании народной воли и организации политической власти (ст. 51 Конституции Португалии), проводят избирательную компанию за «политическую партию или дело» (ст. 19 Конституции ЮАР).
Граждане создают и участвуют в работе политических партий на принципах добровольности, свободы объединения, демократичности внутренней структуры и публичной деятельности, коллегиальности, организационной обособленности от государства, законности. Научное представление о системе этих принципов можно получить в результате сравнительного анализа соответствующих норм конституций Андорры (ст. 26), Болгарии (ст. 11), Греции (ст. 12), Португалии (ст. 51), Румынии (ст. 37), Таиланда (ст. 65).
В ст. 6 Конституции Испании выделен в качестве самостоятельного принцип политического плюрализма, в соответствии с которым партии конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа. В таком контексте этот принцип означает, что каждая партия Испании должна уважительно относиться к политическим альтернативам своих конкурентов в борьбе за власть, к их свободному выбору.
Вместе с тем, закрепляя право граждан на объединение в политические партии, конституции зарубежных стран четко определяют рамки его реализации. В состав политических партий не могут входить военнослужащие, сотрудники органов национально безопасности, правоохранительных органов и судьи (ст. 36 Конституции Беларуси, ст. 26 Конституции Грузии, ст. 23 Конституции Казахстана).
Однако самые жесткие ограничения по субъектному составу политических партий установлены Конституцией Турции. В соответствии со ст. 68 Конституции в политические партии не могут вступать судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, включая счетные суды, государственные служащие в общественных учреждениях и организациях, другие государственные служащие, не обладающие статусом работников, военнослужащие и студенты, не имеющие высшего образования.
Право граждан на объединение в политические партии не может противоречить основным конституционным ценностям. Наиболее четко это положение сформулировано в ст. 42 Конституции Алжира. «Право на создание политических партий, - сказано в ней, - признается и гарантируется. Вместе с тем осуществление этого права не может сочетаться с покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальной идентичности, национальное единство, безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также на демократический и республиканской характер государства; политические партии не могут создаваться на религиозной, лингвистической, расовой, половой, корпоративной или региональной основе. Любая зависимость в какой бы то ни было форме политических партий от зарубежных государств запрещена. Ни одна политическая партия не может прибегать к насилию или принудительным акциям, независимо от их природы и форм».
В Молдове и Румынии признаются неконституционными все партии и другие общественно- политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны (ст. 41 Конституции Молдовы, ст. 37 Конституции Румынии).
Граждане Афганистана имеют право создавать только такие политические партии, программа и устав которых не противоречат принципам святой религии Ислама и целям самой Конституции. Создание и функционирование партии, основанной на этнической и языковой принадлежности, на идеях исламской школы мысли и религии недопустимо (ч. 2-3 ст. 35 Конституции Афганистана).
В целях предотвращения слияния партийного и государственного аппарата и установления тоталитарного политического режима Конституция Венгрии нормативно определила, что «партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партийной и государственной власти закон должен определить те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий» (§ 3).
В некоторых зарубежных странах на конституционном уровне запрещено создавать политические партии по производственному принципу. Так, в Конституции Хорватии записано, что партии организуются по территориальному принципу (ст. 6). Во многом аналогичной по своему смыслу является норма ст. 37 Конституции Украины, определяющая, что «не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, ...на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях».
Таким образом, право граждан на объединение в политические партии существенно ограничено конституционными нормами. Такое положение объясняется тем, что партии в своей борьбе за власть должны действовать в рамках конституции и закона. В противном случае они будут представлять угрозу общественной и государственной безопасности страны.
В отличие от политических партий профсоюзы, общественные объединения, религиозные организации и группы создаются в демократических странах совершенно свободно, без предварительного разрешения (ст. 73 Конституции Исландии). В Испании они заносятся в «реестр только с целью придания гласности их деятельности» (ст. 22 Конституции).
В Индии свобода слова может быть ограничена в интересах суверенитета и целостности страны, безопасности государства, дружественных отношений с иностранными государствами, общественного порядка, приличия или морали либо во избежание проявлений неуважения к суду, распространения порочащих кого-либо сведений или подстрекательства к правонарушениям (ч. 2 ст. 19 Конституции).
-
Право на информацию. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность гражданина свободно искать, получать, хранить и распространять достоверные сведения о любых действиях и событиях, происходящих как внутри страны, так и в мире. Конституционное регулирование этого права осуществляется с учетом национальных особенностей каждой страны, политического опыта, реальных угроз информационной безопасности.
В России право на информацию рассматривается как элемент свободы мысли и слова. Поэтому в Конституции РФ по существу перечисляются действия, которые могут свободно осуществляться каждым гражданином. Как сказано в ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4).
Однако свобода информации совершенно не мыслима без независимых СМИ и запрета цензуры. В этой связи Конституция РФ гарантирует свободу деятельности СМИ и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29).
Право на информацию может превратиться в конституционную фикцию в результате установления монополии на СМИ. С целью сохранения их независимости Конституция Беларуси установила, что «монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» (ст. 33).
Конституции многих зарубежных стран устанавливают круг субъектов, обязанных предоставлять определенную информацию по требованию граждан. Соответствующие положения имеются в конституциях Молдовы (ст. 34), Румынии (ст. 31), Словакии (ст. 26). Чехии (ст. 17), Узбекистана (ст. 30). Филиппин (ст. 7 ч. III) и в ряде других конституций.
Однако наиболее полно право гражданина на информацию и корреспондирующие ему юридические обязанности иных субъектов конституционного права по ее предоставлению урегулированы нормами ст. 61 Конституции Польши. На их основе гражданин имеет право получать информацию о деятельности органов публичной власти и их должностных лиц. Это право охватывает также получение информации о деятельности органов хозяйственного и профессионального самоуправления, а также иных лиц и структурных подразделений в объеме, в котором они выполняют задачи публичной власти и осуществляют хозяйственное распоряжение коммунальным достоянием или имуществом государственной казны.
Право на информацию предполагает доступ к документам, а также допуск на заседания коллегиальных органов публичной власти, сформированных всеобщими выборами, с возможностью записи звука или изображения. Оно может быть ограничено исключительно по мотивам охраны прав и свобод других лиц и хозяйствующих субъектов, а также охраны публичного порядка, безопасности или важного экономического интереса государства, установленных в законе (ч. 1-3).
В сходной формулировке закреплено право на информацию в Конституции Бразилии. Согласно ст. 5 Конституции каждый имеет право получить от публичных органов информацию, касающуюся своих особых либо же коллективных или общих интересов. Она предоставляется в сроки, установленные законом, за исключением секретной информации, которая необходима для обеспечения безопасности общества и государства.
Значительный практический интерес представляют положения о праве на информацию Конституции Филиппин. Она наделяет граждан страны правом на доступ в установленных законом рамках к «официальным документам, равно как и к документам и бумагам, имеющим отношение к
государственным актам, актам хозяйственной деятельности либо постановлениям, а также к данным проводимых правительством исследований, которые были использованы в целях разработки политики правительства» (ст. 7 ч. III)
Преимущество конституций Польши. Бразилии и Филиппин по сравнению с основными законами других государств состоит в том, что они закрепляют не только право гражданина на информацию, но главное механизм его реализации. Они по существу нормативно моделируют потенциальные конституционно-правовые отношения в информационной сфере.
Исключительно редко на конституционном уровне устанавливаются конкретные меры юридической ответственности за нарушение норм, закрепляющих ограничения права на информацию. В качестве примера можно сослаться на ст. 14 Конституции Греции, которая предусматривает конфискацию газет и других изданий после выхода их в свет в следующих случаях:
-
оскорбления христианской или любой другой известной религии; -
оскорбления личности Президента Республики; -
помещения публикации, раскрывающей информацию о структуре, вооружении и размещении вооруженных сил или фортификационных укреплений страны, либо имеющей целью насильственное свержение государственного строя, либо направленной против территориальной целостности государства; -
помещения неприличных публикаций явно оскорбляющих общественную мораль (ч. 3).
Порядок реализации права граждан на информацию регулируется актами текущего законодательства. В России, например, действуют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», федеральные законы от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также подзаконные нормативные правовые акты.
На самом высоком уровне урегулирован порядок осуществления права граждан на информацию в Швеции. Это единственная в мире страна, где принят Основной закон о свободе высказываний (1991 г.), который является составной частью Конституции Швеции.
-
Право на объединение. Под этим правом следует понимать гарантированную конституцией возможность граждан создавать без предварительного разрешения органов государственной и муниципальной власти общественные объединения, добровольно вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Оно базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.
Право на объединение в той или иной формулировке закреплено почти во всех ныне действующих конституциях стран мира. В России на конституционном уровне установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ст. 30).
Право на объединение может быть реализовано в различных организационных формах. Как показывает опыт современной России, граждане создают политические партии, профсоюзы, общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, религиозные группы и организации и т. д.
В конституциях зарубежных стран наиболее полно урегулировано право на объединение в форме политических партий. Они определяют место и роль политических партий в обществе и государстве, принципы, на которых они могут создаваться и осуществлять свою деятельность. Через партии граждане содействуют определению демократическим путем национальной политики государства (ст. 49 Конституции Италии), способствуют выявлению и выражению политической воли народа (ст. 41 Конституции Молдовы), соперничают на демократических началах при формировании народной воли и организации политической власти (ст. 51 Конституции Португалии), проводят избирательную компанию за «политическую партию или дело» (ст. 19 Конституции ЮАР).
Граждане создают и участвуют в работе политических партий на принципах добровольности, свободы объединения, демократичности внутренней структуры и публичной деятельности, коллегиальности, организационной обособленности от государства, законности. Научное представление о системе этих принципов можно получить в результате сравнительного анализа соответствующих норм конституций Андорры (ст. 26), Болгарии (ст. 11), Греции (ст. 12), Португалии (ст. 51), Румынии (ст. 37), Таиланда (ст. 65).
В ст. 6 Конституции Испании выделен в качестве самостоятельного принцип политического плюрализма, в соответствии с которым партии конкурируют в процессе формирования и выражения воли народа. В таком контексте этот принцип означает, что каждая партия Испании должна уважительно относиться к политическим альтернативам своих конкурентов в борьбе за власть, к их свободному выбору.
Вместе с тем, закрепляя право граждан на объединение в политические партии, конституции зарубежных стран четко определяют рамки его реализации. В состав политических партий не могут входить военнослужащие, сотрудники органов национально безопасности, правоохранительных органов и судьи (ст. 36 Конституции Беларуси, ст. 26 Конституции Грузии, ст. 23 Конституции Казахстана).
Однако самые жесткие ограничения по субъектному составу политических партий установлены Конституцией Турции. В соответствии со ст. 68 Конституции в политические партии не могут вступать судьи и прокуроры, члены высших судебных органов, включая счетные суды, государственные служащие в общественных учреждениях и организациях, другие государственные служащие, не обладающие статусом работников, военнослужащие и студенты, не имеющие высшего образования.
Право граждан на объединение в политические партии не может противоречить основным конституционным ценностям. Наиболее четко это положение сформулировано в ст. 42 Конституции Алжира. «Право на создание политических партий, - сказано в ней, - признается и гарантируется. Вместе с тем осуществление этого права не может сочетаться с покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальной идентичности, национальное единство, безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также на демократический и республиканской характер государства; политические партии не могут создаваться на религиозной, лингвистической, расовой, половой, корпоративной или региональной основе. Любая зависимость в какой бы то ни было форме политических партий от зарубежных государств запрещена. Ни одна политическая партия не может прибегать к насилию или принудительным акциям, независимо от их природы и форм».
В Молдове и Румынии признаются неконституционными все партии и другие общественно- политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны (ст. 41 Конституции Молдовы, ст. 37 Конституции Румынии).
Граждане Афганистана имеют право создавать только такие политические партии, программа и устав которых не противоречат принципам святой религии Ислама и целям самой Конституции. Создание и функционирование партии, основанной на этнической и языковой принадлежности, на идеях исламской школы мысли и религии недопустимо (ч. 2-3 ст. 35 Конституции Афганистана).
В целях предотвращения слияния партийного и государственного аппарата и установления тоталитарного политического режима Конституция Венгрии нормативно определила, что «партии не могут непосредственно осуществлять государственную власть. В соответствии с этим ни одна партия не может осуществлять управление ни одним государственным органом. В интересах разделения партийной и государственной власти закон должен определить те государственные посты и должности, которые не может занимать член партии или служащий» (§ 3).
В некоторых зарубежных странах на конституционном уровне запрещено создавать политические партии по производственному принципу. Так, в Конституции Хорватии записано, что партии организуются по территориальному принципу (ст. 6). Во многом аналогичной по своему смыслу является норма ст. 37 Конституции Украины, определяющая, что «не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, ...на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях».
Таким образом, право граждан на объединение в политические партии существенно ограничено конституционными нормами. Такое положение объясняется тем, что партии в своей борьбе за власть должны действовать в рамках конституции и закона. В противном случае они будут представлять угрозу общественной и государственной безопасности страны.
В отличие от политических партий профсоюзы, общественные объединения, религиозные организации и группы создаются в демократических странах совершенно свободно, без предварительного разрешения (ст. 73 Конституции Исландии). В Испании они заносятся в «реестр только с целью придания гласности их деятельности» (ст. 22 Конституции).