ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Положения конституций о праве граждан на объединение получают более подробную регламентацию в текущем законодательстве. В России приняты федеральные законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Законы о политических партиях, общественных объединениях и другие акты приняты в Германии, Венгрии, Японии, Австралии, Мексике и в ряде других стран.
-
Право на проведение массовых публичных мероприятий. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность граждан проводить массовые публичные мероприятия с целью выработки общего мнения их участников по общественно значимым вопросам, выражения своих интересов, требований, взглядов. В таком понимании это право закреплено в конституциях большинства стран мира. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Легальные определения форм реализации права граждан на проведение массовых публичных мероприятий сформулированы в ст. 2 Федерального закона от 13 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях». Развивая положения ст. 31 Конституции РФ, закон посредством норм-дефиниций дает следующие определения;
-
собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого места для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; -
митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; -
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной
агитации;
-
шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам ; -
пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Сходная модель конституционной регламентации форм осуществления права граждан на проведение публичных мероприятий применена в странах СНГ. В конституциях Армении (ст. 26), Беларуси (ст. 35), Казахстана (ст. 32), Молдовы (ст. 40), Таджикистана (ст. 29), Украины (ст. 39) и Узбекистана (ст. 33) названы в основном такие же формы публичных мероприятий, как и в российской Конституции.
Однако в конституциях большинства стран дальнего зарубежья формы реализации права на проведение массовых публичных мероприятий специально не выделяются. В лаконичной формулировке обычно закрепляется право или свобода граждан собираться мирно и без оружия. Соответствующие нормы имеются в конституциях Албании (ст. 47), Боснии и Герцеговины (ч. 3 ст. II), Венгрии (§ 62), Литвы (ст. 36), Польши (ст. 57), Индии (ч. 1 ст. 19), Малайзии (п. d ст. 10), Мексики (ст. 9), а также в конституциях многих других государств.
Вместе с тем следует отметить, что в отдельных странах приняты конституции, в содержании которых определены одна или две организационные формы реализации права граждан на проведение массовых публичных мероприятий. Согласно ст. 52 Конституции Кыргызии граждане вправе проводить только народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение (ч. 2). По Конституции Бангладеш допускаются лишь «мирные и безоружные собрания и процессии» (ст. 37). В Хорватии «за всеми гражданами признается право на мирные собрания и на публичный протест» (ст. 42 Конституции). Конституция Финляндии предоставила право каждому организовывать без получения разрешения собрания и демонстрации и участвовать в них (§ 13).
Такой способ конституционного регулирования права на проведение массовых публичных мероприятий вряд ли можно признать оптимальным. Почти в каждой стране принимаются законы, устанавливающие порядок реализации столь важного конституционного права граждан. Однако правила юридической техники требуют, чтобы при детализации конституционных норм актами текущего законодательства не вводились в их содержание новые понятия и категории, которые не фигурируют в тексте самой конституции, не изменялся их смысл. Между тем практика проведения массовых публичных мероприятий в каждой стране может выработать новые организационные формы реализации данного права граждан, что потребует внесения дополнений в конституцию, приведения в действие усложненной процедуры основного закона государства.
Некоторые конституции зарубежных стран, нормативно устанавливают ограничения права граждан на проведение массовых публичных мероприятий. Среди них выделяется Конституция Македонии, которая предусматривает минимальные ограничения этого права. «Граждане имеют право, - сказано в ст. 21 Конституции, - мирно собираться и выражать публичный протест без предварительного уведомления властей и специального разрешения. Использование этого права может быть ограничено только в условиях чрезвычайного и военного положения».
Скорее всего, ультрадемократические нормы ст. 21 Конституции Македонии были навязаны стране так называемым западным сообществом во время скоординированной акции по уничтожению Югославии, поскольку они несут потенциальную угрозу ее общественной и государственной безопасности, являются по существу миной замедленного действия. Опыт проведения массовых публичных мероприятий в различных странах мира показывает, что они часто перерастают в массовые беспорядки. Но для пресечения преступных деяний в Македонии необходимо предварительно ввести чрезвычайное положение, что связано с потерей времени, необходимого для решительных действий легитимной власти.
Более разумные и обоснованные ограничения права граждан на проведение массовых публичных мероприятий установлены конституциями Беларуси, Греции, Дании, Исландии, Казахстана, Словении, Украины, Чехии, Швеции и ряда других зарубежных стран.
Конституция Беларуси гарантирует властью государства свободу только тех собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, которые не нарушают правопорядок и права других граждан страны (ст. 35).
В Греции граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Но собрания под открытым небом могут быть запрещены обоснованным решением полицейских властей повсеместно - если они чреваты серьезной угрозой для общественной безопасности или в определенном районе - если существует серьезная угроза нарушения общественно-экономической жизни (ст. 11 Конституции).
На основании Конституции Дании уличные собрания граждан могут быть запрещены, если они представляют угрозу общественному порядку (ст. 79).
В соответствии с предписаниями Конституции Исландии «демонстрации под открытым небом могут быть запрещены, если имеется опасность, что они вызовут беспорядки» (ст. 74).
Граждане Казахстана обладают правом мирно и без оружия проводить массовые публичные мероприятия. Однако «пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц» (ст. 32 Конституции).
По Конституции Кипра граждане осуществляют право на участие в собраниях мирного характера в полном объеме, за исключением ограничений, «абсолютно необходимых для безопасности Республики, конституционного порядка, общественной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья, общественной нравственности или для защиты прав и свобод, гарантированных настоящей Конституцией» (ч. 1,3 ст. 21).
Согласно Конституции Литвы «нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания». Но это право «может быть ограничено законом в случае необходимости защищать государственную или общественную безопасность, общественный порядок, здоровье или нравственность людей либо права и свободы других лиц» (ст. 35).
Примерно такой же набор ограничений права граждан на проведение массовых публичных мероприятий нормативно оформлен и в конституциях других обозначенных выше стран. Тем не менее они устанавливают и некоторые дополнительные ограничения, такие, например, как необходимость «предотвращения распространения опасных инфекций» (ст. 42 Конституции Словении), «охраны имущества» (ст. 19 Конституции Чехии), «в интересах уличного движения» (§ 14 Конституции Швеции).
Закрепление в национальных конституциях права граждан мирно и без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествие и пикетирование с его абсолютно необходимыми ограничениями дает возможность, с одной стороны, обеспечить свободное выражение своей воли, взглядов и мнений по общественно значимым вопросам, а с другой стороны, - не допустить посягательств на конституционный строй, общественную и государственную безопасность, права и свободы человека, личности и гражданина. Однако конституционные ограничения должны в равной мере соблюдаться как организаторами и участниками массовых публичных мероприятий, так и представителями властей. Бездействие властей Украины в 2013-2014 годах привело к тяжелейшему конституционному кризису, массовым беспорядкам, захвату государственных и общественных зданий, уничтожению имущества, дезорганизации работы коммунального транспорта, посягательствам на жизнь сотрудников милиции, нарушениям прав и законных интересов жителей Киева.
Между тем в США, Великобритании, Франции и Германии подобные протестные акции подавляются самым жестоким образом.
Парадоксы современного миропорядка проявляются в том, что законодатели мод на европейские стандарты демократии и права человека отдают в своих странах право граждан на проведение массовых публичных мероприятий на откуп полиции. «Бельгийцы, - говорится в ст. 26 Конституции, - имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законодательство, которое может регулировать осуществление этого права, но во всяком случае без предварительного разрешения. Это положение не применяется к собраниям на открытом воздухе, на которые полностью распространяется законодательство о полиции».
Таким образом, в Бельгии осуществление права граждан на проведение массовых публичных мероприятий, за исключением собраний в помещениях, регулируется не конституционно-правовыми нормами, а нормами полицейского законодательства. Это значит, что сотрудники полиции для поддержания общественного порядка могут на основании ведомственных актов применять спецсредства, оружие, технику для разгона митингов и демонстраций, задерживать правонарушителей. Только от других стран США и Европейский Союз, применяя двойные стандарты демократии, требует вести переговоры с вооруженными бандформированиями, не препятствовать демонстрантам строить на улицах баррикады, разбивать на площадях палаточные городки, захватывать государственные и общественные здания, арестовывать погромщиков. При этом преследуется цель, путем провоцирования «цветочных» и «фруктовых» революций, насадить под видом борьбы за демократию марионеточные режимы, как это было сделано в Косово, Ираке и Ливии.
Конституция Нидерландов акцентирует внимание на ответственности за злоупотребление правом на проведение собраний и демонстраций (ч. 1 ст. 9).
Порядок реализации права граждан на проведение массовых публичных мероприятий регулируется в большинстве стран мира специальными законами, в содержании которых преобладают нормы конституционного права. В России действует уже упоминавшийся Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетированиях». Он предусматривает уведомительный порядок проведения в России большинства массовых публичных мероприятий, закрепляет права и обязанности их организаторов и участников, полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти местного самоуправления по согласованию даты, места и времени проведения публичного мероприятия, а также устанавливает гарантии права граждан на проведение данных мероприятий.
-
Право на участие в управлении делами государства и на осуществление местного самоуправления. Его следует понимать, как гарантированную конституцией возможность граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также самостоятельно осуществлять местное самоуправление. В Конституции РФ прежде всего сформулирована общая норма о праве граждан участвовать в управлении делами государства, а затем она детализируется путем нормативного определения конкретных форм его реализации, освещения категорий более низкого порядка.