ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 341
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право человека на жизнь.
Право на уважение достоинства
III. Конституционные Гарантии подсудности (ст. 47). гарантии
правосудия
Гарантированность государством права на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).
Презумпция невиновности (ст. 49).
Запрет повторного осуждения (ч. 1 ст. 50).
Запрет обратной силы закона (ст. 54).
ущерба.
Принцип справедливости и гуманизма (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека).
Сходные системы институциональных гарантий прав и свобод человека, личности и гражданина
сформировались и во многих зарубежных странах. Разница в основном заключается в официальном названии государственной должности и объеме полномочий лица, специально уполномоченного осуществлять мониторинг за соблюдением прав человека. В России, как уже отмечалось, это Уполномоченный по правам человека РФ, в Албании - Народный Адвокат, в Великобритании - Парламентский комиссар, в Испании - Народный защитник, в Польше - Уполномоченный по гражданским правам, в Португалии - Проведор юстиции, в Румынии - Адвокат Народа, во Франции - Медиатор, в Швеции и Нанибии - Омбудсман и т. п. Независимо от названия занимаемой должности, все они рассматривают, главным образом, жалобы граждан на нарушения их конституционных прав, а также проводят расследования по собственной инициативе, если есть основание полагать, что юридически значимые действия органов исполнительной власти нарушают закон, либо противоречат принципам справедливости и целесообразности. В их компетенцию входит также составление ежегодного доклада о состоянии защиты прав и свобод человека, личности и гражданина на территории страны.
Однако в современных условиях защита прав и свобод человека не входит в исключительную компетенцию государства. Как сказано в ст. 46 Конституции РФ, «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3).
В конце марта 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Протоколов к ней. В результате граждане России получили реальную возможность подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека о защите на международном уровне своих прав и свобод. Перед подачей жалобы необходимо соблюдать следующие условия:
-
предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантированные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод или ее Протоколов; -
жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает определенное объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии к государству; -
жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения дела компетентным органом государства; -
жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после 30 марта 1998 г., даты ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней; -
для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителю необходимо исчерпать все внутригосударственные средства защиты своего права, получить отказы во всех судебных инстанциях России.
Европейский Суд по правам человека не является высшей инстанцией по отношению к органам судебной власти России. В этой связи он не вправе отменить решение, вынесенное высшей судебной инстанцией России, давать какие-либо указания законодателю, осуществлять абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод или Протоколов к ней. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации государством материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне издержек и расходов.
Аналогичные международные судебные механизмы защиты прав и свобод человека применяются и в зарубежных странах Европы, ратифицировавших данную Конвенцию и Протоколы к ней, которые порой являются последним средством для восстановления справедливости.
Наряду с государственной и международной защитой прав и свобод человека, личности и гражданина почти во всех странах мира сложился межотраслевой институт самозащиты. Согласно ст. 45 Конституции РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2).
Способы самозащиты довольно многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, индивидуальное пикетирование, использование механизмов правозащитных организаций и иных общественных объединений, в том числе профсоюзов. В Конституции Португалии в качестве правозащитных организаций специально выделены объединения потребителей и потребительские кооперативы (ч. 3 ст. 60).
Исключительным способом самозащиты является применение оружия с целью обеспечения таких важнейших конституционных прав, как право на жизнь, право собственности, неприкосновенность жилища.
В национальных конституциях и актах текущего законодательства этот способ самозащиты нормативно оформляется как право на владение оружием. Так, например, вторая поправка к Конституции США устанавливает, что «право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться».
Согласно ст. 10 Конституции Мексики жители страны «вправе иметь оружие в своем жилище для обеспечения своей безопасности и для законной защиты, за исключением оружия, запрещенного федеральным законом, оружия, предоставленного в исключительное пользование армии, военно- морского и военно-воздушного флота и национальной гвардии».
Национальные законы устанавливают определенные ограничения на приобретение огнестрельного оружия и его использование для защиты своих прав. Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» гражданам России предоставлено право приобретать на основании лицензии оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие, которое может быть применено для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы полиции.
Совершенно незначительные ограничения на приобретение, хранение и ношение оружия установлены законодательством США, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и ряда других государств Северной и Южной Америки. В то же время в таких странах, как Дания, Германия, Румыния, Финляндия, Швейцария, Буркино-Фасо, Замбия и Уганда не существует никаких законодательных ограничений на приобретение гражданского огнестрельного оружия.
Обобщение специалистами опыта самозащиты с помощью оружия свидетельствует о ее крайне низкой эффективности. Жертвами преступлений с применением оружия становятся в основном законопослушные граждане, которые психологически не могут предполагать в каждом незнакомом человеке вероятного преступника и практически всегда остаются беззащитными.
В заключение главы следует отметить, что в качестве самостоятельного вида гарантий конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина выступает юридическая ответственность лиц, виновных в их нарушении. Но эти вопросы изучаются в учебниках курса гражданского, административного, уголовного и трудового права.
Глава VII.
ГРАЖДАНСТВО
§ 1. Понятие и признаки гражданства, соотношение с подданством
Понятие гражданства известно со времен античности. Термин «римский гражданин» упоминается в том числе и в Библии (Новый завет). Римское гражданство являлось высшим социальным статутом римской античности, означающим возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством.
Активное развитие институт гражданства получил после буржуазных революций XVI-XVII веков. Именно тогда институт гражданства в странах с республиканской формой правления был противопоставлен монархическому институту подданства.
Подданство существует в монархических государствах и характеризуется как односторонняя и личная связь лица непосредственно с монархом, выражающаяся, прежде всего, в обязанности платить налоги. Термин «подданный» буквально означает - «находящийся под данью». Его происхождение связано с феодальными отношениями вассалитета, что и обусловило использование данного термина исключительно в государствах с монархической формой правления. Однако в современных конституционных монархиях статус подданных не имеет принципиальных отличий от статуса граждан. Примечателен пример Японии, которая является конституционной монархией, однако в своей конституции (ст. 10) устанавливает институт гражданства, как следствие суверенной власти народа.
В современной юридической науке и практике термин «гражданство» употребляется в трех значениях: как публично-правовое состояние индивида, как конституционно-правовой институт и как суверенное право государства.
Прежде всего, под гражданством понимают публично-правовое состояние индивида. Именно этот аспект отражен в определении, которое содержится в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»: гражданство - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Легальное определение позволяет выделить особые свойства данного института:
-
устойчивый характер связи - наличие особых условий для возникновения и прекращения, невозможность одностороннего изменения статуса гражданина; -
правовой характер - обусловленность всех вопросов гражданства исключительно положениями закона и иных нормативно-правовых актов; -
двухсторонний характер - взаимность прав и обязанностей гражданина и государства; -
политический характер - связь гражданства с политическими правами, возможностью участия гражданина в управлении государством. Эта особенность не отражена в действующем законе о гражданстве, но упоминалась в ранее существовавшем. Отсутствие этого признака в легальном определении не должно умалять значение политической составляющей гражданства. Именно наличие политических прав, возможность непосредственно и через представителей участвовать в отправлении власти отличает граждан от иных категорий лиц.
Под гражданством также понимается конституционно-правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданства и тесно связанные с ними вопросы: правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вопросы выдачи (экстрадиции) человека другому государству, а также предоставление политического убежища.
Гражданство как суверенное право государства предполагает реальную возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Гражданство в этом понимании прямо обусловлено наличием государственного суверенитета, что влечет невозможность существования собственного гражданства в несуверенных образованиях. В этом отношении проблема гражданства в федеративных государствах напрямую связана с дискуссией о наличии у субъектов федерации собственного суверенитета. С учетом практики Конституционного Суда РФ, субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, соответственно, в нашем государстве действует принцип единого федерального гражданства. Закрепление отдельными республиками в составе России так называемого гражданства субъекта фактически означает всего лишь регистрацию по месту жительства в соответствующей республике.
Основным документом, помимо Конституции РФ, регулирующим вопросы гражданства в нашем государстве, является Федеральный Закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данный закон закрепляет основные понятия в сфере гражданства, принципы российского гражданства, порядок его приобретения и прекращения, закрепляет компетенцию органов государственной власти в данной сфере, определяет процессуальные и процедурные вопросы.
В ст. 4 данного Закона установлены следующие принципы гражданства Российской Федерации:
-
запрет ограничения прав граждан по мотивам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; -
принцип единого гражданства, в соответствии с которым на всей территории Российской Федерации действует единый статус; -
принцип равного гражданства, означающий равный объем прав и обязанностей всех граждан Российской Федерации, отсутствие категорий гражданства, либо иных особых статусов гражданства; -
принцип сохранения российского гражданства при проживании гражданина Российской Федерации за ее пределами; -
принцип невозможности лишения гражданства Российской Федерации; -
принцип невозможности ограничения права гражданина Российской Федерации на изменение гражданства; -
принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства (апатридами), проживающими на территории Российской Федерации.